Библиографическое описание:

Рзаева Г. И. Культурно-просветительская деятельность в образовательном учреждении по профилактике интолерантности школьников // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 177-178.



 

Ключевые слова: культурно-просветительская деятельность, толерантность, интолерантность, образовательный стандарт.

Процессы глобализации в мировом сообществе обусловили активизацию миграционных процессов, что привело к появлению в городах-мегаполисах новой категории социума – поликультурного общества. В современном городе проживают люди разных национальностей, взглядов, обычаев, культурных традиций. Поэтому увеличиваются возможности непосредственного соприкосновения человека с другими людьми, идеями, ценностями, традициями.

Различие в ментальности населения может быть предпосылкой для негативных процессов в межличностном общении, в том числе в межэтническом взаимодействии. Сложившаяся ситуация может усугубляться вследствие развития тенденции к индивидуализации. Признание индивидуальности, неповторимости человеческой личности, создание широких возможностей для реализации своей индивидуальности в профессиональной и образовательной сферах являются характерными чертами развития современного общества.

Обострения проблем больших городов (экономических, экологических, социальных и др.) также способствуют снижению уровня толерантности населения, в том числе и молодежи.

Вот почему, все большее значение приобретает готовность и способность к толерантным взаимоотношениям. Толерантность как личностное качество формируется под влиянием семьи, близкого окружения, школы, СМИ.

Проблемы формирования толерантности, предотвращения социальных и национальных конфликтов, профилактики интолерантности являлись предметом изучения в работах видных ученых. Теоретические аспекты толерантности рассматриваются в работах выдающихся зарубежных (Локк Д.Ж., Роберт Оуен, Я.А. Коменский, Вольтер) и отечественных (Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, П. Каптерев) деятелей культуры и науки.

Выдающиеся российские ученые-педагоги, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.П. Макаренко, В.А. Сухомлинский, в своих трудах неоднократно обращались к проблемам общения в многонациональном обществе, подчеркивали значение воспитания для развития уважительных, толерантных, равноправных отношений в обществе.

Проблема низкого уровня толерантности в мировом сообществе становится все более актуальной, поскольку в результате активизации международного терроризма и межнациональных конфликтов резко возросла напряженность в человеческих отношениях, что сопровождается возрастанием угроз личной и национальной безопасности. Вот почему, одной из важнейших задач в современном многонациональном российском обществе становится профилактика интолерантности молодежи и формирование толерантного сознания, наряду с формированием национальной идентичности и патриотизмом.

В современной школе социальный и национальный состав разнороден. Вот почему одним из самых необходимых направлений школьной воспитательной работы является воспитание толерантности как условия безопасности жизнедеятельности.

В государственном образовательном стандарте общеобразовательной школы подчеркивается необходимость развития способности и готовности выпускников к проявлению толерантности различного вида (религиозной, этнической, гендерной и др.), что отражено в планируемых результатах освоения образовательной программы. Воспитательная составляющая образовательного процесса должна тщательно планироваться как в урочной работе, так и во внеурочной деятельности образовательного учреждения. При этом следует учитывать, что важным в профилактике интолерантности является развитие понимания школьниками многообразия мира людей и культур, их ценности и неповторимости.

Современная школа является поликультурной, контингент школьников социально и национально разнороден. Формирование толерантного поведения напрямую зависит от характера образовательной среды, атмосферы в школе, от уровня демократичности и уважительности отношений между учителями и учениками, от ценностей, которые определяют отношения детей друг с другом. Умение понимать и принимать различия, понимать мотивы поступков и ценности другого человека напрямую зависят от способности человека понимать и принимать, прежде всего, себя самого, умения общаться, строить искренние и продуктивные отношения не только с родными, близкими, но и незнакомыми, непохожими, непонятными людьми (3 –Киселева).

Большими возможностями в гуманистическом воспитании школьников несомненно обладает правильно организованная культурно-просветительская деятельность.

Культурно-просветительская деятельность - составная часть деятельности педагога по повышению культурного уровня и обучающихся, и их родителей. Такая деятельность, базируясь на современных достижениях науки, способствует расширению круга знаний, формирует научное мировоззрение, пропагандирует идеи гуманизма.

Педагог знакомит родителей с различными вопросами современной педагогики и психологии, популяризирует и разъясняет результаты новейших психолого-педагогических исследований, формирует у родителей потребность в психолого-педагогических знаниях и желание использовать в воспитании. Культурно-просветительская деятельность заключается в ознакомлении учащихся с достижениями в различных сферах культуры общества, в развитии их культурных интересов и потребностей.

При этом ученик не только усваивает социальные ценности и способы поведения и деятельности, но и развивает свои духовные силы, внутренний личностный потенциал, необходимый для самостоятельной деятельности и развития. [4]

Исходя из вышеперечисленного можно сказать, что культурно-просветительская деятельность предполагает освоение:

                    культуры отношений человека с человеком;

                    культуры быта, поведения в семье и обществе;

                    культуры образования (обучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития);

                    культуры труда (физического, интеллектуального и духовного);

                    культуры просвещения (учебного, научного, художественного).

Чтобы осуществлять эту деятельность учитель должен понимать, что любой специалист, имеющий дело с группой людей (учащихся), в большей или меньшей степени занимается организацией ее деятельности, постановкой и достижением целей совместной работы, т.е. выполняет по отношению к этой группе функции управления. Именно постановка цели, применение определенных способов ее достижения и мер воздействия на коллектив главные признаки наличия управления в деятельности учителя-воспитателя и условия ее успешности. [2]

К культурно-просветительской деятельности относится:

-         организация и проведение круглых столов, семинаров совместно с представителями национальных обществ, молодежных организация;

-         выступления и публикации в средствах массовой информации по данной проблематике на основе исторических и краеведческих источников.

Такие мероприятия помогают учащимся углубить свои знания об исторически сложившихся формах социального сообщества людей, о ведущих тенденциях развития наций и межнациональных отношений в современном мире и в нашей стране, возможных путях межнациональной интеграции и гармонизации межнациональных отношений. Поскольку речь идет о таких всегда актуальных и трудно решаемых проблемах, как межнациональные отношения, задачи воспитательного характера становятся доминирующими. Молодежь нужно подвести к пониманию ряда идей, составляющих ценностную базу культуры межнациональных отношений и шире – общей нравственно-правовой культуры. В ее основе лежит принятый современной цивилизацией принцип гуманистического подхода к этническим проблемам, суть которого рассматривается на проводимых мероприятиях.

Одной из задач наших дальнейших исследований является разработка программы по культурно-просветительской деятельности, которая будет рассматривать различные направления.

 

Литература:

 

  1.                Киселева Э.М. Готовность бакалавров к внеурочной деятельности по обеспечению безопасного образа жизни школьников как требование новых образовательных стандартов //В сборнике: Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Сахалинский государственный университет. 2016. С. 61-65.
  2.                Киселева Э.М.Воспитание толерантности школьников как условие безопасности жизнедеятельности // В сборнике: Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии / сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 153-155.
  3.                Киселева Э.М., Абрамова В.Ю. Подготовка магистров образования в области безопасности жизнедеятельности к воспитательной работе в условиях ФГОС // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 42-45.
  4.                Киселева Э.М., Рзаева Г.И.О подготовке бакалавров педагогического образования к развитию толерантности школьников //Молодой ученый. 2015. № 8 (88). С. 950-953.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов