Библиографическое описание:

Силакова О. В., Филимоненков Е. И. Использование информационных технологий при изучении основ безопасности жизнедеятельности в школе // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 186-188.



В статье поднимается вопрос использования информационных технологий (ИТ) для изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в виду очевидной практической значимости знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности в формировании личности безопасного типа поведения.

Ключевые слова: информатизация образования, информационные технологии, личность безопасного типа поведения.

Бурное развитие науки и техники в конце XX века привело к широкому распространению информационных технологий в различных сферах деятельности. Все большее значение приобретают информация и информационные технологии. При этом методы и способы обработки информации должны соответствовать двум принципам: точность и скорость получения.

По мнению Н. В. Апатовой, информационная технология — это некая методическая система, то есть часть педагогической технологии [2].

В некоторых работах мы встречаемся с такими определениями информационных технологий обучения, которые не дают полного представления обо всех областях их применения. В частности, Н. В. Апатова пишет: «Информационная технология обучения — процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер» [2, с. 7]. Под информационными технологиями в широком смысле будем понимать совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) 3, с. 87.

Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:

- обеспечивать высокую степень разделения всего процесса обработки информации на этапы, операции, действия;

- включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

- иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.

На сегодняшний день существуют различные подходы к проблеме классификации информационных технологий.

Мы в рамках выпускной квалификационной работе «Использование информационных технологий при изучении курса ОБЖ в 8 классе» придерживаемся классификации, приведенной авторами учебника 3, которая составлена в зависимости от формы представления обрабатываемой информации:

- технологии обработки текстовой информации,

- технологии обработки числовой информации,

- технологии обработки графической информации,

- технологии обработки звуковой информации,

- технологии работы в глобальных сетях,

- социальные информационные технологии.

Выбор данной классификации объясняется тем, что сложилась традиция обучать школьников и студентов именно этим видам информационных технологий.

Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятие на основе этого анализа решения по выполнению какого-либо действия.

Вопрос использования информационных технологий (ИТ) для изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» очень важен, в виду очевидной практической значимости знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности в формировании личности безопасного типа поведения 1, 5.

Проанализировав психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по вопросам использования информационных технологий в образовании мы определили педагогические задачи использования информационных технологий в курсе ОБЖ 1, 3, 5, 6:

1) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества через формирование личности безопасного типа поведения:

— развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);

— эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа);

— развитие коммуникативных способностей;

— умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации при возникновении ЧС природного или техногенного характера (например, за счет использования компьютерных игр или симуляторов-тренажеров, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

— развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ);

— формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов).

2) Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

— подготовка специалистов в области безопасности жизнедеятельности со знаниями по информатики и вычислительной техники;

— подготовка грамотного пользователя средствами новых информационных технологий;

3) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

— повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

— обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности;

— углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей.

Информационные технологии могут быть использованы в следующих направлениях при изучении курса ОБЖ в школе 3, 5, 6:

1) Средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество;

2) Инструмента познания окружающей действительности и самопознания;

3) Средства развития личности обучаемого в формировании личности безопасного типа;

4)Средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений;

5) Средства коммуникаций в целях обмена информацией между учащимися и педагогами в вопросах безопасности жизнедеятельности, а также распространения передовых педагогических технологий;

6) Средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного тестирования по ОБЖ и психодиагностики учащихся;

7) Средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управления учебным оборудованием;

8) Средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.

Тем более, что большинство современных школьников достаточно хорошо владеют современными информационными средствами и охотно используют их в образовательных целях. Это подтверждает проведенный нами опрос учащихся 8-х классов гимназии № 293 г. Санкт-Петербурга. В анкетировании приняло участие 52 человека, результаты опроса представлены в таблице «Ранжировка ответов респондентов 8-х классов по вопросам использования ИТ».

Таблица

Ранжировка ответов респондентов 8-х классов по вопросам использования ИТ

Формулировка вопроса

Ответы респондентов(%)

  1. Уровень владения компьютером.

Средний уровень — 75

Выше среднего — 25

Ниже среднего — 0

  1. Виды информационных ресурсов, которыми чаще всего пользуется ученик, кроме компьютера при подготовке к школьным предметам (можно было выбрать несколько вариантов).

энциклопедиями пользуются 37.5

книгами 42.5

телефоном 20

словарями 25

газетами 5

учебниками 17.5

3. Цели использования информационных ресурсов (можно было выбрать несколько вариантов).

для общения со сверстниками 70 %

для повышения уровня своей образованности 20 %

для подготовки к школьным занятиям 80 %

что бы занять себя чем-нибудь в свободное время, играю в различные онлайн-игры - 12.5

4. Предметы, по которым при подготовке выполнения заданий, ученики чаще всего используют компьютер (можно выбрать несколько предметов).

история-72,5 %

биология-55 %

математика-30 %

русский-12,5 %

литература-37,5 %

ОБЖ-40%

искусство -12,5 %

обществознание -12,5 %

география-22,5 %

английский -45 %

французский -40 %

информатика -12,5 %

физика-22,5 %

химия -20 %

Информационная технология является непременной составной частью большинства видов интеллектуальной, управленческой и производственной деятельности человека и общества. Развитие информационных технологий в современных условиях основано на применении вычислительной техники и связанных с нею методов и средств автоматизации информационных процессов 3, 4, 6.

Безусловно, что главные тенденции развития информационных технологий в конце XX века — персональные компьютеры, Интернет, электронные СМИ и библиотеки, мобильная связь — существенно повлияли на весть учебно-воспитательный процесс в школе практически во всех предметных областях, в том числе и в ОБЖ.

Литература:

  1. Абрамова, В. Ю. Особенности курса методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 3–2. С. 162–165.
  2. Акулов, О. А. Информатика: базовый курс: учеб.пособие для студентов / О. А. Акулов, Н. В. Медведев. — М.: Омега-Л, 2005. — 552 с.
  3. Апатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании / Н. В. Апатова. — М., 1994. — 354 с.
  4. Бешенков, С. А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 432 с.
  5. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Михайлов, Э. М. Киселёва, О. Н. Русак и др.; под ред. Л. А. Михайлова. — М.: Издательский цент «Академия», 2009. — 288 с.
  6. Христочевский, С. А. Информационные технологии: Пособие для 8–11 классов / Под общей ред. С. А. Христочевского. — М.: АРКТИ, 2001. — 200 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов