Применение электронного пособия «Знаки безопасности» для повышения качества обучения в области безопасности жизнедеятельности | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Якушкина, И. Г. Применение электронного пособия «Знаки безопасности» для повышения качества обучения в области безопасности жизнедеятельности / И. Г. Якушкина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 217-221. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1443/ (дата обращения: 20.04.2024).

1

 

 

Электронное учебно-методическое пособие «Знаки безопасности» способствует повышению качества обучения в области безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: электронное пособие, знаки безопасности, обучение вопросам безопасности.

 

Современный этап развития информационного общества характеризуется широким использованием информационных и коммуникационных технологий как средства повышения эффективности обучения.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить курс обучения, в том числе и вопросам безопасности, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его более интересным и привлекательным для учащихся.

Мною разработано электронное учебно-методическое пособие «Знаки безопасности». Оно предназначено для детей младшего и старшего школьного возраста.

Новизна педагогического опыта заключается в разработке определенного алгоритма проведения уроков, используя электронное пособие. Использование данных пособий сокращает время для изучения данной темы, подобранные специальные упражнения автоматизируют необходимые навыки. Красочность презентаций способствует привлечению внимания к данной теме. При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность школьников, но абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала. Поскольку речь идет о знаках безопасности и правилах их применения, то в конечном итоге это способствует обучению школьников безопасному поведению в различных ситуациях.

Все мы знаем, что легче предотвратить несчастный случай, чем потом устранять его последствия. Для того чтобы быстро и правильно ориентироваться в той или иной ситуации, вспомнить правила поведения в чрезвычайных условиях и потребовать их соблюдения от других, мы и дети должны быть вовремя предупреждены об опасности.

Как же узнать о том, что именно в этом месте нужно быть особенно осторожными, или о том, как действовать в экстремальных обстоятельствах?

Для этого существуют специальные знаки, которые так и называются ЗНАКАМИ БЕЗОПАСНОСТИ!

Данное пособие получило положительные рецензии первого заместителя начальника Главного управления МЧС по г. Санкт-Петербургу В.И. Бирючкова и директора Санкт-Петербургского «Пожарно-спасательного отряда Невского района А.П. Пормана. Пособие рассмотрено и принято Учебно-методическим советом Санкт-Петербургского Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и рекомендовано к распространению для педагогических работников образовательных учреждений.

Данное пособие оформлено методом гиперссылки, т. е. слайды раскрываются двукратным нажатием стрелкой на значок презентации. Тем самым пособие выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок.

Электронное пособие состоит из двух глав. Первая глава предназначена для детей старшего школьного возраста.

В данной главе раскрывается содержание прежде всего ГОСТ Р 12.4.026-2001 ССБТ «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная» изложено в форме схем, красочных рисунков, с применением анимации.

Школьникам разъясняются виды и исполнения знаков безопасности. В доступной форме, методом показа, на слайдах детям объясняется: какие цвета (рис. 1) и материалы могут применяться для исполнения знаков безопасности, отличие плоских и объемных знаков безопасности, правила обращения со знаками.

Кнопки гиперссылки

Рис. 1. Слайд «Цвета знаков безопасности».

Далее разъясняются правила применения знаков безопасности (рис. 2). На конкретных примерах школьникам объясняется, как нужно правильно понимать то или иное размещение данных знаков [1].

Рис. 2. Правила применения знаков безопасности.

Раздел «Основные и дополнительные знаки безопасности» может пригодиться и как справочный материал, в котором приводятся все существующие знаки безопасности согласно ГОСТ Р 12.4.026-2001 ССБТ. В данном разделе вы встретите не только графическое изображение, но и музыкальное сопровождение (рис. 3).

Рис. 3. Применение основных знаков безопасности.

После изучения всех теоретических основ применения знаков безопасности рекомендуется пройти тесты для проверки полученных знаний. Предлагается выбрать один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов! Для этого нужно нажать на значок. Все вопросы тестов сделаны рисунками, что значительно облегчает восприятие учебного материала (рис. 4).

Кнопки гиперссылки

Рис. 4. Пример теста по знакам безопасности.

После нажатия кнопки гиперссылки высвечивается один из вариантов ответов: либо «да, правильно», либо «нет, не правильно» (Рис. 5). Открытие слайда происходит со звуковым сопровождением. При положительном ответе звук, конечно же, более легких, радостный, при отрицательном ответе – это звуки, например, барабанной дроби.

Рис.5. Примеры вариантов ответов.

Вторая глава посвящена обучению знакам безопасности детей младшего школьного возраста.

Виды, исполнения, правила применения знаков разъясняются детям в стихотворной форме, обязательно с рисунками, которые также комментируют содержание стихотворения.

Дети младшего школьного возраста вряд ли будут вчитываться в подробное изложение ГОСТов, им многое еще не понятно, да и подчас не интересно. Стихи настраивают младших школьников на игровую форму, улучшают восприятие, способствуют лучшему запоминанию необходимого материала (Рис. 6).

 

Рис. 6. Примеры видов знаков безопасности в стихах [3].

Тесты для проверки знаний также состоят из стихов, рисунков и звукового сопровождения (рис. 7).

Кнопки гиперссылки

 

Рис. 7. Примеры тестов для детей в стихах [2].

Детям рекомендуется выбрать правильный ответ нажатием соответствующей кнопки гиперссылки. Выбрав ответ, открывается один из вариантов ответов (рис. 8)

Рис. 8. Примеры вариантов ответов на тесты.

Слайды открываются со звуковым сопровождением и с применением анимации.

 

Вывод. Исключительно высокая степень наглядности представленного материала, взаимосвязь различных компонентов, комплексность и интерактивность делают пособие незаменимым помощником, как для школьника, так и для преподавателя. Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей процесс обучения вопросам безопасности становится более эффективным и интересным.

Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения нетрадиционных технологий, базирующихся на использовании компьютерной техники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности. Реализация современных активных методов обучения - одна из основных задач дидактики, которая предполагает активизацию всего процесса, выявление системы, способов, приемов, способствующих повышению активности обучаемых через формирование положительной мотивационной структуры учебно-познавательной деятельности.

 

Литература:

 

  1. ГОСТ Р 12.4.026-2001 ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная.
  2. Детство без пожаров. Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях: Учебно-методическое пособие / Под ред. В. В. Груздева, С. В. Николаева, С. В. Жолована. – СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 320 с.
  3. Знаки пожарной безопасности в стихах и рисунках. ГУ МЧС РФ по г. Москве. 2008.- 24 с.
Основные термины (генерируются автоматически): знак безопасности, вариант ответов, безопасность, звуковое сопровождение, знак, ребенок, электронное пособие, младший школьный возраст, старший школьный возраст, учебный материал.

Ключевые слова

электронное пособие, знаки безопасности, обучение вопросам безопасности

Похожие статьи

Особенности подготовки детей младшего школьного возраста...

Данная статья посвящена формированию основ пожарной безопасности у детей младшего школьного возраста. Особое внимание авторы уделяют основным способам подготовки учащихся начальной школы к безопасному поведению во время пожара.

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило.

Обучение детей младшего и старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и профилактическая работа по...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок, потребность, возраст, группа сверстников, личностная рефлексия, возрастной этап, способность.

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего

дорожное движение, знак, воспитатель, ребенок, игра, ребята, дошкольный возраст, проезжая часть, дорога, безопасное поведение.

К вопросу формирования безопасного поведения в дорожном...

Ребенок младшего школьного возраста, в зависимости от развития, по-разному усваивает знания, с неодинаковой скоростью и разными способами, и этот факт необходимо учитывать при планировании занятий по ПДД.

Развитие музыкальных способностей в младшем школьном...

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством вокального пения. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Психофизиологические основы процесса письма младшего...

Анализ и сохранение последовательности звучаний, выделение и превращение звуковых вариантов в четкие фонемы являются первым

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для вузов.

Начальное школьное обучение русскому языку, с одной стороны.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, и др.

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях.

Похожие статьи

Особенности подготовки детей младшего школьного возраста...

Данная статья посвящена формированию основ пожарной безопасности у детей младшего школьного возраста. Особое внимание авторы уделяют основным способам подготовки учащихся начальной школы к безопасному поведению во время пожара.

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило.

Обучение детей младшего и старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и профилактическая работа по...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок, потребность, возраст, группа сверстников, личностная рефлексия, возрастной этап, способность.

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего

дорожное движение, знак, воспитатель, ребенок, игра, ребята, дошкольный возраст, проезжая часть, дорога, безопасное поведение.

К вопросу формирования безопасного поведения в дорожном...

Ребенок младшего школьного возраста, в зависимости от развития, по-разному усваивает знания, с неодинаковой скоростью и разными способами, и этот факт необходимо учитывать при планировании занятий по ПДД.

Развитие музыкальных способностей в младшем школьном...

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством вокального пения. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Психофизиологические основы процесса письма младшего...

Анализ и сохранение последовательности звучаний, выделение и превращение звуковых вариантов в четкие фонемы являются первым

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для вузов.

Начальное школьное обучение русскому языку, с одной стороны.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, и др.

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях.

Задать вопрос