Библиографическое описание:

Карпова Р. Ф., Жихарева Д. Н. Обучение школьников с особыми образовательными потребностями в условиях безопасной образовательной среды // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 99-101.



 

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме обучения школьников с особыми образовательными потребностями в условиях безопасной образовательной среды [1]. Особая роль при этом отводится школе как образовательному учреждению, в котором ребенок проводит значительную часть своего времени. Ведь именно школа может не только построить образовательный процесс таким образом, чтобы сохранить здоровье ученика за период обучения, но и дать ребенку необходимые знания и умения в области здорового образа жизни, сформировать устойчивые стереотипы поведения. Введение в социокультурную среду детей с ограниченными возможностями здоровья является основной задачей всей системы психолого-педагогической помощи, конечной целью которой является социальная интеграция детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, внедрение которого начинается в образовательных организациях Российской Федерации с 1 сентября 2015 года, ориентирован на становление личностных характеристик выпускников, в том числе и осознанно выполняющих правила здорового и безопасного образа жизни. В соответствии с основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2017 года (распоряжение № 1663-р от 17.11.2014 г.); положениями Конвенции государственной программы «Доступная среда» до 2020 (постановление Правительства РФ № 175 от 17.03.2014 г.), предусмотрена реализация комплекса мероприятий, направленных на социальную адаптацию инвалидов и создание условий в области безопасности жизнедеятельности [2,4]. Для Самарской области реализация этих законов и постановлений имеет особую значимость и чрезвычайно актуальна, так как количество людей с ограниченными возможностями здоровья в регионе составляет 247 тысяч человек.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определила главные приоритеты в развитии школьного образования на современном этапе. Дети с особыми образовательными потребностями проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического и социального здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Культура здорового и безопасного образа жизни многоплановый процесс ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении, необходимое условие бесконфликтного вхождения подрастающей молодежи в «мир взрослых» и средство успешной личностной самореализации. На территории Самарской области реализуется проект «Национальная образовательная инициатива - «Наша новая школа», отражающий модель инклюзивного образования «для всех и для каждого», которая ведется с 2000 года в 343 общеобразовательных и одном среднем профессиональном учебном заведениях [3].

В настоящее время возрастает значение и влияние образовательной среды на образовательный процесс и его результаты, на отношения в образовательной сфере и на самих субъектах образования. Образовательная среда должна, в соответствии с индивидуальными особенностями, способствовать развитию способностей во всех сферах психики. Психически здоровой личность может быть только в определенных условиях, одним из которых является психологическая безопасность образовательной среды.

Проблема формирования образовательной среды в профессиональной подготовке учащихся неоднократно выступала предметом исследования специалистов. Развитию средового подхода в образовании и актуализации понятия «образовательная среда», посвящены труды В.Н. Абросимова, Т.В. Аникаевой, И.А. Баевой, Г.Ю. Беляева, Л.А. Боденко, И.В. Крупиной, Л.Н. Куликовой, Т.Ф. Ореховой, В.В. Рубцова, Л.И. Туктаевой, И.М. Улановской, В.А. Ясвина, и др. 

В педагогическом терминологическом словаре: образовательная среда – это часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса. Образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение; психологическая сущность этой реальности – совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса [5].

В России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

-дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;

-интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;

-инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с детьми, не имеющими ограничения здоровья.

Основная образовательная программа основного общего образования будет реализовываться образовательными организациями через аудиторную и внеаудиторную деятельность.

В этой связи, важной составляющей является практическая направленность, способствующая формированию убеждения у школьников востребованности результатов их деятельности.

При формировании безопасной здоровьесберегающей среды образовательного учреждения встают следующие задачи:

1. Придать образовательно-воспитательному процессу индивидуально-ориентированный характер с целью самореализации личностного потенциала учащихся.

2. Повысить уровень здоровья учащихся.

3. Сформировать культуру здоровья учащихся.

4. Повысить валеологическую компетентность учителей и родителей.

5. Придать образовательно-воспитательному процессу безопасный и здоровьесберегающий характер.

6. Создать условия в образовательном учреждении для обеспечения здоровья и безопасности учащихся и учителей.

Образовательная среда должна, в соответствии с индивидуальными особенностями, способствовать развитию способностей во всех сферах психики. Психически здоровой личность может быть только в определенных условиях, одним из которых является психологическая безопасность образовательной среды.

Сегодня проблемы безопасности жизнедеятельности одна из основных. По мнению ряда ученых (П.А. Ваганова, Л.Н. Гориной, С.П. Данченко, П.И. Кайгородовой, И.Д. Козаковой, О.Н. Русак, П.В. Станкевича, В.П. Соломина, З.А. Хуснутдиновой), ключевым в теории безопасности жизнедеятельности является уровень знаний людей об опасностях, способах защиты от них. Основы образования в области безопасности в нашей стране были положены в 30-х годах ХХ столетия, а подготовка специалистов в области безопасности жизнедеятельности началось в 90-х годы.

Безопасность – свойство реальных процессов и систем, содержащих источники угрозы и их возможные жертвы, сохранять динамическое состояние с приемлемой возможностью ущерба от происшествий (международные документы МАГАТЭ).

Термин «безопасность жизнедеятельности» определяется как состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлений, изучений, предупреждений, ослаблений, устранений, ликвидации и отражений опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый, недопустимый объективно и субъективно ущерб, закрыть пути для выживания и развития».

Анализируя проблему безопасности жизнедеятельности (рост числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), следует принятие во внимание факт несоответствия между потребности человека в его безопасности. Причина такого несоответствия заключается в том, что безопасности воспринимается человеком, как, безусловно данное, потребности в которой хотя и осознается, но ощущается лишь в ситуации его дефицита.

Классификация условий для человека в системе «человек-среда обитания»:

-         комфортные (оптимальные) условия деятельности и отдыха. К данным условиях человек приспособлен в большей степени. Проявляется наивысшая работоспособность, гарантируются сохранение здоровья и целостность компонентов среды обитания;

-         допустимые характеризуются отклонением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений в допустимых пределах. Данные условиях труда не оказывают негативное воздействие на здоровье, но приводят к дискомфорту и снижению работоспособности и продуктивности деятельности. Не вызываются необратимые процессы у человека и среды обитания. Допустимые нормы воздействия закрепляются в санитарных нормах;

-         опасные - потоки веществ, энергии и информации превышают допустимые уровни воздействия. Оказывают негативное воздействие на здоровье человека. При длительном воздействии вызывают заболевания и приводят к деградации природной среды.

-         чрезвычайно опасные - потоки за короткий срок могут нанести травму или привести к смерти, вызывая необратимые разрушения в природной среде.

Безопасность можно обеспечить двумя путями:

  1.                устранением источников опасности;
  2.                повышением защищенности от опасностей, способности надежно противостоять им.

Обеспечение безопасности социума вызывает необходимость формирования культуры безопасности жизнедеятельности, что особо актуально для людей с ограниченными возможностями. Ее актуальность обусловлена следующими обстоятельствами:

- в связи с возникновением новых угроз безопасности в различных сферах жизнедеятельности уровень знаний населения о них, особенно по вопросам личной безопасности инвалидов, значительно отстает от предъявляемых к нему современных требований;

- уровень общей их культуры в сфере безопасности жизнедеятельности невысок из-за отсутствия развитой системы непрерывного просвещения в этой области;

- во многих профессионально-образовательных учреждениях отсутствуют программы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, нет квалифицированныхпреподавателейдисциплин «Безопасности жизнедеятельности», что серьезно сказывается на качестве обучения студентов-инвалидов и формировании у них культуры безопасности жизнедеятельности;

- при подготовке личности безопасного типа поведения не всегда учитываются возрастные и психофизиологические особенности, влияющие наусвоениеими учебного материала, приобретение специальных знаний, умений инавыковбезопасной жизнедеятельности.

Особое значение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет осуществление профессиональной деятельности, что обусловлено изменения их статуса в социальной среде; признанием права на независимое безопасное существование и самостоятельное самоопределение.

Таким образом, обучение школьников с особыми образовательными потребностями в условиях безопасной образовательной среды способствует их эффективной адаптации в обществе.

 

Литература:

 

  1.      Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство/ под ред. И.А. Баевой. СПб., 2006.
  2.      Колыванова Л.А., Носова Т.М., Караханян Л.В. Инклюзивное профессиональное образование в области безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения. Молодой ученый. 2015. № 6-4 (86). С. 27-30.
  3.                Колыванова Л.А., Носова Т.М. Инклюзивное биоэкологическое образование в аспекте модернизации профессиональной подготовки студентов колледжа. В сборнике:Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применениесборник статей IV Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию естественно-географического факультета ФГБОУ ВПО ПГСГА. Самара, 2014. С. 98-104.
  4.      Концепция модернизации российского образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. dvgu.ru/umu/MO_RF/concept/con1_02.htm (Дата обращения: 12.09.2016).
  5.      Международные документы МАГАТЭ по безопасности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fas. org/sgp/crs/nuke/RL34234.pdf (Дата обращения: 15.09.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов