Библиографическое описание:

Сухоруков Д. В., Пазыркина М. В. Актуальные вопросы организации питания школьников и студентов вуза // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 200-202.



Успех подготовки специалиста в вузе, способного к освоению знаний, во многом зависит от уровня его умственной и физической работоспособности, потенциала здоровья. Важная роль в поддержании и укреплении здоровья студентов принадлежит рациональному питанию, в основе которого лежит баланс энергии и пищевых веществ, потребляемых и расходуемых организмом в течение определенного отрезка времени.

Ключевые слова: рацион питания, школьники, первокурсники.

Стремительные мировые системные изменения, происходящие в последние десятилетия, доказали, что школьное образование нуждается не только в пересмотре существующих подходов к учебно-воспитательному процессу, но и в модернизации системы обучения в целом [7]. Здоровье молодежи является одним из важнейших показателей, определяющих экономический, интеллектуальный, культурный потенциал страны и национальную безопасность [8]. Неотъемлемой частью процесса обучения является пребывание учащихся в учебных заведениях в течение длительного времени, требующего решения вопросов по организации питания, с учетом физиологических норм и потребностей.

Физиологическая потребность в энергии и пищевых веществах — это необходимая совокупность алиментарных факторов для поддержания динамического равновесия между человеком, как сформировавшимся в процессе эволюции биологическим видом, и окружающей средой, и направленная на обеспечение жизнедеятельности, сохранения и воспроизводства вида и поддержания адаптационного потенциала [4].

Согласно результатам углубленного медицинского осмотра школьников, проводившегося в Российской Федерации в 2005–2009 гг., впервые за последние десятилетия обнаружено явление ретардации среди подростков: дефицит массы тела выявлен у 20 % учащихся, а ростовой показатель снизился в среднем на 2 см по сравнению с показателями 1990 года. Имеется сообщение о том, что ухудшение здоровья учащихся школ Приморского края подтверждается следующим фактом: в первую группу здоровья вошли только 4,2 % учащихся [3]. При этом результаты оценки питания школьников выявили такие недостатки, как:

— 20,5 % школьников не завтракают и не обедают, а 27,8 % завтракают и обедают эпизодически;

— дефицит микронутриентов испытывают до 61,3 % школьников;

— 95,2 % учащихся ежедневно употребляют чипсы, сухарики, шоколад, кофе, что неблагоприятно отражается на их здоровье.

Отмечено нарушение энергетического баланса между энергозатратами школьников и количеством потребляемых с пищей калорий в суточном рационе учащихся. При этом наряду с выявленным дефицитом массы тела у 10 % детей и подростков обнаружен факт её избыточности у 7 % учащихся [5]. Это связано с недостатком в рационах питания витаминов, макро- и микронутриентов. От этого зависит и рост алиментарно-зависимых заболеваний — анемий, болезней желудочно-кишечного тракта, желчевыводящей системы. Факт увеличения массы тела зависит, прежде всего, от несбалансированного питания школьников, употребляющих продукты, вызывающие ожирение (конфеты, сдобу, сладкие газированные напитки и др.). Немаловажное значение в этом вопросе имеет и дефицит двигательной активности.

Установлено, что несоблюдение сбалансированности и количественно-качественных принципов питания могут приводить к изменению алиментарного статуса и повышению риска развития алиментарно-зависимых заболеваний у учащихся городских и сельских школ [6].

В настоящее время охват учащихся горячим питанием составляет в среднем по стране только 63 %. Школьные меню составляют с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологических потребностей детей в биологически ценных веществах. За последние десятилетия снизился ежесуточный объём потребляемой школьниками пищи, в то же время они стали меньше двигаться. Таким образом, достигается энергетический баланс, но потребность в пищевых ингредиентах, витаминах, минеральных и балластных веществах остаётся неудовлетворённой. Большинство пищеблоков имеют слабую материально-техническую базу, высокой остается изношенность технологического и холодильного оборудования. Продолжают регистрироваться вспышки кишечных инфекций и пищевые отравления, обусловленные нарушениями санитарно-противоэпидемического режима и производственной дисциплины [5].

Пищевые привычки школьников имеют корни в семье. Структура межличностной социальной поддержки, включающая количество взаимосвязей и качество системы отношений индивида с ближайшим окружением, важнейшую роль в которой играет семья, может способствовать или препятствовать развитию личностного превентивного ресурса подростка [1].

Недостатки организации школьного питания автоматически переходят и вузы вместе с бывшими школьниками, то есть становятся характерными для студентов. По уровню физической активности студенты относятся к первой группе населения с очень низкой физической активностью (коэффициент физической активности — 1,4) [4]. Суточная потребность в энергии взрослого трудоспособного населения, входящего в указанную группу составляет для мужчин от 2100 до 2450 ккал, а для женщин от 1800 до 2000 ккал [4].

Однако следует учитывать тот факт, что в условиях мегаполиса вузы часто располагаются на разных, зачастую удаленных друг от друга, площадках. Во время занятий учащиеся вынуждены перемещаться на городском транспорте на значительные расстояния. При этом выделить достаточное количество времени на полноценный прием пищи, как правило, не удается. Кроме того повышается расход энергии и нутриентов, не учитываемый для работников преимущественно умственного труда, т. е. первой группы населения. Поэтому целесообразно, по-видимому, отнести подобный контингент населения ко второй группе — работникам, занятым легким физическим трудом. Мониторинг и анализ сложившейся сегодня ситуации показывает, что процесс получения качественного образования для современного студента становится все более трудоемким. Связанно это, в том числе, с постоянным увеличением числа каналов, объемов и сложности поступающей информации — на фоне неизменившихся психофизиологических резервов человека [2].

Нами проведено исследование с целью оценки качества питания и его энергетической достаточности у студентов педагогического вуза Санкт-Петербурга. Проведен анализ самостоятельных домашних работ студентов первого курса бакалавриата, составлявших меню-раскладки с расчетом энергетической стоимости своей деятельности за сутки в период одного из типовых дней учебной недели. Анализу подверглись 34 работы девушек и 27 работ юношей.

Средний показатель энерготрат у юношей составил 1960±119 ккал в сутки, у девушек — 1680±107 ккал в сутки. Следовательно, у юношей дефицит в обеспечении организма энергией по сравнению с рекомендуемыми нормами [4] составил в среднем около 21, а у девушек 13 ккал по сравнению с нижней границей суточной потребности в энергии для представителей первой группы населения.

Дополнительно проведено интервьюирование 32 добровольцев (19 девушек и 13 юношей) по следующим вопросам:

— время приема Вами пищи;

— количество приемов пищи;

— какие виды продуктов и (или) блюд преимущественно составляют Ваш рацион в каждый из приемов пищи (завтрак, обед, ужин и другие приемы пищи в течение суток)?;

— каков пропорциональный объем пищи приходится на каждый прием (в процентах);

— довольны ли Вы организацией и количественными характеристиками своего питания?;

— довольны ли Вы качеством своего питания?;

— что бы Вы хотели изменить в организации и качественном составе своего питания?

Анализ результатов опроса позволил выявить следующие основные особенности и недостатки питания студентов-первокурсников бакалавриата:

— различий в предпочтениях выбора продуктов и блюд у юношей и девушек не выявлено. Девушки в несколько большей степени склонны к выбору выпечных кондитерских изделий, овощных блюд и салатов, молочных продуктов. Юноши предпочитают мясные блюда, макаронные изделия и крупяные блюда;

— 18 студентов из 61 опрошенных пропускают завтраки по причине удаленности от вуза (многие из них живут в пригороде или удаленных районах города);

— обеденный перерыв, как правило, короткий (в среднем около 30 минут). Многие из студентов вынуждены тратить это время на переезд на другую площадку вуза. В связи с этим полноценный прием пищи в обед для большинства студентов недоступен;

— количество приемов пищи в среднем составляет 3 раза в день;

— в процентном соотношении распределение объема пищи на каждый прием составляет в среднем — 15:24:61, причем по времени суток завтрак приходится на 7–8 часов утра, обед на 13–14 часов дня, а ужин на 20–21 часов вечера;

— качеством и количественными характеристиками своего питания 48 студентов из 61 опрошенных недовольны. Основными причинами являются: недостаток времени для приема пищи, низкое ее качество, большие перерывы между приемами пищи, недостаток денежных средств для приобретения продуктов, необходимых для совершенствования своего питания;

— в качестве предложений по совершенствованию питания студенты указали на ликвидацию высказанных ими недостатков.

По результатам проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Рацион питания студентов первого года обучения не соответствует нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для первой группы физической активности населения, к которой относятся студенты вузов;

2. Качественные и количественные характеристики рациона не удовлетворяют потребностям студентов;

3. Распределение объема пищи в течение суток из расчета на каждый прием (завтрак, обед, ужин) не соответствует гигиеническим основам рационального питания;

4. Время, отводимое для приема пищи в течение учебного времени, недостаточно для полноценного её приема.

Результаты исследования являются предварительными и недостаточно достоверными в связи с малой выборкой, в связи с чем целесообразно проведение дальнейших лонгитюдных исследований по данной проблеме.

Литература:

  1. Бахтин Ю. К., Макарова Л. П., Матусевич М. С. Значение типа семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростка // Молодой ученый. — 2014. № 4. — С. 1018–1020.
  2. Буйнов Л. Г., Сорокина Л. А., Шабанов П. Д. Коррекция кортексином статокинетической устойчивости при цереброваскулярной патологии / В сборнике: Цереброваскулярная патология — новые возможности низкодозированной нейропротекции сборник научных статей. — Санкт-Петербург. –2014. — С. 140–147.
  3. Крукович Е. В., Жданова Л. А., Лучанинова В. Н., Транковская Л. В., Косолапов А. Б. Особенности состояния здоровья и питания подростков Приморского края // Гигиена и санитария. — 2007. — № 1. — С. 71–74.
  4. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации / Методические рекомендации МР 2.3.1.2432–08 (Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г. Г. Онищенко 18 декабря 2008 г.).
  5. Онищенко Г. Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков: состояние и пути решения проблем, 2007.
  6. Сетко Н. П., Бородина Е. С., Валова А. Я. Гигиеническая характеристика питания учащихся общеобразовательных учреждений города и села // Гигиена и санитария. — 2012. — № 3. — С. 46–48.
  7. Сорокина Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2015. — № 178. — С. 157–160.
  8. Сыромятникова Л. И., Матусевич М. С. Учебно-методическое сопровождение магистерской программы «Здоровьеформирующие технологии» для будущих педагогов // Безопасность жизнедеятельности. — 2014. — № 10. — С. 61–64.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов