Библиографическое описание:

Плещиц С. Г., Плоткин Б. К., Дергаль П. П., Захаров П. О. Об эффективности образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 159-161.



В статье излагается позиция авторов на проблемы повышения эффективности образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности путём включения в учебные планы учебного курса — Логистика жизнедеятельности.

Ключевые слова: жизнь, безопасность жизнедеятельности, учебный курс, логистика жизнедеятельности.

Общеизвестно, что жизнь — это совокупность явлений, проходящих в организмах, особая форма существования материи, возникающая на определенной ступени ее развития, в том числе человека.

Качество жизни зависит от многих факторов, из которых важнейшее место отводится безопасности.

Мы живем в опасном мире. Опасности постоянно окружают нас, имеют устойчивую тенденцию к росту их количества и разнообразия.

В недалеком прошлом появилась наука — безопасность жизнедеятельности, которая сегодня позволяет успешно решать вопросы борьбы с опасностями.

В Российской Федерации было создано специальное министерство – МЧС со своими подразделениями и развитой материальной базой, главней задачей которого является именно предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Стало обязательным изучение во всех звеньях образовательного процесса дисциплин по безопасности жизнедеятельности.

В настоящее время проводится громадное количество разнообразных мероприятий, в ходе которых рассматриваются вопросы повышения безопасности жизнедеятельности.

В обиход прочно вошли такие понятия как «безопасный дом», «безопасная улица», «безопасный район» и «безопасный город».

Все это позволило обеспечить безопасный образ жизни, однако суровые реалии нынешнего дня выдвигают новые, повышенные требования к безопасности.

Решение этих проблем напрямую зависит от наращивания усилий и в учебном процессе, поиске новых, нестандартных путей.

К их числу, по нашему мнению, следует отнести решение вопроса о необходимости внедрения вучебный процесс изучение логистики безопасности жизнеобеспечения.

Логистика есть новое научно-практическое направление в современной экономике, позволяющее существенно повысить результативность работы, так как, по сути, представляет собой единство науки и практики об управлении потоками в экономических системах.

По своему содержанию логистика безопасности жизнедеятельности является функциональной, но при этом она непосредственно связана со всеми предметными (отраслевыми) логистиками. А это означает, что вопросы безопасности жизнедеятельности должны сдостаточной глубиной преподаваться во всех логистических дисциплинах.

Более того, по нашему мнению, логистика в виде самостоятельной учебной дисциплины должна быть включена в учебные планы подготовки специалистов по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Учебный курс под названием «Логистика жизнедеятельности» по нашему видению, должен включать следующие темы:

1. Сущность и содержание жизнедеятельности в современном обществе.

2. Отрасли и субъекты жизнедеятельности.

3. Потоковая концепция и логистическая система управления субъектами и процессами жизнедеятельности.

4. Логистические концепции в управлении процессами жизнедеятельности.

5. Планирование материальных ресурсов и оптимизация выбора поставщиков в отраслях жизнедеятельности.

6. Управление запасами и резервами в отраслях жизнедеятельности.

7. Оценка результативности логистического менеджмента в сфере жизнедеятельности.

На кафедре Безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях (БЗ в ЧС) СПбГЭУ подготовлен план-конспект учебного пособия «Экономико-логистические методы обеспечения безопасности вчрезвычайных ситуациях».

Предлагаемое учебное пособие предназначено для углубленного изучения цикла учебных дисциплин по жизнеобеспечению и безопасности в чрезвычайных ситуациях.

План-проспект учебного пособия

Введение

Излагаются общие положения экономической логистики применительно к современным проблемам обеспечения жизнедеятельности и безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Глава 1. Основы экономической логистики в системе жизнедеятельности и безопасности в чрезвычайных ситуациях

1.1. Потоковая концепция в экономике и в чрезвычайных ситуациях

1.2. Типология экономических потоков

1.3. Основы моделирования логистических процессов

1.4. Сущность и содержание логистики жизнеобеспечения и безопасности: логистические функции и логистические процессы

Глава 2. Материальные ресурсы и их роль обеспечении жизнедеятельности и безопасности в чрезвычайных ситуациях

2.1. Сущности и классификация материальных ресурсов в системе жизнеобеспечения и безопасности

2.2. Определение потребности материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций

2.3. Организация закупок и особенности ценообразования материальных ресурсов для нужд чрезвычайных ситуаций

Глава 3. Запасы и резервы материальных ресурсов в системе жизнеобеспечения и безопасности

3.1. Сущность и особенности запасов в системе жизнеобеспечения и безопасности

3.2. Типология запасов и резервов

3.3. Управление материальными запасами в чрезвычайных ситуациях

3.4. Дислокация и маневрирование материальными ресурсами в чрезвычайных ситуациях

Глава 4. Транспортные процессы в логистической системе жизнеобеспечения и безопасности

4.1. Роль транспорта в техническом обеспечении жизнеобеспечения и безопасности

4.2. Транспорт как фактор мобильности и динамизма

4.3. Надежность технических средств в системе жизнеобеспечения и безопасности

Глава 5. Инновации и специальные функции в логистике жизнеобеспечения и безопасности

5.1. Инновационая активность в системе жизнеобеспечения и безопасности

5.2. «Правило диктатора» при принятии управленческих решений

5.3. Особенности установления хозяйственных связей по поставкам продукции для нужд жизнеобеспечения и безопасности

5.4. Показатели эффективности системы жизнеобеспечения и безопасности

Заключение

По каждой главе предусматриваются вопросы и тесты для самопроверки студентов.

Общий объем учебного пособия: 7–7,5 п.л.

Знание специалистами и умелое применение логистических систем в управлении чрезвычайными ситуациями поможет оптимизировать материальные потоки и запасы по критериям минимум времени на профилактику и ликвидацию их последствий, позволит существенно повлиять на результативность работы по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Также мы считаем, что настало время для подготовки и публикации фундаментального труда по жизнеобеспечению изащите человека.

На кафедре БЗ в ЧС СПбГЭУ также подготовлен план-конспект этого труда, проспект которого опубликован во 2-м номере журнала «Современный аспект экономики» за 2016 год в разделе «Инновации, инвестиции».

Заведующий кафедрой БЗ в ЧС, заслуженный работник высшей школы, д.э.н., проф. Плещиц С. Г. приглашает специалистов и заинтересованных лиц принять участие в обсуждении этих планов-конспектов, а также в их подготовке и написании.

Литература:

  1. Плоткин Б. К., Плещиц С. Г. Становление и современная трансформация логистики. – СПб; Изд — во СПбГЭУ, 2016,150 с.
  2. Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Логистика в системе совокупного знания. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013, 395 с.
  3. Плещиц С. Г. Теория и практика безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях//«Современные аспекты экономики» № 2 (222), 2016, 5–12с.
  4. Плоткин Е. К. Фундаментальное понимание логистики в современной экономике. // Известия СПбГЭУ, № 5, 2013, 165–171 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов