Библиографическое описание:

Молодцова Е. Ю. Обучение в магистратуре «Безопасность на дорогах и транспорте» как способ повышения уровня профессиональной компетентности специалистов // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 144-147.



В статье раскрывается необходимость подготовки специалистов в области транспортной безопасности, формирования культуры безопасного поведения на дорогах. Выявляются основные тенденции развития магистерской программы «Безопасность на дорогах и транспорте».

Ключевые слова: обучение в магистратуре, компетентность специалистов, транспортная безопасность.

Образование в области транспортной безопасности на данном этапе развития общества опирается на развивающуюся общую научную концепцию безопасности жизнедеятельности, представляющую собой широкую область знаний и изучающую различные аспекты безопасного выживания человека в окружающей его техносфере. Концептуальные основы безопасности позволяют говорить о постоянно изменяющихся опасностях, которые наносят потенциальный ущерб всей жизнедеятельности личности, общества и государства. Несмотря на то, что все опасности носят вероятностный и потенциальный характер, нет человека, на которого бы не воздействовали транспортные опасности.

Транспортная безопасность является одной из значимых социальных, экономических и демографических задач государства. Аварийность на транспорте, в том числе на автомобильном транспорте наносит невосполнимый материальный и моральный ущерб жизнедеятельности общества. Травматизм приводит к исключению из производственной сферы людей в возрасте 25-45 лет. Гибнут или становятся инвалидами дети и подростки.

Таблица 1

Число происшествий на транспорте и количество погибших и раненых в январе-июне 2016 года (по данным Минтранса)

число происшествий, единиц

число погибших, человек

число раненых, человек

2015 год

2016 год

2015 год

2016 год

2015 год

2016 год

на железнодорожном транспорте общего пользования1)

5

6

1

-

-

-

на автомобильных дорогах и улицах, тысяч2)

80,2

72,9

9,8

8,1

101,2

92,3

на морском транспорте1),3)

11

18

-

4

1

-

на воздушном транспорте4)

19

25

9

24

10

13

1) По данным Ространснадзора. По железнодорожному транспорту данные за январь-май.

2) По данным МВД России.

3) Без учета аварийных случаев с рыбопромысловыми судами.

4) По данным Росавиации.

Одной из актуальных задач развития страны президент РФ В.В.Путин назвал внедрение программ повышения безопасности на дорогах России, что нашло отражение в Федеральной целевой программе повышение безопасности дорожного движения до 2020 года.

На сегодняшний день возможности обучения населения основам транспортной безопасности имеет несколько уровней – в детских садах, где в старших группах проводятся занятия по дорожной грамотности, в базовом учебном плане средней школы существует самостоятельный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», в средних специальных и высших учебных заведениях «Безопасность жизнедеятельности» включена в учебные планы как обязательная дисциплина. Сейчас есть три образовательных уровня: детский сад – средняя ступень (школа, колледж, лицей) – высшее учебное заведение. Однако преемственность между этими образовательными уровнями не всегда наблюдается и как показывает практика, на различных этапах отмечается дублирование учебного материала.

Процесс обучения на каждом уровне должен строиться, прежде всего, на усвоении навыков и умений безопасного поведения в опасных ситуациях на различных видах транспорта; в школьном курсе количество теоретических знаний должно увеличиваться, при этом нельзя забывать об увеличении практических умений, а в высшей школе объем теоретических знаний должен быть максимальным.

При этом необходимо понимать, что образование с окончанием ВУЗа не должно заканчиваться, необходимо обратить внимание и на самообразование, а работающее и неработающее население должно проходить специальную подготовку по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях на всех видах транспорта, особое внимание, уделяя безопасному поведению на дорогах. То есть образование в области транспортной безопасности должно стать всеобщим, охватывающим все социальные и возрастные группы населения. Создание единого образовательного пространства в данной области, основанного на классическом системном подходе и межведомственном взаимодействии позволит повысить общий уровень безопасности на дорогах и транспорте среди населения. Эту достаточно сложную проблему позволит решить только совместная активная деятельность педагогов на разных уровнях образования и активное участие всех заинтересованных специалистов министерств и ведомств, в рамках компетенций которых заявлена данная деятельность.

Непрерывная система образования в таком важном аспекте жизнедеятельности как безопасность на дорогах и транспорте, является одним из необходимых условий повышения уровня грамотности населения в сфере безопасности и как следствие повышение уровня культуры безопасного поведения на дорогах. Возможность непрерывного обучения повысит общий уровень безопасности, способствующего сохранению жизни и здоровья населения.

В связи с необходимостью обеспечения безопасности жизнедеятельности особо важным становится обучение будущих педагогов диагностике опасностей на дорогах, выявление возможных факторов риска транспортной среды, умению их прогнозировать и с их помощью выявлять опасные процессы. Знание будущими педагогами сущностных характеристик и классификаций чрезвычайных ситуаций на различных видах транспорта в населенных пунктах послужит теоретической и практической основой для качественного формирования культуры безопасного поведения на дорогах среди обучающихся.

Особое внимание к проблемам безопасности уделяется на федеральном уровне. Так, например, согласно Указу Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. N 403 была создана «Комплексная система обеспечения безопасности населения на транспорте». Этот документ разработали сразу после терактов в московском метро. Программа была рассчитана на срок до конца 2013 года, с общим объемом финансирования 46 миллиардов рублей, и подразумевала ряд мероприятий по основным видам транспорта. Одним из основных составных элементов данной системы является создание системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении безопасности населения на транспорте. В Программе особое внимание было уделено следующим задачам:

– разработки методики и программ профессиональной подготовки и обучения, определения требований, порядка, способов и методов аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;

– создания сети учебных центров профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;

– обучения, подготовки и аттестация специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;

– обучения должностных лиц и специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте [1, c.2].

Необходимо особо отметить, что специалистов именно в сфере транспортной безопасности в России ранее не обучали.

Сейчас создаются специальные профильные учебно-методические центры, для которых разработаны специальные программы теоретических и практических занятий. Такой центр уже начал действовать в Санкт-Петербургском университете МВД. Также функционирует учебный центр транспортной безопасности, открытый при Петербургском государственном университете путей сообщения. Здесь не только учатся будущие железнодорожники, но и совершенствуют навыки работники Октябрьской железной дороги, которая обслуживает территорию Северо-Западного федерального округа.

Открытие магистерской программы «Безопасность на дорогах и транспорте» в рамках направления 44.04.01 «Педагогическое образование» было в первую очередь продиктовано востребованностью специалистов в области безопасности жизнедеятельности на рынке труда. Сотрудники центра «Мост» РГПУ им. А.И. Герцена провели опрос работодателей, сотрудничающих с центром. Были опрошены представители 69 организаций (53 – образовательные учреждения). На первый вопрос о том, насколько Вы считаете востребованными на рынке труда специалистов по безопасности жизнедеятельности (предлагалось оценить по 5-ти бальной шкале), получены следующие ответы.

Диаграмма 1. Степень востребованности специалистов на рынке труда (данные центра «Мост»)

Большая часть респондентов (73%) считают, что востребованность таких специалистов на рынке труда средняя, высокая либо очень высокая. Таким образом, большинство работодателей полагают, что проблем с трудоустройством у специалистов по безопасности жизнедеятельности не будет. Они могут работать как учителями в образовательных учреждениях, так и в различных организациях, на производственных предприятиях, в органах внутренних дел, в сфере управления, политики, экономики, бизнеса, в частных фирмах, администрации и т.д.

Магистерская программа «Безопасность на дорогах и транспорте» является практико-ориентированной и рассчитана как на вчерашних выпускников вузов, так и на тех, кто имеет опыт работы. Подготовка студентов осуществляется по основным направлениям их будущей деятельности:

- управление транспортной безопасностью;

- технологии обучения безопасному поведению на дорогах и транспорте;

- аварийные ситуации на различных видах транспорта и защита от них;

- профилактика дорожно-транспортных происшествий;

- детский дорожно-транспортный травматизм.

Во время обучения студенты подробно изучают различные аспекты деятельности на транспорте. Разнообразные дисциплины учебного плана позволяют рассмотреть возможные опасности, их проявление и последствия с разных сторон с целью выработки не только правил поведения в условиях развития таких опасностей, но и обозначения новых технологий обучения.

Более глубокое освоение теории и практическая подготовка студентов-магистрантов к научно-исследовательской или профессиональной деятельности происходит во время научно-исследовательской работы и научно-исследовательской практики. Темы магистерских диссертаций, в рамках которых проводят теоретические и практические исследования студенты, зачастую идут от самих работодателей, заинтересованных в такого рода работах.

В рамках магистерской данной программы предусмотрена уникальная возможность освоения современных технологий формирования культуры безопасного поведения на дорогах и транспорте посредством включения в профессорско-преподавательский состав работодателей - специалистов – практиков.

К сожалению, на данный момент количество таких подготовленных специалистов крайне недостаточно, но мы надеемся, что именно выпускники магистерской программы «Безопасность на дорогах и транспорте» смогут расширить состав педагогов, обладающих профессиональными компетенциями в области транспортной безопасности за счет обучения и распространения полученных знаний непосредственно в образовательных учреждениях разного уровня.

Литература:

  1. Есипова А. А., Ребко Э. М. Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 36-38.
  2. «Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте», Собрание законодательства РФ, 09.08.2010, N 32, ст. 4359.
  3. http://www.gks.ru (Федеральная служба государственной статистики)
  4. http://pravo.gov.ru (Законодательство России)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов