Библиографическое описание:

Бойков А. Е. Обучение организации культурно-просветительской работы учителя ОБЖ по профилактике информационной зависимости школьников как важный компонент подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 38-40.



В статье рассмотрена роль культурно-просветительской работы учителя основ безопасности жизнедеятельности при осуществлении профилактики информационной зависимости учащихся, место культурно-просветительской работы в профессиональном стандарте педагога, возможности подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности к осуществлению данного вида деятельности в свете федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки педагогическое образование.

Ключевые слова: культурно-просветительская работа, профилактика информационной зависимости школьников, методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности, подготовка бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности.

Результаты психолого-педагогических исследований говорят о том, что большую часть воспитательного воздействия ребенок получает в семье. Однако в настоящее время учеными-социологами, педагогами, преподавателями отмечается заметное снижение активности семьи в педагогической деятельности по воспитанию своего ребенка.

Как отмечают многие ученые, это повлекло за собой: рост детской безнадзорности; увеличение численности школьников, проявляющих признаки аддиктивного поведения (алкоголизм, наркомания, информационная зависимость); раннее начало половой жизни школьников, рост детской и подростковой преступности [4].

В связи с этим особого внимания требует вопрос организации скоординированной целенаправленной совместной работы семьи и школы с целью профилактики различных видов аддиктивного поведения школьников. На сегодняшний день в системе образования разрабатываются различные направления взаимодействия семьи и школы, решающие три основные задачи:

- осуществление культурно-просветительской работы;

- осуществление диагностической работы;

- осуществление коррекционной работы.

С педагогической позиции реализация профилактической деятельности учителя возможна через культурно-просветительскую работу с учащимися и их семьями.

Учитывая то, что в рамках профилактики информационной зависимости учащихся следует рассматривать семью и социальную среду как субъект профилактики и в то же время как источник условий, влияющих на уровень риска формирования информационной зависимости школьника, культурно-просветительские мероприятия являются одним из наиболее эффективных видов деятельности профилактической направленности, реализующие профилактику информационной зависимости через работу с семьей учеников.

Одну из основных ролей в профилактике аддиктивного поведения школьников играет предмет основы безопасности жизнедеятельности. Это обусловливается содержанием и планируемыми результатами обучения курсу. Так, например, в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения (далее ФГОС ООО 2-го поколения) достижение предметных результатов обучения должно обеспечитьформирование установки на здоровый образ жизни, исключающий угрозу всех форм зависимого поведенияи нанесение иного вреда здоровью.

Работа с семьей занимает особое место в процессе обучения школьников курсу ОБЖ. Это объясняется тем, что при его изучении затрагиваются важнейшие вопросы, решение которых возможно при участии не только учителя и ученика, но и семьи школьника.

Таким образом, в вопросе профилактики информационной зависимости школьников огромное значение имеет совместная работа школы и семей учащихся посредством культурно-просветительской работы, а ее правильная организация и вовлечение наибольшего числа родителей многократно повышают эффективность профилактики.

Из этого следует, что современный учитель, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности для успешного осуществления своей профессиональной деятельности должен обладать соответствующей подготовкой по организации культурно-просветительской работы с учащимися и их семьями.

Это подтверждается и профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который определяет следующие трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения учителя [2, с. 8,9]:

 уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов;

 уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка;

 формировать и реализовывать программы развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формировать толерантность и позитивные образцы поликультурного общения;

 разрабатывать (совместно с другими специалистами) и реализовывать совместно с родителями (законными представителями) программы индивидуального развития ребенка;

 владеть психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;

 знать закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;

 знать основные закономерности семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Как пишет В.Ю. Абрамова, «актуальность развития профессиональных качеств у будущих специалистов в настоящий момент обусловлена развитием на рынке труда новых требований к ним. В связи с этим одной из задач высших учебных заведений является формирование теоретической базы для построения методической подготовки педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности» [1, с. 709].

Таким образом, организация культурно-просветительской работы, в том числе и по профилактике информационной зависимости школьников, рассматривается как один из компонентов подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности.

Это следует и из положений федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки педагогическое образование (далее ФГОС ВО), который выделяет культурно-просветительскую работу в отдельный вид профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата [3, с. 3].

Также ФГОС ВО установлены соответствующие профессиональные задачи, «которые должен быть готов решать выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом профессиональной деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата» [3, с. 3].

В педагогической деятельности такими задами являются [3, с.4]:

 Организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся, участие в управлении и самоуправлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности.

В культурно-просветительской деятельности такими задами являются [3, с.4]:

 изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

 организация культурного пространства;

 разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

Данная тенденция прослеживается и в требованиях к результатам освоения программы бакалавриата, которые гласят, что выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими компетенциями [3, с. 8]:

 способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);

 способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).

Таким образом, культурно-просветительская деятельность является неотъемлемым направлением профессиональной деятельности учителя ОБЖ и выступает как эффективное средство профилактики информационной зависимости школьников, а обучение организации культурно-просветительской работы, в свете современных тенденций в образовании, представляет собой важный компонент подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Литература:

  1. Абрамова В. Ю. Подготовка бакалавров к педагогической работе в системе профильного обучения // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 709-711.
  2. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.ug.ru/new_standards/6
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94
  4. Шайдулина, А.Ф. Интернет-зависимость – новая форма аддиктивного поведения у подростков [Электронный ресурс] / А.Ф. Шайдулина // Материалы конгресса по детской психиатрии (Москва, 25-28 сентября 2001 г.). - М., 2001. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/ article/internetzavisimost-novaya-forma-addiktivnogo-povedeniya-u-podrostkov.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов