Библиографическое описание:

Веряскина М. А. Компетентностный подход в изучении экологической безопасности бакалаврами образования в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 45-48.



В статье отмечается, что вопросы решения проблем обеспечения экологической безопасности приобретают особую актуальность в современном мире и находят отражение в системе образования. Рассмотрены основные подходы к определению сущности понятия «экологическая безопасность». Обоснованы и охарактеризованы основные стадии образовательного цикла изучения экологической безопасности

Ключевые слова: экологическая безопасность, компетентностный подход, компетенции, образовательный цикл.

Социокультурная ситуация на рубеже II – III тысячелетий охарактеризовалась вступлением человечества в динамично меняющийся мир с многочисленными социально-экономическими, научно-техническими, экологическими проблемами, представшими в виде комплекса цивилизационных вызовов мировому сообществу. В результате социально-экономическое развитие приняло характер ускоренного движения к глобальной экокатастрофе, при этом ставится под угрозу не только удовлетворение жизненно важных потребностей и интересов будущих поколений людей, но и сама возможность их существования. Возникла идея разрешить это противоречие на пути перехода к такому цивилизационному развитию, которое не разрушает своей природной основы, гарантируя человечеству возможность выживания и дальнейшего непрекращающегося, то есть управляемого и устойчивого, развития. Направленность постиндустриального общественного развития на достижение гармоничных отношений человека и природы, опираясь на идеи устойчивого развития, связана с решением проблем обеспечения экологической безопасности.

В Российском Законодательстве понятие экологической безопасности закреплено в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002), где рассматривается как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [1].

Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации отражены в Экологической доктрине Российской Федерации (2002), где особое внимание обращается на обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях. То есть необходимо создание таких условий различного рода деятельности, чтобы максимально обеспечить экологическую безопасность и в максимально сжатые сроки осуществить реабилитацию территорий и акваторий, испытавших на себе техногенное или иное экологически опасное воздействие.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (2009), экологическая безопасность является составной частью национальной безопасности России. В связи с этим, задача обеспечения экологической безопасности России признана одной из основных экологических функций государства.

Эколого-правовые и нормативные аспекты обеспечения экологической безопасности рассматриваются также в трудах М. М. Бринчука, О. С. Колбасова, А. В. Кукушкиной, А. А. Шишко, где акцент ставится на укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности личности, общества, государства.

Вопросам экологической безопасности как научной области посвящены многочисленные исследования Л. В. Баранова, В. В. Браткова, А. В. Васильева, Н. П. Ващекина, Э. В. Гирусова, Е. И. Глушенковой, Э. В. Горелова, В. И. Данилов-Данильяна, М. И. Дзлиева, К.Я Кондратьева, К. С. Лосева, Н. М. Мамедова, Н. Н. Марфенина, Н. Н. Моисеева, А. И. Муравых, Н. В. Никаноровой, Н. Ф. Реймерса, А. Д. Урсула, В. В. Хаскина, А. С. Шилова, А. А. Яблокова, в которых рассматриваются подходы к определению сущности понятия «экологическая безопасность». Так, Н. Ф. Реймерс в своих исследованиях определяет экологическую безопасность в двух аспектах: во-первых, как совокупность действий, состояний и процессов, прямо или косвенно не приводящих к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде, отдельным людям и человечеству; во-вторых, как комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающих экологический баланс на Земле и в любых ее регионах на уровне, к которому физически, социально-экономически, технически и политически готово (может без серьезных ущербов адаптироваться) человечество [9]. Проблема экологической безопасности, как считает Н. Ф. Реймерс, основывается на осознании взаимозависимости человечества и природы; на признании необходимости выработки превентивных экологических запретов на загрязнение природных объектов; на понимании обязательности создания социально-экономического механизма при взаимодействии общества и природы; на признании приоритета экологической безопасности при организации любых видов деятельности [9]. В исследованиях А. Д. Урсула экологическая безопасность рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от реальных и потенциальных угроз, создаваемых антропогенным и естественным воздействием на окружающую среду [11]. В работе «Основы социальной экологии» Н. М. Мамедов дает следующее определение: «Экологическая безопасность — процесс обеспечения защищенности важных интересов личности, общества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду» [8, с.251].

В качестве ведущей стратегии современного педагогического образования определена методология компетентностного подхода. По мнению Э. Ф. Зеера, А. М. Павловой, Э. Э. Сыманюк, компетентностный подход — это «приоритетная ориентация на цели — векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности» [4, с. 5]. В компетентностном подходе, по мнению Е. Я. Кагана, В. В. Лаптева, О. Е. Лебедева, Е. А. Ленской, И. Д. Фрумина «отражён такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнение ключевых функций» [12, с. 120]. При этом, согласно воззрениям Э. Ф. Зеера, компетентностный подход к образованию «не отрицает необходимости формирования знаниевой базы, речь идёт о компетенции как интегральном результате данного процесса» [4, с. 6].

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» [2] показал, что компетентностно-ориентированные результаты определяют необходимость изучения обучающимися высшей школы вопросов обеспечения экологической безопасности. Данное обстоятельство нашло отражение в общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенциях. В частности, общекультурные компетенции предполагают:

—формирование способностей использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1) [2], способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2) [2], что согласуется с идеологией устойчивого развития, ориентирующей общество на достижение гармоничных, а значит безопасных взаимоотношений общества и природы;

— формирование способности использования естественнонаучного и математического знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3) [2] в целях анализа и прогноза негативных изменений качества окружающей среды в результате природных и антропогенных воздействий с учетом количественной оценки экологических рисков;

—освоение приемов оказания первой помощи и методов защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9) [2], которые зачастую имеют экологические следствия.

Среди общепрофессиональных компетенций, которыми должны овладеть будущие педагоги, определена их готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6) [2], что предполагает необходимость рационального проектирования экологически безопасной образовательной среды и ее реализации в реальных условиях.

Среди профессиональных компетенций отмечается, что будущий педагог должен обладать готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) [2]. Это подразумевает необходимость изучения будущими бакалаврами образования в области безопасности жизнедеятельности вопросов обеспечения экологической безопасности. Анализ требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений показал, что в процессе обучения у них должна быть сформирована культура экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни [3]. За этот процесс ответственны учителя безопасности жизнедеятельности. Однако чтобы педагоги справлялись с возложенными на них обязанностями, они сами должны быть носителями обозначенной культуры. Поэтому мы видим необходимость изучения вопросов обеспечения экологической безопасности как в условиях инвариантной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», так и с использованием вариативной дисциплины «Экологическая безопасность».

Отметим, что обозначенные выше компетенции последовательно формируются в рамках предложенного нами образовательного цикла изучения экологической безопасности, который включает в себя четыре ключевые стадии. Мотивационно-ценностная стадия выступает в качестве начальной, имеет ярко-выраженную аксиологическую направленность и связана с приоритетным формированием общекультурных компетенций (ОК-1, ОК-2, ОК-3). В содержательном плане раскрываются тезаурус экологической безопасности, современные теории безопасности жизнедеятельности, активно начинает формироваться система отношений культурной личности безопасного типа поведения (Л. А. Михайлов, П. В. Станкевич, С. В. Петров, Г. С. Камерилова, М. А. Картавых, А. В. Кравцова и другие).

Информационно-деятельностная стадия, ориентирована на дальнейшее освоение выше перечисленных общекультурных компетенций, а также компетенций, связанных с готовностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в чрезвычайных ситуациях (ОК-9)и готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6). Обратим внимание на приоритет когнитивного характера содержания профессионального образования в данной стадии. Формированию обозначенных компетенций способствует изучение разделов курса безопасности жизнедеятельности «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности», «Обеспечение безопасности образовательной среды», «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях», «Гражданская оборона», «Первая помощь при неотложных состояниях», а также дисциплин блока предметной подготовки «Опасные ситуации природного характера и защита от них», «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них», «Опасные ситуации социального характера и защита от них», «Основы национальной безопасности и обороны государства», «Обеспечение безопасности образовательного учреждения».

Творческо-практическая стадия сопряжена с изучением дисциплины «Экологическая безопасность», имеющей обобщающий характер. Предполагается завершение освоения охарактеризованных выше общекультурных и общепрофессиональных компетенций, а также освоение профессиональной компетенции, определяющей готовность будущего педагога реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1). Деятельность студентов приобретает преимущественно проектно-исследовательский характер с явно выраженной праксиологической составляющей. Предполагается изучение вопросов обеспечения экологической безопасности в штатных (в быту, в трудовой деятельности, на отдыхе) и чрезвычайных ситуациях.

Рефлексивно-оценочная стадия подразумевает осмысление и оценку студентами собственной компетентности в области экологической безопасности.

Результаты изучения обучающимися вопросов обеспечения экологической безопасности в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина показывают устойчивую положительную динамику в развитии у студентов профессиональной компетентности в области решения проблем обеспечения экологической безопасности

Литература:

  1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]: [от 10.01.2002 N 7-ФЗ (принят ГД РФ 20 декабря 2001 года (действующая редакция, 2016)]. // Российская газета. — 12.01.2002 г. — N 2874. – Режим доступа: [Консультант плюс]. — Загл. с экрана.
  2. Министерство образования и науки [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 N 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2016 N 40536). — Электрон.дан. М., [2015]. — Режим доступа — URL: http://минобрнауки.рф/документы/7995/файл/7225/Prikaz_¦_1426_ot_04.12.2015.pdf, свободный.
  3. Министерство образования и науки [Электронный ресурс] /Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644).– Электрон.дан. М., [2016]. — Режим доступа — URL:http://минобрнауки.рф/documents/938, свободный.
  4. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005. — 216 с.
  5. Картавых М. А. Образование в области безопасности жизнедеятельности: пишем магистерскую диссертацию: учеб.пособие / М. А. Картавых, Г. С. Камерилова, Е. Л. Агеева. — НГПУ: Мининский университет, 2015.
  6. Картавых, М. А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие / М. А. Картавых. — Н.Новгород: НГПУ, 2011.-89 с.
  7. Картавых, М. А. Экологическая безопасность: Учебное пособие / М. А. Картавых. — Н.Новгород: НГПУ, 2011. — 82 с.
  8. Мамедов Н. М. Основы социальной экологии: Учеб.пособие. М., 2003.
  9. Реймерс Н. Ф. Концептуальная экология. Надежды на выживание человечества. — М., 1992.
  10. Соломин В. П., Абрамова С. В., Станкевич П. В. Основные приоритеты развития высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1. — С. 2–4.
  11. Урсул, А. Д. Модель образования 19 века: устойчивое развитие и экологическая безопасность // А. Д. Урсул. — Вестник экологического образования в России. — 1996. — № 2.
  12. Фрумин И. Д. За что в ответе? (Компетентностный подход в образовании) // Перемены. — 2004. — № 2. — С. 117–129.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов