Библиографическое описание:

Авдеева Н. В., Сафин А. И. Возможности применения информационных модулей на занятиях «Чрезвычайные ситуации криминогенного характера» в курсе ОБЖ // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 18-20.



 

В статье анализируются теоретические и методические аспекты формирования и развития знаний о правилах безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера. В работе предложен алгоритм по применению информационных модулей при изучении тем ЧС криминогенного характера на уроках ОБЖ.

Ключевые слова: модуль, информационный модуль, поведение в ситуациях криминогенного характера.

В настоящее время важным вопросом становится тот факт, что деятельность по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций не может ограничиваться только нормативно-правовыми, организационными и инженерно-техническими мероприятиями. Необходимо чтобы обеспечение безопасности жизнедеятельности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека и общества. Для этого необходимо формировать знания, умения и навыки безопасного поведения граждан, своевременно информировать население о возможных опасностях и угрозах. В этой связи повышается актуальность исследования проблем обучения подрастающего поколения правилам безопасного поведения в ЧС с использованием информационных модулей.

Внедрение информационных модулей в образовательные процессы является одним из ключевых моментов развития педагогического образования. В настоящее время информационные модули относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий. Основными целями применения информационных модулей являются переход от знаниевой педагогики к компетентностной, развитие творческих способностей школьников через интерактивность, которая открывает перед ними огромные познавательные способности.

Так в последние несколько лет понятие «модуль» рассматривается с точки зрения внутренних структурных характеристик, информативной наполненности и т.д. «Модуль» как значимое понятие используется в различных областях знаний, в том числе и педагогической теории в качестве определения «модульной методики» в системе обучения и управления качеством образования [8].

Проведенный анализ российской и зарубежной научно-педагогической литературы показал, что модульность в образовании берет начало в 70-х годах ХХ века. Впервые ввел данное понятие Дж. Рассел, рассматривая «модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанных учащимся действий». Исследователи Гольдшмидт Б. и М., определяют модуль как автономную, независимую единицу в спланированном ряде видов учебной деятельности, которая помогает обучаемому достичь некоторых четко определенных целей. По мнению Оуенс Г., модуль – это обучающий замкнутый комплекс, в состав которого входят педагог, обучаемые, учебный материал и средства, помогающие обучающемуся и преподавателю реализовывать индивидуализированный подход, обеспечить их взаимодействие.

В результате проведенного теоретического анализа современной педагогической, психологической и методической литературы в работах педагогов-психологов Зимней И.А., Бойденко Б.Н. модуль рассматривается как законченная единица образовательной программы, формирующую одну или несколько определенных профессиональных компетенций. Модуль обладает контролем знаний и умений обучаемых на выходе, необходимых для присвоения квалификации [4].

В отечественном образовании понятие «информационный модуль» применяется в высшем профессиональном образовании с технической направленностью. Так Борисова Н.В. в своей работе отмечает, что учебный модуль – это автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, состоящая из дидактических целей, логически завершенных единиц учебного материала, составленных с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей и методического руководства, и систем контроля [5].

По мнению Головановой Ю.В. технологии применения модулей направлены на индивидуальный подход к обучению, автор в своей работе «Модульность в образовании» считает, что цель такой формы обучения – возможность помощи и поддержки в саморазвитии и самодисциплины обучающихся, овладение навыками индивидуальной работы в освоении выбранного материала [3].

Так как информационный модуль – это побуждение к творчеству и обращение в ноосферу, то необходимо чтобы модуль был целостным, понятным для всех и гармоничным, так как не все кто читает, знает предысторию, а в ноосфере это не должно быть обрывками информации.

Анализ литературы показал, что многие авторы рассматривают информационные модули, как объекты управления, направленные на поиск информации по объекту.

Показательно, что информационные модули сами по себе не реализуют новую образовательную парадигму, которая является мощным средством развития следующих подходов:

- личностного-ориентированного (образование, которое создает условия для проявления личностных функций учащихся: мотивации, выбора, самореализации и др.) [2];

- деятельностного (в ходе деятельности осуществляется развитие и проверка компетенции) [6];

- компетентностного (обучение, ориентированное на самостоятельность, умение анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и активного участия в жизни общества) [5].

Грамотное использование информационных модулей в процессе обучения позволяет педагогу эффективно создавать и внедрять в образовательный процесс новые педагогические технологии, соответствующие современной образовательной парадигме. В связи с этим использование информационных модулей в учебном процессе выступает как приоритетная задача образования, решение которой осуществляется через:

- развитие нормативного обеспечения в области школьного образования;

- создание научно-методической, учебной и технолого-методической базой для создания школьных информационных модулей;

- повышение квалификации работников образования в области использования технических средств в обучении;

- создание образовательного портала мультимедиа технологий, предназначенное для создания информационно-методического наполнения учебных курсов.

Обобщая вышеизложенное, мы считаем, что методика обучения с использованием информационных модулей характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение обучаемыми собственных мнений, активного включения в реальную деятельность, принятия ответственности за личную безопасность и приобщения к новой культуре безопасности жизнедеятельности.

Нами установлено, что при чтении информационных модулей у человека включаются более глубокие механизмы восприятия, анализа и оценки получаемой информации. Особенную актуальность применения информационных модулей приобретают по оповещению населения о правилах безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера.

По мнению исследователя, в области безопасности жизнедеятельности, Воробьева Ю.Я. повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности позволяет наполовину сократить количество безвозвратных и санитарных потерь населения и материального ущерба в чрезвычайных ситуациях [1].

Пономарева О.О., Фахрутдинов В.И. и Туктарова Д.С. считают, что по вине ошибок человека происходит от 80% до 94% аварий и катастроф. Большой эффективностью, с точки зрения формирования культуры, обладает направление, связанное с использованием потенциала информационных модулей [7].

Одним из значительных факторов создания информационных модулей в области защиты населения в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера является доступность их понимания, что отражается в разработанной нами классификационной характеристике информационных модулей при изучении тем чрезвычайных ситуациях криминального характера, таких как:

- динамические рекламные модули могут быть щитовыми или объемными конструкциями-носителями, имеющие различную конфигурацию. Возможность размещения, которого от нескольких единиц до нескольких десятков рекламируемых изделий, например, в области защиты населения в чрезвычайных ситуациях криминального характера, это могут быть рубрикаторы безопасности населения при чрезвычайных ситуациях криминогенного характера. Предлагаемый рекламный модуль может быть использован для размещения, как плакатного материала, так и для объемных изделий, что расширяет области информирования и оповещения населения о правилах безопасного поведения человека в криминогенных ситуациях.

- выставочные информационные модули, сочетание полей размещения информации, позволяют создавать многофункциональные выставочные комплексы с большим количеством размещаемого на них плакатного материала и демонстрируемых изделий. Технология использования выставочных модулей повышает информационную емкость и увеличивает эффективность восприятия представляемой информации в области защиты населения в ЧС криминогенного характера.

- учебные информационные модули,применение информационных модулей в учебном процессе оптимизирует процесс восприятия новой информации за счет естественной концентрации внимания обучающегося на полях размещения информации, движущихся в заданной области безопасности жизнедеятельности. Что позволяет школьнику уменьшить психофизиологические затраты и сократить время, необходимое для изучения большого объема новой информации в области формирования навыков безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера.

- декоративные информационные модули, декоративные модули, могут быть использованы для создания, например, специальных эффектов, изменяющих свою структуру в зависимости от модуля и комбинации модулей. Динамические информационные модули могут быть использованы в качестве декораций, изменяющих топологию сценического пространства. Такие модули могут быть использованы в моделировании ситуаций криминогенного характера.

Сообщение, размещенное на информационном модуле оперативное, легкое и запоминающееся. Таким образом, модуль – это законченный блок информации на определенный текущий момент времени. На основе проведенного анализа педагогической, психологической и методической литературы, нами выделены следующие информационные модули, применяемые в курсе ОБЖ:

- информационный модуль «вопрос-ответ» (включает интерактивные текстовые задания, с возможностью проверки знаний о чрезвычайных ситуациях криминогенного характера, общих правилах безопасного поведения в них);

- информационный модуль «исследование» (позволяет в режиме исследования изучать темы чрезвычайных ситуаций криминогенного характера. Например, изучая классификации ЧС криминогенного характера школьнику необходимо сопоставить статистические данные о произошедших ЧС криминогенного характера в регионе, городе, районе и т.д.);

- информационный модуль «декоративный» (предназначен для совершенствования и активизации познавательного интереса у школьников к изучаемой теме, например, на основе анализа статистических данных, нанести на контурную карту ЧС криминогенного характера своего региона);

- информационный модуль «проверочный» (служит для проверки уровня сформированности, общекультурных компетенции школьников в области безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, например, решение ситуационных задач по написанию алгоритмов действий безопасного поведения в криминогенных ситуациях).

Применение информационных модулей на уроках ОБЖ по безопасному поведению в криминогенных ЧС направлены на:

- формирование представлений о деятельности человека, видах чрезвычайных ситуациях криминогенного характера;

- систематизацию знаний о правилах безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера;

- изучение причин возникновения и предотвращения чрезвычайных ситуациях криминогенного характера в своем регионе;

- ознакомление применения различных видов информационных модулей о правилах безопасного поведения в криминогенных ситуациях в своем регионе.

Таким образом, применение информационных модулей представляет собой образовательную концепцию организации учебного процесса по курсу ОБЖ, результатом которого служит модульное представление содержания и структуры правил безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера.

 

Литература:

 

  1.                Воробьев, Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности. Некоторые аспекты государственной политики./ Ю.Л. Воробьев. - М.: Деловой экспресс, 2005.-376с.
  2.                Выготский, Л.С. Педагогическая психология./Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991.-497с.
  3.                Голованова, Ю.В. Модульность в образовании: методики, сущность, технологии./Ю.В. Голованова.//Молодой ученый.- 2013.-№12.-С. 437-442.
  4.                Зимняя, И.А., Бойденко, Б.Н.. Мордова Н.А. Проблемы современного образования в России./И.А. Зимняя, Б.Н. Бойденко, Н.А. Мордова. - М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. - 82с.
  5.                Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании./О.Е. Лебедев// Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.
  6.                Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность/А.Н. Леонтьев. – М., Академия, 2005. – 405с.
  7.                Пономарева, О.О., Фахрутдинов, В.И. Информационные модули по оповещению населения о мерах безопасности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Здоровье и безопасность жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения» /З.А. Хуснутдинова, Ф.Р. Гумеров. - Уфа: Издательство БГПУ, 2008.-С.271-272.
  8.                Саркисов, П.Д. Модель и организационная структура российской системы управления образованием в ХХI веке./П.Д. Саркисов. //Менеджмент в России и за рубежом. -2005.- №1. – С. 77-85.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов