Библиографическое описание:

Матусевич М. С., Толпова Р. С., Тычина А. Г. Профилактика наркомании в образовательной среде: структурные особенности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 140-142.



Структура процесса педагогической профилактики наркомании предполагает наличие субъекта и объекта, четко поставленных целей и задач, содержания, закономерностей и противоречий, принципов, методов и форм его реализации, а также условий, влияющих на эффективность данного процесса.

Ключевые слова: профилактика наркомании, школьники.

Предупреждение и преодоление наркомании предполагают, как правило, совместное организованное и одновременное воздействие и взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Педагоги стремятся наиболее полно и всесторонне влиять на психику учащихся, склонных к употреблению наркотиков, и при получении обратной связи корректировать свою превентивную деятельность. В свете обозначенной концептуальной основы современной системы школьного образования актуализируется создание образовательной среды, которая обеспечивала бы формирование более полного, личностно ориентированного и социально интегрированного результата обучения [5].

Ведущими элементами процесса педагогической профилактики в образовательной среде являются:

1. Субъект профилактической деятельности (педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе, руководители общеобразовательных учреждений, специалисты дополнительного образования, общественные и образовательные институты, родители).

2. Объект педагогической профилактики (учащиеся, склонные к употреблению наркотических веществ, учащиеся, употребляющие или ранее употреблявшие данные вещества).

В целом профилактика зависимостей от наркотиков и других психоактивных веществ может быть определена как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, рост сопутствующих наркомании заболеваний) [1].Современная превентология, главная цель которой — здоровый образ жизни, актуализирует сложное, системное представление о здоровье, включающее различные аспекты (компоненты) его, в том числе физическое, психическое, социальное здоровье [4].

Превентивная деятельность самих учащихся с наркотическим поведением, являющихся объектом профилактических мероприятий выступает другой стороной рассматриваемого процесса. Эта деятельность включает в себя восприятие превентивных воздействий и взаимодействий, переработку через призму потребностей, мотивов, интересов и других составляющих духовного мира учащихся. Одним из направлений оптимизации учебного процесса, в частности повышения качества знаний, является использование средств и методов, улучшающих деятельность центральной нервной системы [2].Комбинация условий (ситуационных факторов) решения задачи и индивидуально-психологических особенностей решающего субъекта определяет характер мотивационного (активация + усилие) и ресурсного обеспечения процесса решения задачи и тем самым задает специфику постоянно меняющегося функционального органа. Соотношение уровней активации и усилия определяет степень привлечения когнитивных ресурсов, обеспечивающих решение задачи на совместимость [3]. В ходе превентивной работы необходимо изменить ошибочные установки и позиции учащихся на несовместимость, сложившиеся стереотипы поведения, сформировать положительные личностные качества, искоренив негативные.

Также необходимо отметить, что для любого психолого-педагогического процесса характерно наличие ясного и конкретного блока целей, позволяющих педагогу предвидеть конечный результат своей деятельности. Специфическая превентивная деятельность различных категорий воспитателей может находиться в основе целевого блока процесса педагогической профилактики наркомании среди учащихся, противодействия распространению и употреблению наркотических веществ.Излишне напоминать, что здоровье нации, ее будущие успехи напрямую зависят от того, какое наследие мы оставим следующим поколениям [6].

Основными задачами педагогической профилактики наркомании в общеобразовательных учреждениях являются:

1. Содержательный и конструктивный анализ накопленного отечественного и зарубежного опыта предупреждениями и преодоления наркомании среди учащихся общеобразовательных учреждений.

2. Диагностирование и прогнозирование сложного причинно-факторного комплекса, обусловливающего употребление различных наркотических и наркосодержащих веществ, среди учащихся общеобразовательных учреждений, характера взаимодействия различных факторов и причин наркомании.

3. Необходимость выявления факторов риска и условий, способствующих возникновению наркотического поведения учащихся.

4. Определение путей и способов педагогической профилактики наркомании среди учащихся общеобразовательных учреждений.

5. Выбор и разработка различных методов психолого-педагогической профилактики.

6. Коррекция аддиктивного поведения.

7. Развитие положительных качеств личности учащегося при искоренении и устранении отрицательных.

8. Формирование нормативного поведенческого «иммунитета» к наркотическим веществам.

Названные задачи определяют содержание антинаркотической профилактики, включающее в себя:

1. Осуществление всесторонней и многоплановой психолого-педагогической диагностики учащихся, употребляющих либо склонных к употреблению наркотиков в период обучения в общеобразовательном учреждении;

2. Выявление комплекса причин, условий и факторов риска возникновения и распространения употребления наркотических веществ, их локализация и устранение;

3. Прогнозирование динамики и результатов превентивной деятельности в образовательных учреждениях;

4. Определение путей и способов профилактической деятельности специалистов, занимающихся воспитательной работой в общеобразовательных учреждениях;

5. Развитее положительных качеств личности школьника при искоренении и устранение его отрицательных качеств;

6. Перевоспитание учащихся уже пробовавших наркотические вещества, но еще не имеющих, ни психической, ни физической зависимости от них;

7. Самоперевоспитание учащихся, склонных или употребляющих наркотические вещества;

8. Формирование негативного отношения, невосприимчивости и неприятия учащимися фактов употребления наркотиков веществ, своего рода поведенческого «иммунитета».

Содержательные возможности рассматриваемого процесса антинаркотической профилактики реализуются посредством определенных функций, основными из них являются:

— диагностическая, позволяющая изучать и выявлять учащихся, склонных к употреблению наркотических средств, учащихся уже злоупотребляющих, либо употреблявших их ранее, распознавать причины, условия и обстоятельства возникновения наркозависимости;

— восстановительная, направленная на формирования положительных качеств личности среди учащихся с наркотическим поведении;

— прогностическая, позволяющая предвидеть результаты превентивной работы с учащимися и при необходимости ее корректировать;

— компенсирующая, способствующая выработке у учащихся стремлений заменить отрицательные формы поведения на положительные;

— исправительная, предполагающая применение различных методов средств и форм, тормозящих или устраняющих негативные качества личности;

— корректирующая, влияющая на изменение наркотического поведения учащихся, вносящая необходимые поправки в процесс профилактики и перевоспитания;

— организационно-управленческая, предполагающая разработку и реализацию превентивных мероприятий, и контроль за их выполнением;

— стимулирующая, ориентированная на поддержку и одобрение воспитателями положительных качеств личности школьника;

— побуждающая, помогающая формировать и развивать желания исправлять свои недостатки.

При этом все эти функции процессапредупреждения и преодоления наркомании среди учащихся взаимосвязаны и проявляются в единстве. Таким образом, педагогическая профилактика наркомании среди учащихся общеобразовательных учебных учреждений представляет собой целенаправленный, систематический, организованный, социально-педагогический процесс совместного взаимодействия педагогического коллектива общеобразовательных учреждений, ученических коллективов, родителей и родительских комитетов, различных общественных и государственных организаций, а также других субъектов социальной среды. Данный процесс воздействует на сознание, чувства и волю учащихся, склонных к употреблению, ранее употреблявших или употребляющих наркотические средства и нацелен на решение задач предупреждения, локализации и преодоления наркотического поведения школьников.

Литература:

  1. Бахтин Ю. К., Плахов Н. Н. Модели и формы профилактики злоупотребления психоактивными веществами // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 772–775.
  2. Буйнов Л. Г., Сорокина Л. А., Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Профилактическая и клиническая медицина. — 2011. — № 3 (40). — С. 59–60.
  3. Матусевич М. С., Плахов Н. Н., Сыромятникова Л. И., Шатровой О. В., Психологическая совместимость в контексте системно-деятельностного подхода // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 686–689.
  4. Макарова Л. П., Соломин В. П. О необходимости системного подхода к превентологии // Профилактическая и клиническая медицина — 2011. — № 3. — С.484–485.
  5. Сорокина Л. А., Сухоруков Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Инновационные проекты и программы в образовании. — 2015. — Т. 1. — С. 38–42.
  6. Сухоруков Д. В., Иванов С. Г., Буйнов Л. Г. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в контексте вопросов социальной безопасности // В сб.: Глобальные проблемы современного мира и готовность к ним общества: Сб. материалов X Межвузовской студенческой научно-практической конференции. — 2011. — С. 70–72.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов