Библиографическое описание:

Гребенникова Е. В., Айол А. А. Современные аспекты культуры безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 56-58.



 

В статье рассматриваются проблемы становления культуры безопасности жизнедеятельности на современном этапе развития.

Ключевые слова: безопасность, культура безопасности жизнедеятельности.

 

Жизнь современного человека в цивилизованном обществе сопряжена с многочисленными опасностями. В сфере производства, на транспорте, в окружающей среде всегда происходят события, которые оказывают или могут оказать вредное влияние на здоровье человека или даже могут быть причиной его смерти. Поэтому жизнь «без опасностей» является некорректной идеализацией, а термин «безопасность» следует понимать как систему мер по защите от опасностей, как возможность управления опасностями, умение предупреждать и предотвращать опасные ситуации.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях – это состояние защищенности населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Различают безопасность по видам (промышленная, радиационная, химическая, сейсмическая, пожарная, биологическая, экологическая), по объектам (население, объект народного хозяйства и окружающая природная среда) и основным источникам чрезвычайных ситуаций.

Классификация видов безопасности является условной, так как в чистом виде, вне связи с другими явлениями и факторами в природе ничего не бывает. Мы имеем дело и с комбинированными источниками опасности, и с многоаспектными проявлениями их воздействия.

Исходя из логики жизнедеятельности, типологии источников опасности и угроз, перечня предметов безопасности различают десятки, сотни видов (сфер, элементов) безопасности.

Можно выделить природно-социально-техногенный источник опасности в такой цепочке: стихийное бедствие, ставшее причиной катастрофы на химическом или ином опасном предприятии, — последовавшие за ними людские жертвы и материальный ущерб — разрушение природы.

В данном случае речь идет и об экологической безопасности, и техногенной, и социальной, и медицинской, и генетической, и о многих других. Более того, содержание видов безопасности будет в каждой конкретной ситуации разным. Отсюда важно при использовании того или иного термина давать предельно четкую его расшифровку.

Выбор признака, по которому определяется вид безопасности, в значительной мере будет зависеть от практических задач, решаемых при обеспечении безопасности.

Общее состояние безопасности России можно оценить по такому показателю, как численность проживающего на ее территории населения:

Численность населения России на 10 октября 2016 года по оценке Росстата в России было 146519759 человек постоянных жителей.

Естественный приростнаселениябудет отрицательным и составит168280 человек.

Средняя продолжительность жизни населения в России на 12 летменьше чем в США, на 11,5 лет, чем странах Евросоюза и на 5 лет – чем в Китае. В мировой статистике, по итогам 2015 г., Россия занимает по продолжительности жизни  129 место.

В среднем на производстве ежегодно погибает более 4000 человек. Ежегодно умирает от воздействия вредных и опасных производственных факторов около 180 тыс. человек, получают травмы на производстве более 200 тыс. человек.

По официальной статистике в России ежегодно регистрируется около 8000 случаев профессиональных заболеваний и отравлений. Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составляет более 20 %.

Под воздействием вредных веществ в атмосфере, превышающих гигиенические нормативы в 5 и более раз проживает около 50 млн. человек. Около 30 % водоемов страны не соответствуют  санитарно-химическим показателям и более 20 % -  микробиологическим показателям.

Ежегодно в России из-за дорожно-транспортных происшествий гибнет около 30 тыс. человек, получают ранении и травмы около 300 тыс. человек.

Ежегодно в России возникает около 260 чрезвычайных ситуаций, причем 80-90 % из них имеют техногенный характер.

Происходит около 152 тысяч пожаров, жертвами которых становится около 10 тыс. человек.

Исследования показывают, что из всех аварий на промышленных объектах 90 % являются результатом неудовлетворительной организации производства и ошибками обслуживающего персонала, низким уровнем технологической культуры и культуры труда.

Формирование культуры безопасности и приобретение компетенций в области безопасности может явиться кардинальным способом повышения безопасности.

Культура безопасности личности - это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение индивида к природе, личной, общественной и национальной безопасности.

Значение культуры вообще в постиндустриальном обществе исключительно велико. Культура способна обеспечить согласование интересов человека и техносферы, инструментом такого согласования является культура безопасности. Потребность в безопасности является одной из основных потребностей личности. В настоящее время можно говорить о переходе от постиндустриального общества к обществу риска.

Современный человек, как правило, реагирует на событие лишь после того, как оно произойдет, т.е. действует по принципу «пока гром не грянет…». Это формирует особое отношение к ответственности за последствия возможных случайных событий. Сформированный в течение длительного периода образ мышления российских граждан таков, что человек не готов нести ответственность за последствия своих действий и принимаемых решений.

Данная особенность российского менталитета актуализируют вопрос разработки и реализации национальной программы формирования культуры безопасности личности и российского общества в целом. Формирование культуры безопасности, риск-ориентированного мировоззрения и приобретение человеком соответствующих компетенций является кардинальным способом повышения безопасности.

Культура безопасности жизнедеятельности - это составная часть общей культуры, характеризующая уровень подготовки в области безопасности жизнедеятельности и осознанную потребность в соблюдении норм и правил безопасного поведения.

Условия формирования культуры безопасности жизнедеятельности во всех сферах деятельности предполагают просвещение населения, подготовку высококвалифицированных специалистов. В процессе непрерывного образования человек должен обучаться основам безопасности жизнедеятельности, осознать необходимость быть частью системы безопасной жизнедеятельности, воспитывать в себе культурные начала поведенческой деятельности, формировать мировоззрение безопасной жизни.

На формирование культуры безопасности жизнедеятельности влияют:

на индивидуальном уровне:

- качества личности, приобретаемые в процессе развития в социуме и проявляемые в ходе жизнедеятельности: мировоззрение, системы ценностей и идеалов; уровень знаний, умений и навыков;

- индивидуально-психофизиологические особенности человека: темперамент, характер (черты характера); воля, эмоциональный настрой, морально-психологическая устойчивость; физическое состояние человека; социальные и индивидуальные стереотипы безопасного поведения;

- ценности личности как гражданина своей страны: патриотизм, верность Конституции Российской Федерации, готовность служить Отечеству; уважение к законам государства, нормам права и общественной морали; национальное самосознание, уважение национальных чувств, языка и культуры народов России; религиозно-конфессиональная терпимость; культура поведения и этика общения;

на коллективном уровне:

- мероприятия, проводимые в организациях в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности: создание в организациях атмосферы психологической настроенности на безопасность; развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности; проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в области обеспечения безопасности; моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий; четкая регламентация действий, связанных с высокими рисками; контроль за соблюдением трудовой и технологической дисциплины; охрана труда;

- профессиональные ценности: профессиональное мастерство и культура, служебная компетентность, стремление осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне, трудовая дисциплина и организованность, чувство профессиональной чести и достоинства;

на общественно-государственном уровне:

- система социальных и государственных ценностей и приоритетов: развитие нормативного правового поля в области безопасности жизнедеятельности;

- обеспечение безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер;

- развитие науки в области безопасности; совершенствование системы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи; пропаганда знаний в области безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни; государственное стимулирование в области безопасности жизнедеятельности; развитие страховых механизмов обеспечения безопасности;

- общечеловеческие ценности: решительное осуждение всех форм человеконенавистничества, расизма, национализма, религиозного и идеологического фанатизма; защита и оздоровление биосферы, забота об окружающей среде и обеспечение ее безопасности;

- государственные ценности: признание жизни, прав и свобод человека; отказ от войны как средства разрешения противоречий; широкое внедрение сотрудничества в практику международных отношений, норм международного гуманитарного права; защита политических, социально-экономических, геополитических и духовных интересов государства; соблюдение интересов в сфере экологии, сохранение ресурсов для последующих поколений; сохранение суверенитета и целостности страны.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно осуществляться на протяжении всей жизни человека с непосредственным участием семьи, организаций, в том числе общественных, органов местного самоуправления и органов государственной власти.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельностив образовательных организаций можно обеспечить:

созданием необходимой современной учебно-материальной базы по ОБЖ и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с утверждённой программой;

поддержанием и совершенствованием безопасных условий пребывания в образовательной организации обучающихся и работников;

принятием мер по повышению профессиональной компетентности учителей предметников в обеспечении безопасности жизнедеятельности;

содержанием в постоянной готовности системы гражданской обороны, противопожарной и антитеррористической безопасности;

организацией и поддержанием сотрудничества с родителями в вопросах безопасности;

применением методов эффективного взаимодействия педагогов и обучающихся при организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий;

обеспечением индивидуального обучения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, развивая для них различные формы (в т. ч. и дистанционные) и образовательные маршруты опережающего обучения.

В целях эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях преподавателям – организаторам основ безопасности жизнедеятельности необходимо следующее:

- активнее включиться в работу по самоподготовке, переподготовке и повышению квалификации в соответствии с современными требованиями;

- постоянно развивать научно-методическое обеспечение образовательного процесса;

- повышать качество обучения по вопросам безопасности жизнедеятельности;

- проводить работу по пропаганде знаний в области безопасности жизнедеятельности;

- обеспечивать мотивацию деятельности обучающихся по вопросам безопасности.

Существует выражение: «человек — царь природы». Сегодня стало очевидным: «царствование» привело к тому, что человек оказался на грани самоуничтожения по причине достижений собственного разума. Поэтому закономерным является возникновение в современном обществе мысли о необходимости организации жизнедеятельности человека таким образом, чтобы обеспечить безопасность, как окружающей среды, так и его самого.

До настоящего времени эта проблема была недостаточно осознанна, но сейчас намечаются пути перехода к системной работе по подготовке населения и обучающихся, в первую очередь, не на основе движения за ситуацией, а на основе прогностической работы на перспективу.

 

Литература:

 

  1.      (ГОСТ Р 22.3.07-2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения);
  2.      (ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий).
Основные термины (генерируются автоматически): безопасности жизнедеятельности, культуры безопасности, области безопасности жизнедеятельности, культуры безопасности жизнедеятельности, Формирование культуры безопасности, формирования культуры безопасности, способом повышения безопасности, обеспечения безопасности, вопросам безопасности жизнедеятельности, обеспечения безопасности жизнедеятельности, Культура безопасности, Культура безопасности жизнедеятельности, безопасности личности, обеспечении безопасности, основам безопасности жизнедеятельности, вопросах безопасности, видов безопасности, обеспечении безопасности жизнедеятельности, основ безопасности жизнедеятельности, аспекты культуры безопасности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов