Библиографическое описание:

Кулагин А. С., Сухов Г. В. Ситуационный подход в освоении обучающимися общеобразовательной школы приемов оказания первой помощи // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 121-123.



В статье обоснована актуальность и педагогические преимущества использования ситуационного подхода в освоении обучающимися общеобразовательной школы приемов оказания первой помощи при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности. Раскрыты теоретико-методологические основания ситуационного подхода. Охарактеризован комплекс ситуационных задач, решение которых способствует освоению обучающимися приемов оказания первой помощи. Комплекс включает задачи двух видов: неимитационные и имитационные, методические особенности которых раскрыты в статье.

Ключевые слова: ситуационный подход, первая помощь, ситуационные задачи.

В нашей стране на государственном уровне всегда уделялось большое внимание вопросам подготовки специалистов в области оказания первой помощи в мирное и военное время. Обращаясь к истории вопроса, следует отметить, что даже в тяжёлые предвоенные годы множество юношей и девушек не только получали звание «Ворошиловский стрелок», но и с гордостью носили знак «Готов к санитарной обороне». Программа санпросветработы непрерывно велась с 1934 года, не прекращаясь даже в годы Великой Отечественной войны. Подготовленные специалисты массово шли на фронт, из них формировались санитарные посты и санитарные дружины [7]. С 1967 года программа санитарной подготовки влилась в стройную систему гражданской обороны.

Данная проблематика не теряет актуальности и в настоящее время. По данным Всемирной Организации здравоохранения, каждый год в мире из-за травм, полученных в результате несчастных случаев, происходит около 10 % всех летальных случаев и около 15 % всех случаев инвалидизации. Травматические повреждения являются ведущей причиной гибели людей в возрасте от 15 до 45 лет и приводят к миллионам случаев обращений в лечебные учреждения [9].

Для нашей страны эта тема так же более чем актуальна. По данным официальной статистики за последние десятилетия травматизм занимает одно из ведущих мест среди показателей смертности и инвалидности в нашей стране. Например, в одной только Нижегородской области за период с января по сентябрь 2016 года в дорожно-транспортных происшествиях погибло 337 человек (из них 16 детей), было ранено 4838 (в том числе 555 детей в возрасте до 16 лет). Тяжкий вред здоровью наступил в 76 случаях [8].

Несмотря на то, что медицинскую помощь оказывают самые разные экстренные службы, совершенно очевидно, что первыми на месте происшествия оказываются обычные граждане. В таких ситуациях, когда дорога каждая секунда, важно всем, кто стал их участником или очевидцем, действовать умело, быстро и решительно [3]. Таким образом, первую помощь должен уметь оказывать каждый человек.

Современная медицинская наука ставит в рамках оказания первой помощи при несчастном случае следующие задачи — сохранить жизнь пострадавшего и минимизировать негативные последствия до прибытия специализированных служб, использовать любой шанс для его спасения. Эта аксиома неоспорима, но в реальной жизни мы зачастую сталкиваемся с беспомощностью большинства граждан — очевидцев происшествий [6].

В настоящее время система подготовки населения в области основ медицинских знаний и оказания первой помощи имеет непрерывный характер и охватывает все образовательные уровни, начиная с основной школы, где наиболее подробно данное содержание рассматривается в курсе основ безопасности жизнедеятельности, а затем продолжается в вузе и в системе постдипломной подготовки специалистов.

Наше внимание обращено на рассмотрение вопросов освоения приемов первой помощи обучающимися общеобразовательных школ в рамках учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

В современных социокультурных условиях перед курсом «Основы безопасности жизнедеятельности» ставится задача по формированию у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности [1], теоретические основы которой раскрыты в работах Л. Н. Гориной, В. А. Девисилова, Л. А. Михайлова, В. Н. Мошкина, С. В. Петрова, О. Н. Русака, В. В. Саронова, П. В. Станкевича, И. К. Топорова.

Приемы оказания первой помощи пострадавшим является неотъемлемой составляющей культуры безопасности жизнедеятельности и их освоение закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в виде предметных результатов обучающихся в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Увидеть человека с какими-либо травмами, особенно серьёзными – колоссальный стресс для каждого. Любой человек, а тем более ребенок или подросток в этой ситуации может оказаться в растерянности, испытывать чувство страха. Всё это мешает оказанию первой помощи [2].

В. Г. Бубнов и С. В. Петров охарактеризовали ряд причин, мешающих быстро начать оказание первой помощи. Среди них наиболее часто встречающиеся:

1) присутствие большого числа очевидцев на месте чрезвычайной ситуации, что побуждает переложить ответственность на кого-то другого;

2) стремление, невзирая на ситуацию, соблюсти личное пространство человека, что вызывает неуверенность в отношении к пострадавшему, боязнь контакта с ним даже для проведения неотложных манипуляций первой помощи;

3) пугающий вид травмы или заболевания, совершенно отличающиеся от виденного на учебных занятиях по первой помощи;

4) опасение сделать что-то неправильно из-за отсутствия чётко сформированного навыка манипуляций;

5) опасение заразиться из-за низкого уровня медицинских знаний среди населения;

6) неумение побороть естественную, присущую каждому человеку, брезгливость при помощи доступных мер и средств защиты.

Наиболее целесообразным при освоении обучающимися общеобразовательных школ приемов оказания первой помощи пострадавшим нам представляется использование методологии ситуационного подхода (Ш. И. Бобохужаев, В. В. Сериков, И. К. Топоров, З. Ю. Юлдашев).

В этом контексте обучение строится в виде проблемных игровых занятий с моделированием реальных ситуаций по оказанию первой помощи, с которыми может столкнуться каждый человек. Ключевым понятием здесь выступает «ситуация», которая рассматривается как «совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положение» [5].

Мы разделяем позицию В. В. Серикова, относительно того, что личностная жизнь человека всегда соотнесена с какой-либо жизненной ситуацией: с одной стороны детерминируется ею, с другой – всегда направлена на ее преобразование [4].

Согласно теоретико-методологическим основаниям ситуационного подхода смысл любого явления для человека определяется его местом в жизненной ситуации. При этом ситуация рассматривается как детерминат смысла. Ситуация, в этой связи, это не момент времен, а длящаяся совокупность детерминат жизнедеятельности индивида [4].

Выбор ситуационного подхода в контексте настоящей работы не является случайным, что подтверждено системой многолетних исследований. Наблюдения, проведенные в Приволжском региональном поисково-спасательном отряде МЧС России подтверждают данный факт. Даже лица, сравнительно недавно изучившие курс первой помощи, оказывались в растерянности при элементарном переносе ситуации, смоделированной на практике в пространство вне образовательной среды.

В этой связи обратим внимание на несомненные педагогические преимущества использования ситуационного подхода при освоении приемов оказания первой помощи пострадавшим:

1) формирование эмоционально-ценностного отношения к вопросам жизни, здоровья и необходимости обеспечения безопасности;

2) развитие субъектного опыта в процессе освоения содержания образования в области безопасности жизнедеятельности;

3) уменьшение степени новизны и неожиданности при вероятных экстремальных ситуациях, и как следствие, повышение стрессоусточивости человека и уменьшение количества ошибок и несанкционированных действий.

Кроме того, ситуационный подход, позволяя имитировать различные травмы и состояния, может быть использован не только как метод обучения, но и как метод контроля, например как практический этап конкурса или олимпиады.

Для реализации системного подхода в освоения приемов оказания первой помощи пострадавшим в рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» нами разработан и реализован комплекс ситуационных проблемных задач, включающий характеристику ситуаций, связанных с необходимостью оказания первой помощи при различных неотложных состояниях.

Обозначенный комплекс включает задачи двух типов: неимитационные (учебные) и имитационные (реальные).

Решение данных задач предполагает последовательное восхождение от освоения общих алгоритмов оказания перовой помощи пострадавшим к таким непосредственным действиям в ситуациях, приближенных к реальным условиям.

Решение неимитационных задач предполагает знакомство обучающихся общеобразовательной школы с ситуацией, представленной в текстовой или графической форме. Ее решение предусматривает совершение обучающимся действий аналитического, оценочного, прогностического и рекомендательного характера с выбором необходимого в конкретных условиях алгоритма действий без применения практических умений.

Имитационные задачи предусматривают дальнейшее усложнение условий ситуационных задач, требующих дополнительное материально-техническое оснащение, моделирования ситуации, приближенной к реальным условиям. Решение данного типа задач для обучающихся имеет характер игровой деятельности, предполагая «проживание» ситуации в ее игровом воплощении (М. В. Кларин).

В дидактическом плане решение имитационных задач обучающимися предполагает последовательное прохождение этапов:

  1. анализ условий и требований задачи;
  2. выбор необходимого алгоритма действий;
  3. характеристика алгоритма;
  4. совершение практических действии по оказанию первой помощи.

Опытно-экспериментальная работа по использованию ситуационного подхода при освоении обучающимися общеобразовательной школы приемов оказания первой помощи в общеобразовательных школах Нижегородского региона позволило говорить об эффективности избранной методики.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/documents/938
  2. Бубнов В., Петров С. Обучение навыкам оказания первой медицинской помощи// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. — 2006. — № 12. — С. 61–64.
  3. Картавых М. А., Камерилова Г. С., Агеева Е. Л. Образование в области безопасност жизнедеятельности; пишем магистерскую диссертацию: учеб. пособие. — Н. Новгород; Мининский университет, 2015. — 89 с.
  4. В. В. Сериков; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой, — М.: Изд. Центр «Академия», 2008.
  5. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 1981–1984.
  6. Сухов Г. В. Общеразвивающая программа дополнительного образования взрослых «Программа обучения первой помощи в быту и на производстве / Г. В. Сухов/- Н.Новгород: ОО«НОТК», Нижний Новгород, 2015.
  7. Сайт Министерства обороны Российской Федерации[Электронный ресурс] //http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=5518@morfDictionary
  8. Сведения о состоянии безопасности дорожного движения Главного Управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России [Электронный ресурс] //https://www.gibdd.ru/stat/
  9. Информационный бюллетень Всемирной Организации здравоохранения за май 2016 г. [Электронный ресурс] // http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs358/ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов