Библиографическое описание:

Иванова Я. Н. Сохранение культурного и природного наследия через экологизацию образования // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 90-91.



 

В данной статье рассматривается экологизация образования через восприятие проблем сохранения природного и культурного наследия; неотъемлемая часть современной жизни – наше прошлое и будущее наследие.

Ключевые слова: наследие, природное и культурное наследие, экологизация.

 

В эпоху глобализации всех сфер жизнедеятельности и, одновременно, осознания культурного разнообразия, деятельность по пропаганде наследия и культурное просветительство следует признать своевременной и одной из ключевых в системе государственной политики сохранения культурного наследия. Экологические проблемы свойственны всему человечеству и носят глобальный характер. От их решения зависит вопрос жизни и смерти человечества, что является главной проблемой. Великие мыслители человечества всегда указывали на тесную связь между разнообразием природопользования и понятия природы. Например, Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. в своем труде «Культурный ландшафт как объект наследия» (2004 г.) описывали новые подходы сохранения и использования культурного и природного наследия в России; Набиева У.Н. осветила некоторые аспекты проблемы сохранения культурного наследия на примере Республики Дагестан, описав культурное наследие как ресурс устойчивого развития; Шульгин П.М. разрабатывал комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия; Лихачев Д.С. сформулировал идею – «экология культуры»; Вернадский В.И. в своих трудах, философских идеях выявил естественные закономерности ноогенеза.

На Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры была принята «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» (16 ноября 1972 г.), в которой было обращено внимание на повреждение или исчезновение любых образцов культурной ценности или природной среды, представляющее собой обеднение достояния всех народов мира.

Также отмечалось, что охрана этого наследия на национальном уровне довольно часто бывает недостаточной, в связи с объемом средств, которых она требует, и недостаточностью экономических, научных и технических ресурсов страны, на территории которой находится природная или культурная ценность, подлежащая защите.

Из этого формируется вывод, что культурному и природному наследию угрожает разрушение, вызываемое не только традиционными причинами, но и эволюцией социальной и экономической жизни, которая еще больше усугубляет их опасными, вредоносными и разрушительными явлениями.

Понятие «наследие» можно трактовать следующим образом – это система материальных и интеллектуально-духовных ценностей, созданных и сбереженных предыдущими поколениями и представляющими исключительную важность для сохранения культурного и природного генофонда Земли и для ее дальнейшего развития [1].

Сохранение наследия вырастает в проблему, когда речь заходит о наиболее ценных и уязвимых его составляющих, когда возникает угроза его исчезновения. В это время становится наиболее важной задача разработки стратегии сохранения и эффективного использования наследия.

Всемирное наследие необходимо сохранять и оберегать в течение неограниченно длительного времени, так как его объекты будут нужны людям всегда. Это предполагает их использование не только нынешними, но и будущими поколениями. Тем самым Всемирное наследие должно стать также делом обучения и воспитания как самого важного механизма передачи накопленного человеческого опыта [2, С.10-11].

Актуальность вопросов изучения природного и культурного наследия в современном образовании связана с высоким культурно-экологическим потенциалом данного понятия, реализуемым в познавательном, духовно‑нравственном и праксиологическом аспектах [3].

Изучение Всемирного природного и культурного наследия возможно во всех высших учебных заведениях в качестве самостоятельного курса или отдельными темами в различных дисциплинах, а также в форме индивидуальных маршрутов.

Наследие, также можно рассматривать как и информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах и необходимый человечеству для своего развития. Востребуемость и сохраняемость – обязательные атрибуты позитивного информационного наследия, соответственно, существует необходимость передачи знаний подрастающим поколениям в школах и высших учебных заведениях. Но следует отметить, что, определяя наследие через информацию это не столько перечень неких знаний и сведений, сколько память человечества и природы обо всех явлениях материальной и духовной жизни.

Социокультурная приоритетность человеческой деятельности определяется сохранением жизни и поддержанием устойчивости биосферы как глобальной экосистемы, что составляет предмет экологической деятельности и имеет высокую значимость.

Особая роль в обеспечении безопасности культурного наследия играет образовательная деятельность на всех уровнях – в школах и специальных учебных заведениях, в системе высшего профессионального образования. В этом контексте важно выделить основные вопросы защиты и сохранения культурного наследия как важнейшего компонента содержания процесса профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» в педагогическом вузе [2, C. 226-227].

Экологизация образования позволяет расширить возможности формирования экологических знаний, повышать их уровень экологической, эколого-культурной компетентности у обучающихся. Говоря о культурной составляющей, мы подразумеваем общую культуру отношения к природе, природному и культурному наследию человечества, выражающуюся в бережном отношении к ним, защите, охране.

Экологизация образования можно рассматривать, как:

- включение экологических аспектов во все образовательные предметы, экологизация процесса обучения, экологизация среды образовательного учреждения, экологизация взаимоотношений учитель-ученик, студент-педагог (Н.М. Мамедов);

- включение в учебные планы интегрированных экологических курсов (В.В. Николина);

- транслирование в содержание учебного предмета экологического стиля мышления, а не фактов, относящихся к объектной области экологии (А.Ю. Либеров);

- насыщение содержания образования экологическими знаниями, выработка экологической культуры, умений и навыков практической деятельности по реализации принципов экологической политики (Л.М. Зайцева);

- процесс проникновения экологических идей, понятий, подходов в другие дисциплины, а также подготовка экологически грамотных специалистов самого различного профиля (Н.А. Бирюкова);

- процесс ценностно-ориентированного влияния экологии как комплексной, интегративной науки на различные сферы жизнедеятельности, в частности на дисциплины специализации (В.С. Тютюков).

Для решения проблемы недостаточной информированности подрастающего поколения о человеческом наследии необходимо в мировой, федеральной, региональной системах повышать уровень образования. В процессе образования происходит становление и развитие самой личности, формирование образа мыслей и действий в социокультурной среде. Также, формируется компетентность, которая не сводится только к сумме знаний или набору приобретенных умений, она является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике. При этом умения рассматриваются как способность и готовность эффективно применять знания на практике, профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, то есть компетентность предполагает наличие минимального опыта деятельности в сфере той или иной компетенции. В таком понятии компетентности заложена интегративная природа, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний, умений и ценностей, релевантных относительно широкой сферы культуры и деятельности.

В связи с этим обучение предмету нужно организовывать таким образом, чтобы этот процесс стал для школьника сферой личностного опыта, в нём не формировалась личность с заданными свойствами, а создавались бы условия для её полноценного проявления и развития его ключевых компетентностей. Это предполагает актуализацию и конструирование личностно-деятельностного потенциала самого учебного предмета.

Экологическую сознательность школьников можно формировать через привлечение внимания к городским экологическим проблемам, пропаганду бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений – особо охраняемых природных территорий, посредством применения проектной и исследовательской деятельности учащихся; проведение акций и мероприятий, побуждающих к консолидации школьников вокруг проблем улучшения и сохранения окружающей среды; организация внеклассных мероприятий (экскурсии, походы и др.), обращающих внимание на экологические проблемы современности.

 

Литература:

 

  1. Веденин Ю.А. Необходимость нового подхода к культурному и природному наследию России // Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. М.: Рос НИИ культурного и природного наследия, 1995.
  2. Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. Коллективная монография по материалам III Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 29-31 октября 2014 года / Отв. ред. В.П. Соломин, В.З. Кантор, Н.О.Верещагина, А.Н. Паранина – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 501 с.
  3. Смирнова О. В. Изучение природного и культурного наследия России на уроках географии: методические основы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 1 (январь). – С. 81–85.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов