Библиографическое описание:

Бырылова Е. А. И дом наш, и храм наук // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 8-15.



…Свидетель наших счастливых дней,

И дом наш, и храм наук,

И братство, которого нет тесней –

Студенческий тёплый круг…

Любовь Сирота «Вечер встречи выпускников»

Дом № 30 на проспекте Стачек во всех архитектурных проспектах известен как Школа. Автором дома 30 по проспекту Стачек является архитектор Игорь Фомин. Он известен своими проектами, обогатившими архитектурную палитру Ленинграда: это Московский (1930–35) и Невский (1937–40) райсоветы, жилой дом на набережной Карповки (1935), застройка района Щемиловки, включая Ивановскую улицу (1937–1948), жилой дом на Дворцовой набережной (1946–51), станция метро «Площадь Восстания» (1951–55) в Ленинграде, жилой дом на площади Гагарина в Москве (1940–47), комплекс Ленинградского университета им. А.А. Жданова в Петродворце (проект, 1969).(БСЭ, М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978).

Игорь Фомин унаследовал талант своего отца - известного архитектора Ивана Фомина, академика архитектуры. Игорь Иванович родился и вырос в семье творческой и, поэтому решение его стать архитектором, было органично. Он учился в Академии художеств в Ленинграде, преподавателями его были известные архитекторы А.И. Дмитриев и В.А. Щуко, окончил в 1926 году. Преподавал в Академии художеств, Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде, награждён орденом Ленина, другими орденами и медалями [7].

Каждый год в начале лета возле дома №30 по проспекту Стачек можно видеть группы нарядно одетых молодых людей – это выпускники педагогического университета имени А.И. Герцена, горя желанием поскорее приносить пользу обществу, они клянутся не забывать свою Альма-Матер. И здание, и окружающие его сооружения и сама территория, на которой они располагаются, имеют давнюю историю.

Название района происходит от заставы на почтовом тракте, связывавшем Петербург с Нарвой. «Отголоски» того времени «слышны» в топонимике Санкт-Петербурга до сих пор.

Проспект Стачек (до 1923 года – Петергофское шоссе) возник в 18 веке как почтовый тракт на Нарву и Ревель (Таллинн), и как дорога, ведущая в Петергоф. С 1762 году участок земли (ул.Трефолева,22-40, пр. Стачек 27-41, Баррикадная ул. 21-28, Новоовсянниковская ул. 1-21) принадлежал генерал-лейтенанту и кавалеру Алексею Григорьевичу Жеребцову и кавалеру Александру Александровичу Нарышкину.

К 1772 году все участки достались Нарышкину. На этом месте он построил огромную усадьбу с красивым домом (позади дома № 34 по пр. Стачек) и парком.

По обочинам главных дорог, ведущих в загородные царские резиденции в 18 веке были поставлены верстовые столбы (каменные верстовые пирамиды). На Руси издавна повелось их устанавливать по обочинам главных проезжих дорог – большаков. По этой причине такие дороги стали называться столбовыми. В 1764 году в царствование Екатерины II в России было принято решение о сооружении на всех главных дорогах России каменных верстовых столбов – дорожных знаков по единому образцу (путевая верста равнялась 500 саженям - 1,0668 километра).

В 1774 году верстовые столбы были установлены и на Петергофской и Царскосельской дорогах от границы Петербурга (тогда – Безымянного Ерика, позже переименованного в Фонтанку) до Пулкова. Год спустя «каменные верстовые пирамиды» уже установили вплоть до Царского Села. Выполнены они были в виде обелиска из цветного мрамора и гранита, тонко прорисованные и превосходно выполненные. На обращённой к дороге грани высекалось число, означающее количество вёрст до конечного пункта (Петергоф), на обратной стороне-расстояние до почтового двора, традиционно считавшегося центром города. От него и шёл отсчёт вёрст.

До сих пор «каменные верстовые пирамиды» сохраняют декоративную функцию. Один из немногих уцелевших верстовых столбов с цифрами 6 и 23 сегодня стоит у пересечения улицы Трефолева с проспектом Стачек, являясь живым напоминанием о Красной мызе (на фото).

Когда-то он стоял напротив господского дома, но затем, в связи с указом 1839 г. об отсчете верст от Адмиралтейства, был перенесен на 300 метров ближе к городу, и цифра 3 была заменена на 6 (цифра 23, означающая число верст до Петергофа, осталась прежней).

D:\Рабочий стол\Статьи на конференции сен - окт 2016\В статью фото\В статью\P9200049.JPG

На фото: верстовой столб у пересечения проспекта Стачек с улицей Трефолева

Фото Пиджаковой Р.М.

D:\Рабочий стол\Статьи на конференции сен - окт 2016\В статью фото\В статью\P9200047.JPG

D:\Рабочий стол\Статьи на конференции сен - окт 2016\В статью фото\В статью\P9200048.JPG

На фото: Верхние грани верстового столба с высеченными на них цифрами.

Фото Пиджаковой Р.М.

В 1814 году Санкт-Петербург встречал гвардейские полки, с победой возвращавшиеся из Парижа. Двигались они по Нарвскому тракту, и для торжественной встречи их на южной окраине, у заставы, архитектор Джакомо Кваренги построил Нарвские Триумфальные ворота. Но, ввиду спешки, возвели их из дерева, а декор, скульптура выполнены были из гипса. Как известно, гипс – материал недолговечный, и уже через несколько лет встал вопрос о воплощении замысла архитектора в более прочных и долговечных материалах. Проект, который сохранил в общих чертах замысел Джакомо Кваренги, был создан архитектором Стасовым. Он значительно увеличил масштаб сооружения. Новый проект был создан в 1817 году, но строительство началось не сразу, не нашлось нужной суммы для воплощения идей Стасова. Треть суммы – 400 000 рублей завещал на строительство командир Гвардейского корпуса, герой войны 1812 года, Фёдор Петрович Уваров. Торжественное открытие Нарвских ворот произошло в 1834 году.

Новые Триумфальные ворота были выполнены из кирпича и покрыты крашеными медными листами. Над скульптурным убранством и декором трудились известные и талантливые мастера: Пименов, Демут-Малиновский, П.К. Клодт.

Проектируя Нарвские ворота, Стасов мечтал, чтобы в них разместили музей. Музей существует сегодня, открыт он был в 1987 году, и его экспозиция тогда посвящена была истории ворот.

D:\Настя\концерт 9мая\cnfxtr\x_d69e4e74.jpg

На фото: Нарвские Триумфальные ворота в годы Великой Отечественной войны

В 19 веке прилегающая к Нарвской заставе территория застраивалась деревянными домами и рабочими казармами. Это было рабочее предместье Петербурга. А уже в 1920-е годы начата реконструкция магистрали и соседних территорий: сооружён жилмассив на Тракторной улице, школа им. 10-летия Октября, ДК культуры и техники им Газы, создана Кировская площадь, разбит Детский парк имени 9 января и т.д. [4] В реконструкции территории принял участие и архитектор Игорь Фомин.

На фото: Ленинград в 20-е годы, жилмассив, появившийся в результате реконструкции территории, прилегающей к Нарвской заставе. Улица Стачек (сегодня-проспект Стачек), Серафимовский участок

На следующем фото тот же участок в годы Великой Отечественной войны

На фото: Дорога на фронт. Проспект Стачек 1942 г. Из материалов музея истории и техники Кировского завода. [5]

D:\Рабочий стол\Статьи на конференции сен - окт 2016\В статью фото\В статью\P9150012.JPG

На фото: Проспект Стачек сегодня. Серафимовский участок.

Фото: Р.М. Пиджакова

В 1930-32 гг. на проспекте Стачек по проекту архитектора Игоря Фомина было создано школьное здание, рассчитанное на 1600 учащихся. Под строительство был предоставлен узкий участок земли, расположенный перпендикулярно проспекту Стачек, и это частично обусловило вытянутую форму основного корпуса (около 250 метров)[3]. Рядом стоящий цилиндрической формы корпус, предназначенный для столовой, соединялся с основным переходом на уровне второго этажа.

Vishny_1988

На фото: Здание технической школы [3]

В те годы практиковался бригадно-лабораторный метод обучения и большинство школьных помещений было предназначено под специализированные кабинеты и помещения, которые располагались по обеим сторонам коридоров.

На фото: Планы первого и второго этажей (Из книги «Архитектура ленинградского авангарда» под общей ред. Б.М. Кирикова)[3]

А в закруглённых объёмах по концам корпуса располагались актовый и физкультурный залы. Рекреации и лестницы выходили на север. Вертикальные витражи лестничных клеток были видны в окнах с северной стороны. А к проспекту Стачек обращены вестибюль, актовый зал и столовая с галереей.

В 1935 году на проспекте Стачек 52 (теперь – 30) была торжественно открыта общеобразовательная школа № 5 Кировского района. В 1949 году на основании постановления Совета Народных Комиссаров СССР было принято решение организовать здесь Вторую Ленинградскую спецшколу ВВС.

По воспоминаниям выпускников, на первом этаже располагались: вестибюль, кабинеты начальника школы, замполита, военрука, учебный кабинет с самолётом У-2, учебный кабинет с мотором М -11, канцелярия.

На втором этаже были актовый зал, малый зал с самолётом И-16 («Ишачок» - так ласково называли его курсанты, использовался в качестве тренажёра для отработки некоторых навыков), физкультурный зал, кабинет завуча, пять классных комнат первой роты.

Третий этаж занимали библиотека, читальный зал, кабинеты химии, черчения, а также классные комнаты второй и третьей рот.

Четвёртый этаж был отведён под хозяйственные нужды.

Вторая Ленинградская специальная школа ВВС

Первый выпуск 1941 год

Картинки по запросу и-16 кабина

На фото: Самолёт И – 16 («Ишачок»)[6]

Да, наша дорога была светла,

Когда мы брали разгон,

Душа чиста, за спиной – крыла,

В сердцах – молодой огонь…

Любовь Сирота «Вечер встречи выпускников»

Звено советских истребителей И-16 в полете над Ленинградом

Звено советских истребителей И-16 в полете над Ленинградом. 1941 — 1942 гг [6].

Занятия у курсантов начались 13 января 41 года, а когда линия фронта придвинулась совсем близко к Кировскому району, решено было перевести школу в центр города на Невский проспект, а вместо курсантов здесь до января 1944 года расположился истребительно-противотанковый батальон.

До наших дней здание сохранилось с утратами. Передний выступающий закруглённый объём был разрушен. [3]

На фото: Корпус школы на проспекте Стачек 30 в послевоенный год [8]

После ремонта в 1945 году здесь было устроено общежитие Кировского завода.

А вместо закруглённого выступающего объёма теперь - плоский торец с пилястрами и капителями в стилистике «Сталинского ампира» (на фото).

D:\Рабочий стол\Статьи на конференции сен - окт 2016\В статью фото\В статью\P9150027.JPG

На фото: Корпус 29 РГПУ им. А. И. Герцена на проспекте Стачек 30 в наши дни

D:\Рабочий стол\Статьи на конференции сен - окт 2016\В статью фото\В статью\Пилястры\PA030113-2.jpg

На фото: Капитель, декорированная в стиле «сталинского ампира»

Фото: Р.М. Пиджакова

В 2001 году дом № 30 по проспекту Стачек был включён КГиОП в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».

Каждый год в начале сентября возле дома № 30 по проспекту Стачек можно видеть группы молодых людей, с интересом поглядывающих на мемориальную доску на парадном фасаде у входа - это первокурсники педагогического университета имени А.И. Герцена. Они пока ещё не знакомы с историей корпуса и не знают, что было здесь раньше, у каждого из них скоро будет своя история. Пожелаем им удачи!

Литература:

  1. А.Г. Вайтенс. Игорь Фомин// «Архитекторы об архитекторах» СПб: ОАО «Иван Фёдоров», 1999, стр. 176-201
  2. Большая Советская Энциклопедия М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978
  3. Кириков Б.М., Штиглиц М.С. Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель/Б.М. Кириков, М.С. Штиглиц; под общей ред. Б.М. Кирикова
  4. Санкт-Петербург-Петроград-Ленинград. Энциклопедический справочник. Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия»., 1992
  5. По материалам сайта http://tass.ru/spb-news/886243
  6. По материалам сайта http://waralbum.ru/262510/
  7. По материалам сайта http://theory.totalarch.com/node/208
  8. По материалам сайта http://www.citywalls.ru/house8210.html?s=rjp048jvg4a34utem1vtgcs4s1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов