Библиографическое описание:

Айол А. А., Сторожук Н. В. Современные аспекты совершенствования нормативного правового регулирования вопросов противодействия терроризму в Российской Федерации // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 24-27.



 

В статье рассматриваются вопросы совершенствования нормативного правового регулирования вопросов противодействия терроризму в Российской Федерации.

Ключевые слова: общественная безопасность, противодействие терроризму.

 

Терроризм в современных условиях представляет собой глобальное, широко распространенное, прочно объединенное в единое целое политико-социально-экономическое явление, сравнимое по своей опасности с мировыми войнами, бесконтрольным распространением оружия массового уничтожения, и иными особо опасными угрозами человечеству. С позиции современной политологии, права, криминологии, терроризм характеризуется как комплекс преступных деяний, относимых к преступлениям против государственной, общественной и личностной безопасности. Террористические организации все активнее используют тактику «асимметричных» действий и сетевые технологии, целью которых является (путем наименьших затрат) нанести несопоставимо больший ущерб, как политический и экономический, так и физический и моральный, а также избежать наказания и значительно затруднить противодействие против них силовых структур. Идеологами от терроризма все активнее используется Интернет-пространство для возбуждения экстремистских настроений в обществе (особенно среди молодежи) и проведения вербовочной работы.

Особенности развития терроризма на современном этапе заключаются в следующем:

Во-первых, терроризм уже вырос из рамок чисто уголовного преступления в мульти преступное явление, что наблюдается сейчас с созданием новых и реорганизацией уже имеющихся террористических организаций.

Во-вторых, террористические организации стали объединяться под флагами единого террористического пространства, примером может служить рождение и успешное функционирование ИГИЛ (запрещена в РФ).

В-третьих, лидеры террористических формирований (организаций) позиционируют себя как легитимная власть и зачастую с религиозным уклоном, что еще совсем недавно было просто немыслимо и невозможно.

В-четвертых, руководство террористическими акциями и их финансированием без тени стеснения осуществляется министерством обороны и правительством США, достаточно вспомнить поставки оружия и акции политической поддержки так называемой «умеренной сирийской оппозиции».

Современный терроризм является одной из главных угроз национальной безопасности России. Последние четверть века Россия борется и при этом активно учится профессиональной борьбе с терроризмом и террористами. К сожалению, данное умение очень часто приобретается ценой сотен жизней, часто ни в чем не повинных людей. У России, несмотря на достигнутые успехи в противодействии терроризму в последние годы, остается еще много нерешенных проблем.

К таким проблемам следует отнести:

- нереализованность универсального принципа государственной антитеррористической политики - упреждение террористических актов;

- поверхностное отношение к вопросам безопасности, особенно в региональных и муниципальных органах власти;

- отсутствие в обществе антитеррористического мировоззрения как иммунитета к террористической деятельности;

- слабая реализация информационно-пропагандистского обеспечения антитеррористической деятельности;

- беспечность российских сограждан (в центре внимания стоит вопрос об элементарной бдительности и личной безопасности).

Для решения указанных проблем 24 июня 2016 года Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», внесенный депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым.

Данный документ внес изменения и дополнения в целый ряд законодательных актов. В статье рассмотрены только некоторые из них, в частности внесены изменения в:

а) Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»:

Правительство Российской Федерации устанавливает порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также информирования субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта.

По решению Президента Российской Федерации на федеральном уровне формируется коллегиальный орган, координирующий и организующий деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму. Функции указанного органа реализуются в соответствии с положением о нем, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Решения данного органа, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.

В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа. Решения указанных органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации. Неисполнение или нарушение указанных решений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:

1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;

2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;

3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта и преступлений террористической направленности в случае принятия решения о ее проведении.

б) Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»:

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности вправе получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на него обязанностей информационные системы и (или) базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу таких систем и (или) баз данных органам федеральной службы безопасности.

в) Федеральный закон от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке»:

Служба внешней разведки Российской Федерации вправе получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей информационные системы и (или) базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу таких систем и (или) баз данных органам внешней разведки.

г) Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»:

К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее - конструктивно сходные с оружием изделия). Конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия не должны содержать в своем составе основные части огнестрельного оружия.

При производстве огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, сигнального оружия, пневматического оружия и конструктивно сходных с оружием изделий запрещается использовать основные части боевого ручного стрелкового оружия и служебного огнестрельного оружия, в том числе снятого с учета в государственных военизированных организациях, а также списанного.

д) Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи»:

Операторы почтовой связи в пределах компетенции обязаны принимать меры по недопущению к пересылке в почтовых отправлениях предметов и веществ, указанных в статье 22 настоящего Федерального закона. В этих целях могут использоваться рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение.

е) Федеральный закон от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»:

Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. При заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой информации без проверки ее достоверности не допускается.

При приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, после чего выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

ж) Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи»:

Оператор связи обязан прекратить при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оказание услуг связи в случае не подтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах.

Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации:

1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи - в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий;

2) текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи - до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

С 1 июля 2018 года операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.

з) Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:

Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан хранить на территории Российской Федерации:

1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию об этих пользователях в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий;

2) текстовые сообщения пользователей сети «Интернет», голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения пользователей сети «Интернет» до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан предоставлять указанную в пункте 3 настоящей статьи информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

С 1 июля 2018 года организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан при использовании для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям сети «Интернет» возможности дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.

Все эти меры приняты для того, чтобы обезопасить жизнь и здоровье граждан России и оградить их от вовлечения в преступную деятельность. В условиях угрозы международного терроризма как никогда необходимо озаботиться пресечением пропаганды радикальных идей, вербовки и подготовки терактов. Как говорится, предотвратить болезнь проще, чем её вылечить.

 

Литература:

 

  1. Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изменениями на 6 июля 2016 года);
  2. Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (с изменениями на 6 июля 2016 года);
  3. Федеральный закон от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке» (с изменениями на 6 июля 2016 года);
  4. Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (с изменениями на 6 июля 2016 года);
  5. Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» (с изменениями на 6 июля 2016 года);
  6. Федеральный закон от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (с изменениями на 6 июля 2016 года);
  7. Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (с изменениями на 6 июля 2016 года);
  8. Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, ин-формационных технологиях и о защите информации» (с изменениями на 6 июля 2016 г.).
Основные термины: Российской Федерации, исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти, власти субъектов Российской, Федеральный закон, субъекта Российской Федерации, местного самоуправления, органов местного самоуправления, федеральных органов исполнительной, сети «Интернет», Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными законами, ликвидации последствий, профилактике терроризма, транспортной экспедиции, безопасности Российской Федерации, власти субъекта Российской, государственной власти субъектов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов