Библиографическое описание:

Максиняева М. Р. Волонтерская деятельность в высшем учебном заведении (на примере МПГУ) // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 136-138.



В статье рассматривается история возникновения волонтерства и анализируется его суть. На примере опыта Московского педагогического государственного университета раскрывается роль добровольческой деятельности в нравственном воспитании подрастающего поколения и ее значение для профессионального становления будущих педагогов.

Ключевые слова: социальная политика, молодежная политика,волонтерство, добровольческая деятельность, принципы волонтерства, МПГУ.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, содействие развитию и распространению добровольческой деятельности (волонтерства) отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.

Основной целью молодежной политики в процессе реализации указанной Концепцииявляется вовлечение молодежи в социальную практику путем развития добровольческой деятельности молодежи. [1, 2, 4]

Слово «волонтер» произошло от латинского «voluntarius» и переводится как «доброволец», «желающий». В XVIII и XIX веках волонтерами называли людей, которые поступали на военную службу добровольно. Понятие волонтерства как социального служения возникло примерно тогда же, когда и понятия социума. В обществе всегда были люди, которые самореализовывались через труд во благо общества.

Деятельность волонтерских организаций регулируется федеральным законодательством. Юридическое определение понятию дает Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: «Волонтеры – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».

Если говорить о сути понятия, то волонтерство – это сознательная добровольная деятельность, направленная на предоставление безвозмездных услуг человеку или группе людей, не являющихся родственниками волонтера, без расчета на денежное вознаграждение.

Кто же такой волонтер? Это человек, который бесплатно помогает кому-то, выполняя при этом общественно значимые задачи. Благодаря этому он может получить новые навыки, профессию, чувство собственной значимости для кого-то. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером, или добровольцем.

К сожалению, уровень развития добровольчества в России не слишком высок. В соответствии с данными опроса, проведенного центром Superjob.ru, около 8% россиян хотели бы заниматься добровольчеством и благотворительностью в свободное время. В то же время именно с помощью развития волонтерского движения можно было бы решить проблему нравственного воспитания.

Эта проблема является актуальной на протяжении всей истории общественного развития. Негативные последствия преобразований 1990-х гг. оказали влияние на моральное состояние российского общества. На современном этапе развития в духовной жизни присутствует ряд негативных процессов, одним из которых является потеря подростками духовно-нравственных ориентиров.

Нравственное становление подростков – важнейшая составляющая общественного развития, реализующаяся через систему образования. Нормативные правовые и научно-методические документы (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Национальная доктрина образования Российской Федерации», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др.) называют одним из приоритетных направлений нравственное воспитание подрастающего поколения. [2, 3]

Волонтерские программы – это один из самых эффективных инструментов, которые позволяют не только подготовить молодого человека к жизни, но и реализовать основные задачи нравственного воспитания. Этому способствуют семь базовых принципов волонтерства:

 добровольность (волонтером можно стать только по желанию);

 независимость (возможность принимать собственные решения);

 единство (много идей, но одна цель);

 универсальность (равные возможности каждого);

 неординарность (полет фантазий не ограничен);

 заинтересованность (работа, за которую не нужно платить, потому что в ней самой содержится вознаграждение).

Волонтерская деятельность в ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» имеет достаточно обширную историю. Его основным направлением деятельности является обеспечение функционирования социальных программ, существующих в вузе:

 безвозмездная помощь воспитанникам детских домов, семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья;

 поддержка участников боевых действий и ветеранов войны;

 поддержка талантливой молодежи;

 поддержка пострадавших в терактах, помощь детям погибших и пострадавших в терактах;

 поддержка участников боевых действий и ветеранов войны;

 профилактическая работа с несовершеннолетними по предупреждению девиантного поведения.

Таким образом, волонтерская деятельность призвана быть не просто стихийным порывом помогать, а должна подкрепляться практической значимостью для будущей трудовой деятельности студента. Студенты-добровольцы – неисчерпаемый ресурс для социально-педагогической работы с подрастающим поколением, которая реализуется общественными объединениями. Участие специально подготовленных добровольцев из числа студенческой молодежи в деятельности общественных объединений социального профиля является важнейшей, базовой основой для социально-педагогической поддержки детей и подростков.

Добровольческая деятельность студенческой молодежи – это не только один из путей формирования и демонстрации гражданской позиции, но и также одна из действенных форм активизации, организации и самореализации молодежи, освоение которой проходит в учебном заведении. [1, 4]

В нашем вузе волонтерское движение укрепляет социальные связи между студентами различных факультетов на основе сотрудничества и сотворчества. Студенты приобретают социальный опыт работы с разными категориями населения. В современном мире есть много проблем, которые невозможно решить без помощи добровольцев, поэтому направления добровольческой деятельности студентов МПГУ многообразны:

 пропаганда здорового образа жизни;

 проведение просветительских бесед с молодежью с целью профилактики свободных половых связей и подростковой проституции;

 охрана природы и сохранение чистоты окружающей среды;

 профилактика и борьба с курением, алкогольной и наркотической зависимостью;

 оказание помощи престарелым, инвалидам, детям-сиротам, малоимущим, мигрантам, беженцам, бездомным и другим людям, которые нуждаются в материальной и моральной поддержке;

 помощь животным, поддержание заповедников и зоопарков;

 волонтерство ЧС (помощь людям, оказавшимся в эпицентре катастроф, природных катаклизм, стихийных бедствий, аварий, войн и др.)

 помощь в организации благотворительных концертов и разных фестивалей;

 оказание помощи органам правопорядка, медикам, спасателям;

 туристическое, туристско-краеведческое (работа службы гостеприимства, сопровождение и информационно-экскурсионное обслуживание гостей МПГУ, столицы);

 социально-психологическая и юридическая поддержка (молодежные психологические и юридические службы);

 техническая поддержка.

Указанные выше направления могут расширяться в зависимости от существующих и планируемых проектов, а также от актуальных потребностей и проблем в МПГУ.

В нашем университете существуют волонтерские организации, охватывающие все факультеты и институты:

 «Время добра в МПГУ» – помощь животным, донорство, поездки в детские дома, помощь пожилым и инвалидам;

 благотворительный проект для детей из детских домов «Цветы жизни»;

 неформальная организация «Команда Доброжелателей»

Студенты организовывают и проводят множество волонтерских мероприятий, многие из которых стали традиционными. Так, например, ежегодно 26 октября в память о погибших в результате теракта на Дубровке студентами музыкального факультета Института искусств проводится концерт-реквием; студенты многих факультетов организовывают сбор помощи детям из семей погибших и пострадавших.

Проанализировав сущность волонтерского движения, мы установили, что его воспитательные возможности в развитии социальной активности молодежи обусловлены добровольностью включения волонтеров в различные виды социально-ценностной деятельности; правом выбора средств достижения цели при совместном решении проблем; признанием равенства личных и общественных потребностей; целенаправленным использованием обучения и воспитания как средства достижения социально значимых целей и личностного роста студентов волонтеров.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о высокой социальной значимости волонтерской деятельности и необходимости ее совершенствовании ресурсами высших учебных заведений для предания еще более позитивной окраски имиджу молодежи, занимающейся добровольческой деятельностью.

Литература:

  1. Богданова, Е.В. Теория и практика организации волонтерской деятельности студентов. – Новосибирск: НГПУ, 2013. – 156 с.
  2. Наумова, Г.А. «Школа волонтеров» - новый взгляд на совершенствование волонтерской деятельности в вузе // Волонтерское движение в вузе: история, теория, практика: материалы междунар. науч-практ. конф. 1-3 июня 2012г. – Тамбов: ТГУ – 151 с.
  3. Руднева, И.А. Методика организации волонтерской деятельности молодежи: вопросы теории и практики: учебное пособие. – Волгоград: изд-во ВолГУ, 2014. – 191 с.
  4. Царапина, Т.П. Развитие волонтерства в молодежной среде. – Пермь: изд-во ПГТУ, 2011. – 171 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов