Библиографическое описание:

Алексеев С. В. «Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 27-30.

 

В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.

Ключевые слова: метод кейсов, ситуационная задача, ситуационный анализ, таксономия целей К. Блума.

 

Перспективным направлением в экологическом образовании для устойчивого развития и просвещением в этой области является технология решения ситуационных задач. «Обучение в ситуациях» - модель образования, базирующаяся на широком использовании метода кейсов. Метод кейсов был впервые применен в Harvard Business School еще в 1924 году. Преподаватели Гарвардской бизнес-школы  поняли, что учебники, которые предлагаются аспирантов в процессе их обучения не дает ожидаемых результатов. Первая попытка решения проблема состояла в проведении интервью с ведущими специалистами бизнеса, написании подробных аналитических отчётов по деятельности организации. Слушателям давались описания определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, дополнительная информация по рассматриваемой проблеме, предлагалось в ходе индивидуального или коллективного обсуждения, самостоятельной работы найти варианты решения обозначенной проблемы. Сегодня метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) - технология обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, образовательных и педагогических ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. В интересном пособии «Инновационные технологии петербургской современной школы: концептуальный анализ» (под редакцией И.Б. Мыловой, СПбАППО, 2011), приведена информационная карта технологии «Ситуационный анализ (кейсовая технология):

Таблица 1.

Информационная карта кейсовой технологии / 1 /.

Название

Ситуационный анализ (кейсовая технология)

Теоретическое обоснование

Интерактивные технологии.

Основными источниками содержания кейсов выступают общественная жизнь (сюжет, проблема, фактологическая база); образование (цели, задачи, методы обучения и воспитания); наука (методология).

Определение

Метод анализа ситуации, предполагающий осмысление реальной ситуации, описание которой отражает не только какую-либо проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешения данной проблемы.

Цель

Формирует интерес и позитивную мотивацию обучающихся, обеспечивает их эмоциональную включенность в учебный процесс и эффективно способствует их профессионализации.

Этапы (алгоритм)

1.Введение: постановка задачи; название учреждения; имена и должности главных персонажей.

2.Проблема: краткое описание (с позиций разных участников событий).

3.Материалы для решения (научные, методические, статистические, нормативные, юридические, литературные).

Типы

Практические кейсы – создают действующую модель профессиональной ситуации, при этом их дидактическое назначение сводится к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения в тех ситуациях, с которыми они могут столкнуться в будущей профессиональной деятельности. Источником выступает реальная ситуация.

Обучающие кейсы - отражают типовые ситуации, преобладают учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в них реальности. Ситуация, проблема и сюжет обучающего кейса характеризуется не фотографической копией реальности, а сборностью наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Решение таких кейсов формирует способность видеть в ситуациях типичное и применять аналогии при анализе конкретных ситуаций.

Приемы и стратегии

Индивидуальные мнения членов группы

Общее мнение группы

 

 

 

Пример оформления итогов работы в софт-анализе.

Софт- анализ (прием подгрупповой работы), задачами которого является формирование способности взаимодействия в группе, овладения методами коллективного принятия решения.

Формы работы

-Индивидуальная

-Подгрупповая (5-6 человек, выбирается модератор, который по истечении времени докладывает о результатах работы группы)

Педагогический результат

-Формируются профессиональные качества обучающихся.

-Практическая реализация внутрипредметных и межпредметных связей

В пособии Акуловой О.В., Писаревой С.А., и др. «Конструирование ситуационных задач для оценки компетенции учащихся» отмечается, что специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практикоориентированный (иногда даже прагматичный) характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую для решения ситуационной задачи учащимся требуется знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ. / 2 /. В данной статье мы бы хотели предложить две ситуационных задачи по проблемам безопасности жизнедеятельности, адресованных школьникам и педагогам. Задания предлагаются в контексте таксономии целей К.Блума: ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Ситуационная задача для школьников:

ВЫХОЖУ ЖИВЫМ Я НА ДОРОГУ…

http://www.who.int/entity/violence_injury_prevention/road_safety_status/2015/road-safety-report2015-ru.JPG

Рис. 1

Одной из задач в рамках ЦУР (цель 3) является сокращение вдвое к 2020 г. числа случаев смерти и травм в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Данная задача свидетельствует о растущем признании огромных потерь в результате дорожно-транспортного травматизма – ДТП являются одной из ведущих причин смерти в глобальных масштабах и основной причиной смерти среди людей в возрасте 15–29 лет. В Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения (2011–2020 гг.) страны призываются проводить мероприятия, которые, как установлено на международном уровне, способствуют повышению безопасности дорожного движения. По данным Доклада ВОЗ «О состоянии безопасности дорожного движения в мире» (2015г.), ежегодно на дорогах мира погибает 1,25 миллиона человек, и с 2007 г. это число не меняется. Три из четырех погибших на дорогах –мужчины. На фоне быстро растущих уровней моторизации такая стабилизация вопреки прогнозируемому росту числа случаев смерти свидетельствует о достигнутом прогрессе. Однако для выполнения задач по обеспечению безопасности международного дорожного движения в рамках Целей в области устойчивого развития этих усилий по снижению смертности в результате ДТП явно недостаточно. Половина всех случаев смерти на дорогах мира (49%) происходит среди наименее защищенных пользователей дорог – мотоциклистов (23%), пешеходов (22%) и велосипедистов (4%). / 3 /.

Задания:

1.Более подробную информацию о безопасности дорожного движения в мире можно найти на сайте Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)

2. Найдите на официальных сайтах состояние безопасности дорожного движения в вашем городе, районе и сопоставьте их с мировыми показателями.

3. Предложите вариант листовки по формированию культуры безопасного поведения на дорогах для школьников.

4. Предложите несколько вопросов по соблюдению правил дорожного движения для своих одноклассников и проведите их интервьюирование.

5. Подготовьте мини-тест для анализа выполнения правил дорожного движения одноклассниками и проведите анкетирование.

6. Проведите экспертную оценку полученных результатов анкетирования и интервьюирования.

Ситуационная задача для педагога:

ОЛИМПИАДА ПРОПАГАНДИРУЕТ ЭКОЛОГИЮ

Самым ярким событием 2016 года стали Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Экологи всего мира вспоминают Рио-де-Жанейро (Рио) в связи с международным Форумом по проблемам окружающей среде и устойчивого развития в 1992году. После первого форума были еще международные конференции в Нью-Йорке в 1997году (Рио+5), в Йоханнесбурге в 2002 году(Рио+10) и снова в Рио-де-Жанейро в 2012 году (Рио+20). «Рио» стало символом международного осмысления проблем окружающей среды, экологических проблем, устойчивого развития человечества. Талисманами Олимпийских Игр 2016 года стали два зверя, олицетворяющие флору и фауну Бразилии. Один талисман имеет желтую окраску и символизирует самых ярких и распространенных представителей животного мира Бразилии — обезьяну и попугая. Второй зверь стал собирательным образом бразильской флоры, в его чертах можно узнать и элементы дерева, и элементы цветка.

Олимпиада в Рио-де-Жанейро в 2016 году вновь обратила внимание международного сообщества к экологическим проблемам. Это достаточно ярко прозвучало на открытии Олимпиады. «Изюминкой» церемонии стал загадочный "Лес Атлетов" — спортсмены, участвующие в Олимпиаде-2016, по задумке организаторов мероприятия прямо на стадионе высадили семена 207 различных пород деревьев в «лунки» специальной конструкции.

Талисманы Олимпиады-2016Церемония открытия Олимпиады-2016 в Рио: лучшие моменты

Рис. 2                                  Рис 3.

Когда эти семена прорастут, деревья будут своеобразным зеленым памятником, символизирующим летнюю Олимпиаду-2016. Экология и спорт – вроде бы не самые близкие понятия, тем не менее, в настоящее время экологизация нашей жизни приводит к тому, что практически любая область человеческой деятельности связана с состоянием окружающей среды, а значит с экологией./ 4 /.

Задания:

1. Более подробную информацию об Олимпиаде в Рио можно получить на сайте https://www.rio2016.com/en

2. Подготовьте эссе об экологическом векторе Олимпийских игр в Рио- де-Жанейро в 2016году.

3. Предложите тему общешкольного мероприятия, посвященного итогам Олимпиады в Рио.

4. Проанализируйте документы по проблемам окружающей среды и устойчивого развития, принятые в Рио ранее.

5. Предложите вариант школьной традиции экологической проблематики…

6. Оцените организационный прием на открытии сопровождения команд-участниц Олимпиады детьми с посадками деревьев.

 

Литература:

 

  1. Инновационные технологии петербургской современной школы: концептуальный анализ, под редакцией И.Б. Мыловой, СПбАППО, 2011.
  2. Акулова О.В., Писарева С.А., и др. Конструирование СЗ для оценки компетенции учащихся: Учебно – методическое пособие для педагогов школ. – СПб.:КАРО, 2008.
  3. Доклад ВОЗ о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2015 www.who.int/violence_injury_prevention/road_safety_status/2015/en/
  4. Сайт Олимпиады в Рио-де-Жанейро https://www.rio2016.com/en

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов