Библиографическое описание:

Киселев С. А. К вопросу о развитии экологических знаний в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 105-107.



Ключевые слова: безопасность, экологическая безопасность, формирование знаний, образовательный стандарт, экологическая культура.

Одним из важных направлений, декларируемых в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», определена экологическая безопасность. Нарастание экологических угроз проявляется многообразными непоправимыми последствиями — деградацией почв, истощением энергетических ресурсов, увеличением риска и тяжести техногенных аварий и катастроф, увеличением уровня заболеваемости и смертности людей, увеличением загрязнений и изменениями климата и другими чрезвычайными ситуациями.

В настоящее время проблема обеспечения экологической безопасности, как по своим масштабам, так и по своему значению занимает одно из центральных мест в системе национальной безопасности страны [4,7].

Актуальность экологических проблем для современного общества не вызывает сомнений. Вопросы обеспечения экологической безопасности широко освещаются в средствах массовой информации, все чаще становятся предметом дискуссий и ток-шоу. Нельзя не согласиться, что, «сфера обеспечения экологической безопасности в настоящее время стала системообразующим фактором жизни общества» [3].

Значимость формирования новой нравственности подрастающего поколения, базирующейся на идеях гуманизации, личностного и деятельностного подхода, экологизации образования, нашло отражение в материалах Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). В перечне личностных результатов обучаемого как важная задача определяется:

— «формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

— формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях» [6].

Очевидно, что «формирование оптимальной стратегии взаимодействия человека и окружающей среды есть сверхзадача образования» [3], выполнение которой невозможно без направленности процесса обучения и воспитания на формирование экологически ответственного поведения.

Вместе с тем, анализ педагогических исследований показывает, что вопросы методической деятельности по формированию экологического сознания и экологической культуры молодого поколения требуют пристального внимания ученых и практиков.

Ряд авторов [1,3,4,5] отмечают недостаточный уровень экологического мышления, основанного на знании законов экологии и новой экологической этики. Необходимо оптимизировать процесс познания новых экологических моральных ценностей и норм, трансляции экологических знаний, необходимых для выживания человечества вместе с природой Земли.

Может ли решение подобных задач входить в сферу педагогической деятельности учителя курса «Основы безопасности жизнедеятельности»? Несомненно, да.

Экологическую культуру следует рассматривать как компонент культуры общества, направленный на экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой).

В понятии экологическая культура выделяют следующие компоненты:

— когнитивный (знаниевый)– наличие информации, знания об основных экологических закономерностях, проблемах и задачах;

— мотивационный — осознание необходимости и готовность к деятельности, направленной на поддержание экологического равновесия окружающей среды;

— операционный — наличие умений, позволяющих действовать экологически целесообразно;

— социально-деятельностный — навыки экологически направленной деятельности, практическое использование экологических знаний и умений [5].

Следовательно, на первый план выступает содержательно-знаниевый компонент.

Очевидно, что школьники обладают некоторыми знаниями в области безопасности жизнедеятельности. Прежде всего, житейскими знаниями, основанными на здравом смысле и обыденном опыте. Такие знания отражают только внешние стороны процессов и явлений, являются неполными, неосознанными, зачастую противоречащими научному знанию.

Научные знания характеризуются осмыслением информации, фактов в системе научных понятий в области безопасности жизнедеятельности, что позволяет ученику оперировать знаниями, объяснять факты, видеть взаимосвязь между явлениями и предметами и, в конечном итоге, осознанно проектировать свою деятельность.

В этой связи представляется значимым разработка научно — обоснованной методики развития знаний по экологической безопасности в школьном курсе дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». В программах различных авторов по ОБЖ отводится незначительное место для изучения вопросов экологической безопасности. В некоторых программах вообще отсутствуют темы по экологической безопасности. Вместе с тем, многие вопросы безопасности, так или иначе, связаны с изменениями окружающей среды, с усилением действия негативных факторов вследствие чрезвычайных ситуаций и природных, и техногенных, и социальных. Учитель безопасности жизнедеятельности должен видеть такие взаимосвязи, включать в содержание урока элементы экологической безопасности.

Учитывая актуальность проблемы, представляется целесообразным выделить основные содержательные линии по экологической безопасности, которые могут быть реализованы в курсе ОБЖ.

1. Основы экологической безопасности:экологическая опасность; экологический риск; экологическая проблема; факторы, источники и последствия экологической опасности; экологическая безопасность; угрозы экологической опасности; чрезвычайные ситуации экологического характера; нормативно-правовые документы по экологической безопасности.

2. Экологическая безопасность окружающей среды:виды загрязнений окружающей природной среды; предельно-допустимая концентрация загрязняющих веществ; качество среды обитания; критерии оценки качества среды обитания; охрана окружающей среды; антропогенная нагрузка на состояние окружающей среды

3. Экологическая безопасность и здоровье человека:экологическая обстановка региона; мероприятия, проводимые по защите здоровья населения; основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность человека; влияние абиотических, биотических и антропогенных факторов на здоровье человека

Необходимым условием экологизации содержания обучения безопасности жизнедеятельности является совершенствование системы экологического образования и подготовки педагогических кадров. Проведенное исследование [6] выявило необходимость усиления знаниевого компонента, совершенствования мотивации в подготовке студентов — будущих преподавателей Основ безопасности жизнедеятельности. Были определены необходимые направления решения этой проблемы: расширение содержания экологической направленности; разработка и введение курсов по выбору, направленных на формирование экологической культуры студентов гуманитарных специальностей [6, 7].

На кафедре методики обучения безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» разработан и успешно реализуется курс по выбору «Основы экологической безопасности». На занятиях студенты рассматривают основные направления экологической безопасности; обсуждают проблемы экологической безопасности своего региона. В программу курса введены и профессиональные педагогические аспекты — выявление возможности в применении знаний в области экологической безопасности в будущей учебной и профессиональной деятельности; развитие умений самостоятельно приобретать знания в области экологической безопасности.

Таким образом, процесс подготовки студентов педагогического вуза имеет специфические особенности, которые заключаются в следующем:

— повышение уровня образованности в области экологической безопасности за счет усиления теоретического обучения;

— включение в процесс подготовки форм и методов обучения, активизирующих овладение студентами различными видами предметно-практической деятельности;

— необходимость развития коммуникативных качеств у студентов в процессе сочетания групповых и индивидуальных форм обучения.

В заключение следует отметить, что решение задачи общего образования в формировании нового экологического мышления у школьников требует более полной разработки проблемы развития знаний учащихся в области экологической безопасности. Вопросы экологической безопасности должны органично входить в содержание школьного курса ОБЖ, распределяясь по темам и по классам. Изучение возможностей формирования знаний по экологической безопасности у школьников, разработка методики их развития являются задачами нашего дальнейшего исследования.

Литература:

  1. Бондарева С. В., Киселев С. А. Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ. /Молодой ученый. -2015. — № 6.4 (86.4). — с.7–10.
  2. Бочарова К. А., Платонова С. А. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся. /Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика. Сб. научных статей, 28 ноября 2015г., г. Южно-Сахалинск. С.31–32.
  3. Гришаева Ю. М. «О роли экологического образования в становлении профессиональной компетентности специалиста». /Вестник МГОУ Серия педагогика, 2014 № 1. С.11–16.
  4. Емелина Т. В. Воспитание экологической культуры школьника: проблемы и решения / Т. В. Емелина // Экология и безопасность в техносфере: современные проблемы и пути решения — Томск: ГОУ ВПО ТПУ, 2014. — С. 201–203.
  5. Киселева Э. М., Гаврилова Л. А. Возможности курса основы безопасности жизнедеятельности в формировании знаний по экологической безопасности школьников./ Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2013. № 5 (34). С. 97–101.
  6. Попова Р. И., Киселева Э. М. Проектирование содержания магистерской программы «Экологическая безопасность». Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2012. № S. С. 147–149.
  7. .Соломин В. П., Станкевич П. В. Формирование содержания специализированных магистерских программ в области экологической безопасности. — Вестник Международной Академии наук (Русская секция), 2009. Специальный выпуск.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897. [Электронный ресурс] http://window.edu.ru/resource/768/72768

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов