Практические аспекты внеучебной деятельности при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Завалишин, А. В. Практические аспекты внеучебной деятельности при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» / А. В. Завалишин. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1486/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассмотрены аспекты применения внеучебной деятельности для формирования общих и профессиональных компетенций при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности».

Ключевые слова: внеучебная деятельность, практико-ориентированный подход, профессиональные компетенции, компетентностный подход.

В 21 веке, несмотря на несомненные успехи, достигнутые в области обеспечения безопасности населения и территорий от опасностей и угроз различной этиологии, разрушительное воздействие чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, продолжает оставаться насущной проблемой безопасности.

Более того, мы можем наблюдать изменение характера воздействия чрезвычайных ситуаций, которые заключаются в опережающем росте экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций по сравнению с динамикой роста их количества, а так же с характером роста экономического ущерба [5, с.8-9].

Хотя природные явления, вызывающие стихийные бедствия, в большинстве случаев не поддаются контролю со стороны человека, уязвимость обычно является следствием деятельности человека и совместными усилиями общества возможно способствовать ослаблению такой уязвимости, чтобы способствовать улучшению социально-экономических условий затрагиваемых чрезвычайными ситуациями различных групп населения.

В связи с этим, все так же остро строит вопрос в подготовке специалистов в области безопасности жизнедеятельности, способных посредством разработки технических и организационных методов, научных исследований, пропаганды среди населения добиться позитивных результатов в плане уменьшения ущерба от стихийных бедствий.

Практическая направленность подготовки кадров в высших учебных заведениях согласно социальному заказу современного общества должна превалировать над теоретической (но, не заслоняя и тем более заменяя ее полностью), в силу быстрой изменяемости последней в условиях современного мира.

Изменения в нормативно-правовых актах, геополитической ситуации в мире, появление инноваций в различных областях жизнедеятельности ставят перед преподавателями сложную задачу подготовить выпускника с необходимым набором профессиональных компетенций для его востребованности на современном рынке труда.

Сейчас уже невозможно решить эту задачу стандартными методами обучения, при котором передача знаний идет линейно от педагога к ученику, причем следует принимать во внимание неизбежное отставание педагога от темпов технического прогресса, способов обработки и передачи информации, разрыв между теоретическим материалов и реальностью. Снижению подобного разрыва способствуют переподготовка, самоподготовка, стажировки, обмен опытом преподавателей, а так же участие в различных конференциях.

Качественно организованный образовательный процесс сейчас немыслим без применения активных и интерактивных форм обучения, таких как дискуссии, круглые столы, подготовка и защита проектов, деловые игры, моделирование ситуаций и т.п.

Грамотная организация внеучебной деятельности заключает огромный потенциал для качественной подготовки будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности.

Современные вузы предлагают студентам большое количество кружков и общественных объединений студентов, где каждый может принять участие и внести свой вклад, как в развитие вуза, так и развитие собственных качеств.

Сахалинский государственный университет (далее – СахГУ) не является исключением в этом вопросе и так же имеет обширный перечень мероприятий, проводящихся во внеучебное время:

- деятельность различных общеуниверситетских общественных организаций, научных, творческих коллективов и спортивных секций;

- общественная жизнь университета и культурно-массовые мероприятия;

- художественная самодеятельность университета, организация концертов и досуговых мероприятий;

- научные кружки, клубы, научно-теоретические и практические конференции;

- встречи со студентами-выпускниками;

- спортивные соревнования.

Однако возникает вопрос – насколько коррелируется внеучебная деятельность студента с выбранной специальностью и помогает ли она в овладении необходимыми профессиональными компетенциями будущего выпускника.

Одно из направлений организации внеучебной деятельности, проводимых на кафедре безопасности жизнедеятельности института естественных наук и техносферной безопасности СахГУ является привлечение студентов направления «Техносферная безопасность» и «Педагогическое образование» по профилю – «Безопасность жизнедеятельности» к участию в мероприятиях, касающихся вопросов обеспечения безопасности в тех или иных ракурсах.

При кураторстве Главного управления ГО и ЧС по Сахалинской области в СахГУ создан студенческий спасательный отряд, наполнение которого осуществляется в основном за счет студентов кафедры безопасности жизнедеятельности.

Анализируя более чем 10-летнюю историю данного студенческого объединения можно подвести итоги некоторых основных вех:

2002-2007 гг. – Создание отряда, организация совместного дежурства с поисково-спасательным формированием Сахалинской области, участие в учениях, поисково-спасательных работах, экспедиция в пещеры г. Вайда (Сахалинская область, Смирныховский район), участие в региональных соревнованиях по многоборью спасателей.

Итогом этого периода стало трудоустройство 8 студентов в поисково-спасательный отряд им. В.А. Полякова, аварийно-спасательный отряд г. Южно-Сахалинска, Главное управление ГО и ЧС по Сахалинской области, а некоторые даже дошли до руководящих должностей.

2008-2011 гг. – Привлечение студентов отряда в качестве резерва сил при ликвидации аварийных разливов нефти. Этот период характеризовался активным участием студентов в теоретических и практических тренировок по ликвидации разливов нефти и выполнялся в период запуска в эксплуатацию магистрального нефтепровода, связывающего северные месторождения нефти и пункты отгрузки на юге Сахалинской области.

Трое студентов продолжили свою профессиональную карьеру в компаниях, занимающихся ликвидацией разливов нефти, один стал оперативным дежурным в ЦУКСе по Сахалинской области, четверо направились в школы области, двое стали аспирантами при кафедре безопасности жизнедеятельности.

2012-2014 гг. – Этот период в основном состоял из спортивной деятельности студентов, куда входили участие в соревнованиях по проведению спасательных работ в пещерах, участие в соревнованиях по сплаву, подготовка и участие во Всероссийских соревнованиях по спасательскому многоборью среди студентов.

Итогом стало трудоустройство одного из студентов в Областной центр внешкольной внеучебной работы, основными критериями принятия стали наличия туристического и спасательского опыта.

Проводя определенные параллели, можно увидеть, что организация внеучебной деятельности соответствующей направлению и профилю подготовки значительно повышает уровень трудоустройство выпускника согласно его квалификации.

Согласно опросам, проводящихся среди абитуриентов и студентов первых курсов, только немногие из них выбирают педагогические специальности с тем, чтобы в последующем работать учителями или преподавателями в институтах или учебных центрах, однако взгляд на будущую специальность сильно меняется к последним курсам и становится более зрелым, а в случаях со студентами-спасателями, и более социально ориентированным.

Таким образом, мы можем видеть, что внеучебная деятельность, организованная с учетом будущей квалификации студента может повлиять на выбор рода деятельности, переоценку своих взглядов, уровень знаний, получаемых во время учебного процесса.

Спортивно-туристическая деятельность, проводимая согласно годового плана мероприятий студенческого спасательного отряда, способствует укреплению товарищеских отношений между студентами, повышает чувство ответственности за своих товарищей, за свои действия, что, несомненно, отражается на личностных качествах студента.

Таким образом, студент должен обладать целым рядом сформированных профессиональных компетенций, которые в совокупности с полученными предметными (в области безопасности жизнедеятельности) знаниями, позволяют ему правильно, а главное рационально и взвешено принимать различные решения [6, с. 134].

Однако будет неправильно ограничивать внеучебную деятельность только рамками спортивно-туристических мероприятий студенческого спасательного отряда.

Согласно исследованиям Е.В. Фильченковой, значительная часть студентов посвятило бы свободное время занятиям спортом, обучению различным видам творческой деятельности, семье и любимому человеку, общественной деятельности [7, с.329].

При организации внеучебной деятельности необходимо соблюдать баланс между современными ценностными ориентации студентов и политики вузов, заключающейся в подготовке компетентного и востребованного на современном рынке труда специалиста.

Трактуя внеучебную деятельность как одну из форм организации свободного времени, следует не упустить педагогическую составляющую, и если в школе внеучебная деятельность направлена на поиск и развитие склонностей ребенка, то в высшем учебном заведении, внеучебная деятельность, на наш взгляд, должна дополнять учебный процесс и способствовать приобретению выпускником тех умений и навыков, которые не разовьются должным образом во время учебного процесса, включая учебные и производственные практики.

Литература:

  1. Беликова Л.Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе // Социологические исследования. 2001. №6 С.51-57.
  2. Добромыслова С.В. Организация внеучебной деятельности студентов вуза по формированию социальной компетенции // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. С.33-39.
  3. Осипов П.Н. Свободное время современного студента / П.Н. Осипов, Е.В. Фильченкова // Образование и саморазвитие. 2010. №4 С.139-144.
  4. Пономарев А.В. Внеучебная воспитательная работа со студентами в вузе: организация и управление // Университетское управление: практика и анализ. 2005. №6 С. 71-76.
  5. Пучков В.А., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Катастрофы и устойчивое развитие в условиях глобализации: Научно-популярное издание / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013. 328 с.
  6. Соболев А.Ю. Социальный аспект в преподавании дисциплины БЖД // Наука и образование XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции (29 мая 2014): Часть 1. – Уфа: Аэтерна, 2014. – 194 с.
  7. Фильченкова Е.В. Внеучебная деятельность студентов при переходе на двухуровневую подготовку специалистов // Вестник Казанского технологического университета. 2013. №3 С. 328-330.
Основные термины (генерируются автоматически): внеучебная деятельность, Сахалинская область, область безопасности жизнедеятельности, студенческий спасательный отряд, участие, учебный процесс, Главное управление ГО, ликвидация разливов нефти, свободное время, экономический ущерб.

Похожие статьи

О формировании практических умений и навыков у студентов...

внеучебная деятельность, Сахалинская область, область безопасности жизнедеятельности, учебный процесс, студенческий спасательный отряд, участие, ликвидация разливов нефти, Главное управление ГО...

Организация профессиональной подготовки преподавателей курса...

Ключевые слова: повышение квалификации в области безопасности жизнедеятельности образовательных организаций, программы

В то же время во взаимосвязи в целом эти вопросы составляют главную проблему наступающей постиндустриальной эпохи развития цивилизации.

Эффект «Сагана»: влияние внеучебной деятельности на...

Ключевые слова: эффект Сагана, внеучебная деятельность, социологическое исследование.

Очевидно, что это отнимает почти все их свободное время, а также затрагивает время, необходимое на обучение в вузе.

Повышение уровня безопасности жизнедеятельности человека

ликвидация отрицательных последствий воздействия экстремальных факторов.

профессиональная деятельность, природная среда, область безопасности, безопасность жизнедеятельности, компетенция, культура безопасности, профессиональная культура...

Эколого-краеведческая направленность...

Ключевые слова: краеведение, учебно-исследовательская деятельность, учащиеся, область безопасности жизнедеятельности.

Развитие практических умений безопасности... | Молодой ученый

Главная цель организации образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности: дать возможность участникам образовательного процесса расширить познавательные возможности и навыки в области обеспечения безопасности личности...

Современные проблемы обучения основам безопасности...

Скачать Спецвыпуск Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика и практика (pdf).

В учебном процессе в школе можно, например, моделировать кровотечение из раны с помощью краски.

Технологии преподавания дисциплины «Безопасность...»

Скачать Спецвыпуск Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика и практика (pdf).

О методологическом обеспечении организации учебного процесса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» для...

Похожие статьи

О формировании практических умений и навыков у студентов...

внеучебная деятельность, Сахалинская область, область безопасности жизнедеятельности, учебный процесс, студенческий спасательный отряд, участие, ликвидация разливов нефти, Главное управление ГО...

Организация профессиональной подготовки преподавателей курса...

Ключевые слова: повышение квалификации в области безопасности жизнедеятельности образовательных организаций, программы

В то же время во взаимосвязи в целом эти вопросы составляют главную проблему наступающей постиндустриальной эпохи развития цивилизации.

Эффект «Сагана»: влияние внеучебной деятельности на...

Ключевые слова: эффект Сагана, внеучебная деятельность, социологическое исследование.

Очевидно, что это отнимает почти все их свободное время, а также затрагивает время, необходимое на обучение в вузе.

Повышение уровня безопасности жизнедеятельности человека

ликвидация отрицательных последствий воздействия экстремальных факторов.

профессиональная деятельность, природная среда, область безопасности, безопасность жизнедеятельности, компетенция, культура безопасности, профессиональная культура...

Эколого-краеведческая направленность...

Ключевые слова: краеведение, учебно-исследовательская деятельность, учащиеся, область безопасности жизнедеятельности.

Развитие практических умений безопасности... | Молодой ученый

Главная цель организации образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности: дать возможность участникам образовательного процесса расширить познавательные возможности и навыки в области обеспечения безопасности личности...

Современные проблемы обучения основам безопасности...

Скачать Спецвыпуск Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика и практика (pdf).

В учебном процессе в школе можно, например, моделировать кровотечение из раны с помощью краски.

Технологии преподавания дисциплины «Безопасность...»

Скачать Спецвыпуск Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика и практика (pdf).

О методологическом обеспечении организации учебного процесса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» для...

Задать вопрос