Библиографическое описание:

Колыванова Л. А., Носова Т. М., Шведов В. Г. Профессиональная подготовка в области безопасности жизнедеятельности студентов с инвалидностью // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 110-113.



 

В современном мире проблема обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности становится все более актуальной.

На первый план выдвигаются проблемы безопасности, относящиеся к социуму в целом, что подразумевает безопасность личности, отдельных групп населения и государства, где понятие «национальная безопасность» эквивалентно понятию «безопасность социума» [3].

В толковом словаре В.И. Даля безопасность трактуется как «отсутствие опасности, сохранность, надежность», в то время как в словаре С.И. Ожегова – это «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности». В научной литературе существует много определений понятия «безопасность», однако на сегодняшний день нет твердо устоявшегося, общепризнанного.

По мнению И.А. Баевой, безопасность как состояние сохранности, надежности предполагает поддержание определенного баланса между негативным воздействием на субъект окружающей его среды и его способностью преодолеть это воздействие либо собственными ресурсами, либо при помощи соответствующих, специально для этого созданных механизмов [2].

М.Ю. Зеленков утверждает, что безопасность интерпретируется как свойство системы, включающей в себя потенциальные жертвы и угрозы для них. Она обеспечивается стабильностью, устойчивостью, живучестью жертвы и использованием ею следующих методов: уклонение, защита, уничтожение источников опасности, угроз и вызовов. При этом, под устойчивостью подразумевается способность нормально функционировать при возмущениях, а под стабильностью – совокупность устойчивостей к длительно действующим возмущающим факторам, где под живучестью рассматривается способность систем сохранять функционирование в условиях целенаправленного противодействия [5].

По мнению Л.А. Муравей, безопасность – это стабильное состояние среды обитания с существующим уровнем упорядоченности, наиболее благоприятное для функционирования биосферы и техносферы, сохранения жизни, здоровья и благосостояния человека [7].

С развитием общественных отношений, указывают А.И. Васильев, В.П. Сальников, С.В. Степашин, категория «безопасность» претерпела значительные изменения [4].

В этой связи следует в первую очередь определить понятия, относящиеся к конкретным видам безопасности, и лишь на этой основе выделить содержание каждого вида безопасности (политической, военной, экономической, информационной, биологической, экологической, социальной, психологической, инфекционной и т.д.). Вначале 90-х гг. XX века публикуются материалы, посвященные сущности безопасности личности, общества и государства. Позднее, во многих работах А.И. Васильева, А.В. Возженикова, И.Н. Глебова, С.В. Гущина, Ю.И. Дерюгина, М.И. Дзлиева, В.Л. Манилова, В.И. Митрохина, Г.В. Осипова, В.С. Пирумова, А.А. Прохожева, В.П. Сальникова, В.В. Серебрянникова, С.В. Степашина, Л.И. Шершнева приводятся результаты исследований теоретико-методологических, терминологических основ безопасности, ее понятийного аппарата.

По мнению В.И. Митрохина, безопасность определяется как «мера защищенности среды жизнебытия, чести, достоинства, ценностей личности, социальных групп, государства, общества, цивилизации в целом» [6].

Наиболее часто безопасность жизнедеятельности определяется как состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению, изучению, предупреждению, ослаблению, устранению, ликвидации и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый, объективно и субъективно недопустимый ущерб, закрыть путь для выживания и развития.

В настоящее время система мер по обеспечению безопасности России определяется Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента РФ № 537 от 12.05.2009 г.), которая является основой взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений, направленных на защиту национальных интересов страны, обеспечение безопасности личности, общества и государства в целом.

Поэтому, проблемы безопасности жизнедеятельности, здоровья населения страны вышли на уровень национально значимых, среди которых – развитие профессиональной и социально-значимой личности специалиста, способной обеспечить гармоничное и безопасное существование в окружающей среде, – одна из основных.

Особую актуальность данная проблема приобретает в связи с инклюзивным образованием, нацеленным на обеспечение полноценной жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, их безопасное существование в окружающей среде. Необходимо отметить, что положение людей с инвалидностью в социуме во многом определено характером и уровнем специального образования, где немало важную роль занимает профессиональное обучение в области безопасности жизнедеятельности.

По мнению ученых (С.В. Абрамовой, П.А. Ваганова, Л.Н. Гориной, С.П. Данченко, О.Н. Русак, В.П. Соломина, П.В. Станкевича, З.А. Хуснутдиновой), ключевым в теории безопасности жизнедеятельности является уровень знаний людей об опасностях, способах защиты от них, опыт выживания в различных кризисных ситуациях, умение использовать накопленные знания в условиях жизни [1].

Системное обеспечение безопасности социума вызывает необходимость формирования культуры безопасности жизнедеятельности, что особо актуально для людей с ограниченными возможностями здоровья. Ее актуальность обусловлена следующими обстоятельствами:

     в связи с возникновением новых угроз безопасности в различных сферах жизнедеятельности уровень знаний населения о них, особенно по вопросам личной безопасности инвалидов, значительно отстает от предъявляемых к нему современных требований;

     уровень общей их культуры в сфере безопасности жизнедеятельности невысок из-за отсутствия развитой системы непрерывного просвещения в этой области;

     при подготовке личности, безопасно ориентированной в социуме, не всегда учитываются возрастные и психофизиологические особенности, влияющие на приобретение специальных знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности.

Анализ рассматриваемой проблемы в условиях профессиональной медицинской подготовки показал недостаточность системных исследований в области безопасности жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим, нами был изучен процесс формирования готовности к безопасности жизнедеятельности лиц с инвалидностью, который позволил разработать технологию осуществления ее в профессиональной подготовке в рамках профессионального образовательного учреждения.

Местом нашего исследования явился Кинель-Черкасский филиал ГБПОУ «ТМедК», представляющий собой образовательное учреждение, реализующее программу профессиональной подготовки специалистов среднего звена.

Профессиональные образовательные программы колледжа разработаны на основе ФГОС СПО III поколения по следующим специальностям: «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Медицинский массаж» (для обучения лиц с нарушением зрения).

Госстандартом ФГОС СПО (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению специальность 34.02.02. «Медицинский массаж»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 503 от 12.05.2014 г, определены требования к профессиональной подготовке медицинского работника и уровню освоения содержания конкретных дисциплин. При этом важно, чтобы в процессе обучения будущий специалист смог не только овладеть биологическими технологиями, безопасностью жизнедеятельностью, но и мог пропагандировать здоровый образ жизни среди населения.

Поэтому, в профессиональной подготовке студентов с нарушением зрения, обучающихся в медицинском колледже важную роль играют как специальные общепрофессиональные дисциплины, знания которых позволяют им грамотно строить трудовую деятельность, так и внеаудиторная деятельность, способствующая их дальнейшей социализации.

Практическая работа студентов с нарушением зрения включала формирование у них готовности к работе в профессиональной среде, которая осуществлялась на базе ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская ЦРБ», что способствовало становлению у них профессиональной безопасности, как одной из составляющей культуры безопасности жизнедеятельности.

Предметная область дисциплины ОП. 11 «Безопасность жизнедеятельности», обеспечивающая достижение поставленных целей, включала изучение безопасности жизнедеятельности в области профессиональной сферы, условия обеспечения личной безопасности массажистов с нарушением зрения, их социальную и трудовую адаптацию. При этом в содержательной части предметной области был обозначен круг опасностей, с которыми ежедневно приходилось сталкиваться специалистам с ограниченными возможностями здоровья.

Структура курса «Безопасность жизнедеятельности» состояла из пяти модулей: общие вопросы безопасности жизнедеятельности, основные понятия; человек и техносфера; вредные о опасные негативные факторы окружающей среды; основные принципы и методы защиты от опасностей; обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.

Объем дисциплины составлял 68 часов, из которых 20 – аудиторные занятия, 48 – практические. Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы. Занятия по дисциплине для студентов с ограниченными возможностями здоровья проводились в соответствии с программой, в хорошо оборудованных кабинетах, оснащенных тактильными учебными и наглядными пособиями, рельефными стендами, аудиовизуальными и техническими средствами обучения.

В процессе обучения студентов с нарушением зрения применялись как традиционные (лекции, беседы, объяснения, ситуационные задания и т.д.), так и инновационные технологии (деятельностные, личностно-ориентированные, симуляционные, кейс-технологии).

Так, в результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студенты должны уметь:

- оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, правильно в них действовать;

- безопасно реагировать на происходящие изменения в техносфере;

- обеспечивать личную безопасность в профессиональной сфере, а также психологическую защиту в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Оценка сформированности умений в области безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения осуществлялась на практических занятиях в ходе промежуточного и итогового контроля, в которых приняли участие: экспериментальная группа (ЭГ) – 90, контрольная (КГ) – 25 студентов (таб.1.).

Представленные данные свидетельствуют о том, что в процессе формирования умений в области безопасности жизнедеятельности наблюдается устойчивый рост коэффициента полноты усвоения, что соответствует высокому уровню сформированности данных умений (УСср > 60%). При этом, сравнивая коэффициент вариации контрольной и экспериментальной группы (VЭГ< VКГ), можно сделать вывод о том, что в ЭГ знания в области безопасности жизнедеятельности имеют более стабильную характеристику по отношению к КГ.

Таблица 1

Результаты оценки умений студентов с нарушением зрения в области безопасности жизнедеятельности

Умения студентов в области безопасности жизнедеятельности (УС-n)

Распределение коэффициента полноты усвоения умений 

КГ

ЭГ

УС-1

0,44

0,75

УС-2

0,54

0,80

УС-3

0,65

0,85

УС-4

0,79

0,89

Среднее значение УСср

0,7136 / 71,3%

0,8751 / 87,5%

Среднее квадратичное отклонение формирования умений (σ)

0,0342

0,0583

Коэффициент вариации (V)

0,0821 / 8,21

0,0761 / 7,61%

 

В этой связи, оценка формирования готовности в области безопасности жизнедеятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья к осуществлению трудовой деятельности, развитие их профессиональных компетенций, была проведена на основе тестирования до начала  производственной практики (ПП) и после нее, в ходе которого было предложено 57 вопросов, объединенных в группы по три для проверки репродуктивного и творческого уровня усвоения учебного материала, по которому проводилась оценка каждой из профессиональных компетенций (ПК).

Результаты диагностики свидетельствовали о повышении уровня сформированности ПК после прохождения ПП (от 3,42 до 4,83) и их однородности в эксперименте (от 3,48% до 4,81%). При этом уменьшение величин среднеквадратичного отклонения исходных, промежуточных и итоговых данных (σ(к) (0,05) < σ (п) (0,11) < σ(и)(0,17)) позволяет говорить об эффективности формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья в области безопасности жизнедеятельности в ходе производственной практики.

Таким образом, система профессиональной подготовки лиц с особыми образовательными потребностями способствует формированию у них знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности, апробированных в профессиональной среде, повышая, тем самым, эффективность и качество трудовой деятельности инвалидов.

 

Литература:

 

  1. Абрамова С.В., Станкевич П.В., Бояров Е.Н. Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов на основе модульного подхода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). – С. 246-250.
  2. Баева И.А., Бурмистрова Е.В., Лактионова Е.Б., Рассоха Н.Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: Практическое руководство / Под ред. И.А. Баевой. – СПб., 2006. – 288 с.
  3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений / [Л.А. Михайлов, В.М. Губанов, В.П. Соломин и др.]; под ред. Л.А. Михайлова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
  4. Васильев А.И., Сальников В.П., Степашин С.В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение. – СПб., 1999. – 340 с.
  5. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. – М.: ЮИ «МИИТА», 2002. – 328 с.
  6. Митрохин В.И. Концептуальные вопросы стратегии национальной безопасности России // Социально-политический журнал. 1995. № 5.
  7. Муравей Л.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 431 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов