Библиографическое описание:

Бахтин Ю. К., Толпова Р. С. Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 35-38.



Девиантное поведение способно причинить ущерб саму индивидууму или обществу в целом, но не выходит за рамки медицинской нормы и рассматривается как проявление социальной дезадаптации.

Ключевые слова: девиантное поведение, психоактивные вещества, профилактика, подростки.

Девиантное поведение человека определяется как устойчивая форма, отклоняющаяся от важных, принятых обществом, этических норм. Причиной его является триада противоречий: в самом индивидууме, социальной группе, в обществе [3]. Эти противоречия приводят к конфликтам на соответствующем уровне, вызывающими отклоняющееся поведение прежде всего у подростка, как не полностью сформировавшейся личности. Девиации в среде современных детей и подростков имеют наиболее выраженную направленность в форме злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), информационной и игровой видами зависимости. В связи с этим профилактика этих видов девиантного поведения является важной задачей педагогического процесса в общеобразовательных учреждениях [1].

Современные представления о причинах различных отклонений в состоянии здоровья детей, подростков и молодежи, а также механизмах развития девиаций в поведении позволили установить, что в основе лежит противоречие между потребностями личности и комплексом средств обучения и воспитания [2]. Это противоречие приводит к перенапряжению психики подрастающего поколения, различным формам заболеваний, а также к деформации ценностно-смысловой и мотивационной сферы. Последнее обстоятельство обусловливает поиск средств выхода из критической ситуации, что и способствует развитию той или иной модели девиантного поведения (различного вида аддикций и делинквенций). При этом, очевидно, имеется необходимость рассматривать образовательный процесс с обязательным включением в него методики профилактической работы по указанному направлению с учетом возрастных особенностей формирования личности детей и подростков. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что в плане первичной профилактики наиболее предпочтительными и перспективными являются программы, направленные на формирование здорового образа жизни [4].

Цель работы – обоснование путей профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности.

С точки зрения становления психофизиологических основ личности существует общепринятое мнение о возрастных этапах её формирования:

Начальный период – этап младенчества и раннего детства – начинается от рождения и заканчивается ориентировочно в 3 года. Для этого периода свойственны преимущественно общебиологические потребности в пище, сне, контактах с матерью и др. Формируются функции восприятия, чувств, речи, движения.

Второй период – дошкольный и младший школьный возраст – от 3 до 10 лет, для которого характерно развитие потребностной сферы, реализующейся в подражательной форме поведения с целью удовлетворения своих потребностей. Потребности ребенка направляются на саморазвитие, творческую деятельность игровой направленности, овладение навыками общения, чтения, счета, письма и т.д. В этот период происходит накопление опыта, смыслом которого является становление самостоятельности.

Третий период – подростковый возраст – от 10 до 18 лет, который условно делится на три приблизительно равных по продолжительности этапа: младший, средний и старший. Этот период отличается стремлением к свободе, самостоятельности, характеризуется поиском смысла жизни (правильного понимания роли собственного существования).

Возрастающие потребности взаимообусловлены и благодаря постепенно приходящему самопониманию, самопознанию у подростка формируется ценностно-смысловая сфера. Уже на начальном этапе закладываются духовно-нравственные основы существования человека, ценностное отношение к жизни. В подростковом возрасте проходит становление половая сфера, что оказывает существенное влияние на формирование личности представителей обоих полов, и зачастую может приводить к конфликтности на уровне индивидуума или группы. Конфликт выражается в противоречии биологических и духовных потребностей личности. Поэтому этот возраст полового созревания называют критическим периодом, создающим риски развития различного рода девиаций. При этом оформляется своеобразный стиль поведения, ведущий к физическим и психическим изменениям в организме. А, значит, подросток требует особого внимания к сохранению и укреплению здоровья, физическому и психическому развитию.

На этапах среднего и старшего подросткового возраста происходит осознание моральных потребностей, проблем. Ведущим направлением развития личности становится рефлексивная деятельность по формированию своей индивидуальности как основы саморазвития. Эти процессы приводят к созреванию характера человека и становления его волевой сферы.

Четвертый период – это юность, молодость (18 – 35 лет), когда доминируют социальные потребности, связанные с развитием самоутверждения, самовыражения, самосовершенствования. Эти потребности интегрируются в более сложную социальную сущность – в потребность самоопределения, реализуемую в трудовой деятельности, семейных отношениях, социальных связях и др. Указанные потребности в этот период преобразуются в потребности более высокого порядка – регуляцию деятельности и творческой активности.

Волевая сфера на данном этапе актуализируется и способствует созреванию потребностей деонтологического характера: область возросших обязанностей воспринимается индивидуумом как необходимость, выполнение социального долга. В этот период происходит развитие духовно-нравственных потребностей, имеющих основное выражение в последующие периоды жизни.

В первый период жизни ребенок нуждается прежде всего во внимании и уходе со стороны родителей. Забота о нем носит преимущественно гигиенический характер.

Для детей дошкольного и школьного возраста важен положительный пример поведения окружающих его родных и близких людей, которым он старается подражать. В этот период вырабатывается стиль его жизни, для чего необходима эмоционально яркая авторитетная личность воспитателя, которая направляет устремления и поступки ребенка в нужное русло. При этом должна быть предоставлена свобода выбора ребенком своего пестователя, проявляющего заботу о здоровье подопечного и уберегающего его от девиаций в поведении.

Подобную деятельность целесообразно планировать в игровой форме или в виде творческой активности.

В подростковом возрасте ведущими средствами удовлетворения потребностей и профилактики девиантных отклонений являются следующие:

- творческая деятельность, связанная с интересами подростка;

- физическая культура и спорт;

- методики психопрофилактики (методики самоанализа, самооценки, смыслотворчества);

- общение со сверстниками, особенно в различных видах деятельности (трудовой, спортивной, творческой и др.) и отдыха;

- формирование здорового сексуального самосознания и ориентации на основе духовно-нравственных установок [6].

Необходимо учитывать, что успешность формирования антидевиантного статуса личности подростка зависит от условий, обеспечивающих добровольный выбор деятельности в этом направлении.

Личность, сформировавшаяся в молодом возрасте, способна активно удовлетворять свои потребности средствами образовательной, культурной и практической деятельности. Наиболее значимыми для юношей становятся духовно-нравственные основы профилактики девиаций.

В настоящее время особую тревогу вызывает широкое распространение химической зависимости в подростково-молодежной среде (табакокурение, пьянство и алкоголизм, наркомания, токсикомания). Способствуют этому явлению следующие факторы:

- традиции, связанные с употреблением ПАВ;

- ухудшение социально-экономической обстановки;

- ценностный плюрализм и отсутствие духовно-нравственных ориентиров в системе образования;

- доступность ПАВ;

- мода на употребление ПАВ;

- лояльность законодательства к употреблению ПАВ;

- злоупотребление ПАВ в семьях;

- несоблюдение членами семьи норм и правил социального поведения;

- дисфункциональные воспитательные стили;

- неполная семья;

- постоянная занятость родителей;

- раннее асоциальное поведение в образовательных учреждениях;

- семейные конфликты;

- академическая неуспеваемость;

- конфликтные отношения со сверстниками и педагогами [8].

Подобные явления служат основой деформации смысловой и волевой сферы личности ввиду её неупорядоченности и неприспособленности к социальному окружению, что и приводит молодого человека к употреблению ПАВ. В связи с этим необходимо признать тот факт, что для повышения успешности усвоения образовательных программ профилактики химической зависимости в молодежной среде действием, которое предваряет составление этих программ, является выявление отношения молодых людей к сложившейся в современной социальной среде ситуации злоупотребления ПАВ [5].

Одним из важнейших условий успешности профилактической работы является повышение качества образования на основе учета потребностей представителей подрастающего поколения, развития их мотивационной сферы, стимулирования механизмов самоопределения и саморазвития. Перспектива развития здоровьесберегающего образования обозначена созданием соответствующей образовательной среды, компонентом которой будет являться диагностика и коррекция функционального состояния, при генерализованной идее формирования ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих [7].

В соответствии с периодами становления личности обоснованы концептуальные аспекты этапного формирования программ воспитания здоровых детей и подростков в общеобразовательных учреждениях [6]. Подобные программы целесообразно разрабатывать на основе удовлетворения возрастных доминирующих потребностей учащихся, мотивация которых совершенствуется в процессе развития их собственного интереса, личной активности, самосовершенствования, обеспечения психического комфорта и качества знаний. Основу этапности программ составляют следующие направления:

  1. Саморазвитие: 1 – 4 классы.
  2. Самопознание: 5 – 8 классы.
  3. Самоопределение: 9 – 11 классы.

Цель этапного общего образования – первичная профилактика девиантного поведения и воспитание здоровой личности.

Литература:

  1. Бахтин Ю.К., Плахов Н.Н. Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды // Педагогика высшей школы, 2015. – № 5. – С. 20-22.
  2. Бузуверова Е.Н. Отклоняющееся поведение как объект изучения специальной педагогики / Материалы XIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство: социальные опасности и тревоги».- СПб.: «Астерион», 2006. – С. 287- 290.
  3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения.- М.: Сфера, 2001.– 160 с.
  4. Макарова Л.П. Методологические основы превентологии // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. – 2012. – №145. – С.44-54.
  5. Плахов Н. Н., Ерохина О. Б., Сыромятникова Л. И. Первичная профилактика химической зависимости как стратегическое направление педагогики // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 909-912.
  6. Плахов Н.Н., Зайцев А.Г., Ткачук В.А. Доминирующие психические состояния как потенциал здоровья учащихся общеобразовательного учреждения военного профиля / Материалы V Международной научно-практической конференции «Оздоровление средствами образования и зкологии». – Челябинск, 2008. – С. 103-104.
  7. Сорокина Л.А., Буйнов Л.Г. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Профилактическая и клиническая медицина. – 2011. – № 3 (40). – С. 59-60.
  8. Чурилина И.Н. Современные подходы к профилактике наркозависимости в образовательном учреждении / Материалы XIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство: социальные опасности и тревоги». – СПб.: «Астерион», 2006. – С. 294-296.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов