Библиографическое описание:

Даргевичене Л. И., Лагун С. А., Рыбовалова Н. В. Школьное образование: субъективный взгляд выпускников // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 72-74.



 

Развитие школы, как образовательного учреждения, ее достижения зависят не только от внедряемых инноваций в образовательный процесс, но и от отношения к ней педагогов, родителей и учащихся. Исследования психологов свидетельствуют, что особенности отношения в значительной мере обуславливают характер и степень активности личности, направленной на объект данного отношения - на среду ее жизнедеятельности или отдельные объекты этой среды (В.Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Б.Ф Ломов). Отношения рассматриваются как объективная, реально существующая связь человека с объектом окружающей его действительности, и одновременно как субъективная реальность, отражаемая человеческим сознанием. При этом важным является не столько реально существующая связь, сколько ее субъективное отражение, как эта связь воспринимается, оценивается, переживается человеком. Известный психолог Л.С. Выготский писал, что недостатком при изучении среды, в которой находится человек, является то, «что мы изучаем ее в абсолютных показателях…изучать среду для ребенка, прежде всего, надо…, что она означает для него, какого отношение его к различным ее сторонам…среда определяет развитие через переживание этой среды» (2, 382-383).

С данных исходных теоретических позиций мы подходили к исследованию проблемы отношения бывших учеников к школе. Основными задачами исследования явилось выявление: - субъективно осознаваемой и переживаемой содержательной значимости школьного образования в жизни бывших школьников (что для него дала школа); - характера эмоционального отношения к ОУ, в котором он учился; -степени осознания и особенностей оценки значимых для него отдельных сторон школы как системы.

В исследовании принимали 70 студентов второго курса факультета безопасности жизнедеятельности и 102 студента первого курса факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А И. Герцена. Исследование проводилось в начале года в рамках изучения дисциплины «Педагогика».

Нами была составлена структурированная, анонимная смешанного типа анкета, которая содержала вопросы, часть из которых носили открытый, часть закрытый характер. Кроме того, респондентов просили указать тип ОУ и их школьные учебные достижения. Анкета включала 10 вопросов, которые можно было бы объединить в 3 большие группы: 1. вопросы, касающиеся оценки значимости школы в жизни школьника; 2. вопросы, связаны с оценкой общего эмоционального самочувствия, которое они испытывали, обучаясь в школе; 3. вопросы, связаны с оценкой и отношением выпускников к разным сторонам школьной жизни.

Необходимо отметить, что данные опроса фиксировали лишь совокупность мнений, сумму субъективных оценок, а не реальное положение школьного образования. Результаты исследования - это скорее общая картина субъективных образов тех реальных образовательных учреждений, в которых они учились, обусловленная успешным или менее успешным индивидуальным школьным жизненным опытом, субъективным отношением (оценкой) бывшего выпускника к школе в целом. Реальный объективный анализ о роли школы в жизни детей и отношение к ней возможен лишь в результате оценок, которые сформируются в процессе их взрослой жизни и деятельности, успехов и неудач в ней.

В субъективном «образе мира» бывшего школьника существует «образ идеального учителя». Это, как показало наше исследование, не только логическая, но образно-эмоциональная модель, далеко не всегда в полной мере осознаваемая учениками. Какие «образы идеального учителя» представлены сегодня в сознании бывших учеников – сегодняшних студентов педагогического университета?

Для ответа на вопрос мы обследовали студентов при помощи комплекса диагностических методик. Он включал не только традиционное анкетирование, но и такие методики, как « понятийный словарь», «свободные ассоциации», «диагностическое сочинение «Учитель, которого ждет школа». Данные диагностического исследования органично дополняло интервьюирование студентов.

Анализ полученных материалов показал, что у студентов существует некоторое расхождение между знанием об идеальном учителе (его выявила методика «понятийный словарь», интервьюирование) и образом «идеальный учитель» (о нем больше говорили данные «свободных ассоциаций», диагностических сочинений).

Приведем лишь некоторые, наиболее характерные «образы», полученные по методике ассоциаций.

«Женщина, держащая в руках солнце. Вокруг дети. Они «купаются в лучах солнца». «Человек… женщина… с протянутыми руками, в которых большая книга. Она наклоняется к ребенку и передает книгу ему».

Обобщая полученный материал, удалось выявить, что, несмотря на напряженность школьной жизни, у большинства выпускников осталось общее положительное отношение к школе. На вопрос - неоконченное предложение «Вспоминая школу, учителей, я…» ответы бывших школьников распределились: - вспоминая школу, испытываю самые теплые чувства – 80% -особых положительных эмоций не возникает -12% -к сожалению, вспоминать о школе мне совсем не хочется -8 %. Таким образом, видим, что при положительном отношении к школе большинства выпускников, к сожалению, относительно у немалой части (20%) школьное обучение не вызывает положительных эмоций. При этом, среди последних были ученики, как с хорошими и очень хорошими учебными достижениями, так и ученики в основном с удовлетворительными школьными оценками.

Другой вопрос, который интересовал нас, какое место в оценке готовности молодых людей к взрослой жизни занимает школа. С этой целью выпускникам был предложен вопрос - неоконченное предложение: «Оценивая значимость школы в моей жизни, считаю, что…». Ответы свидетельствуют, что выпускники достаточно ясно осознают и четко дифференцируют по значимости для себя « школьный образовательный продукт».

Оценивая значимость школы, выводят на первые позиции знания и обретение друзей. Данный факт фиксируют также имеющиеся многочисленные исследования, и, в частности, исследования С. Г. Вершловского, убедительно свидетельствующие, что субъективная значимость этих показателей остается неизменной в течение десятилетия (1). Примерно половина респондентов считают, что благодаря школе они приобрели навыки общения, что школьное образование способствовало развитию их как личности, формированию навыков самообразования. В нашем исследовании явно «западают» оценки касающиеся понимания себя, помощи в выборе профессии. Еще ниже оценивается вклад школы в подготовку к взрослой жизни и помощь в выборе содержания и форм организации свободного времени. В целом, оценивая положительно вклад школы в индивидуально- личностном развитии, ученики выражают свое отношение к тем недостаткам, которые ими осознавались и переживались как негативные явления, свойственны школе, в которой они учились.

Ответы, полученные на неоконченное предложение «Думая о школе, у меня осталось сожаление, что…» позволяют утверждать о достаточно критичной оценке бывшими учениками деятельности некоторых учителей. Так треть опрошенных 33%) ответили, что некоторые предметы преподавались поверхностно. В ряде ответов (правда, в общем массиве они составляли весьма незначительную часть) отмечалось, что некоторые учителя, как им казалось, были мало заинтересованы в знаниях учащихся. Лишь некоторая часть опрошенных (15%) причину низкого качества знаний видят в себе («мало занимался»). Отметим, что треть респондентов считают, что многие школьные предметы были оторваны от практики, жизни («получил сумму знаний, но пока не вижу, как они мне пригодятся в жизни»).

Выше приведенные данные позволяют предположить о снижении субъективной значимости школы в жизни ученика. Школьное образование с его рациональностью, односторонней интеллектуальной направленностью содержания, дисциплиной, умственной перегрузкой учащихся, тотальным контролем, ориентацией на обязательный объем знаний сегодня в значительной мере уступает внешкольным факторам. Семья, средства массовой информации, репетиторство, подготовительные курсы и другие виды дополнительного образования сегодня способны предоставлять молодому человеку значительную свободу выбора, большие возможности реализации интересов, более привлекательные условия для приобретения знаний, таким образом, являясь конкурентом школьного образования.

Обращает внимание и тот факт, что почти каждый третий, принявший участие в исследовании студент младших курсов, отмечает, что во время учебы в школе у них так и не сложились доброжелательнее отношения с учителями (или с некоторыми из них)... При этом, обнаружена статистически значима связь между успеваемостью и субъективно переживаемым отношении к нему учителей. Выпускники, в школе имевшие тройки и «троечники», чаще отмечали свою неудовлетворенность отношениями с педагогами.

Полученные данные свидетельствуют о осознанной учениками необходимости пересмотра содержания школьного образования, усиления его практической составляющей (педагогическая наука данный вопрос обсуждает в рамках общей проблемы - компетентностного подхода в образовании), подготовки учителя, владеющего личностно ориентированными технологиями образования.

 

Литература:

 

  1. Вершловский С.Г. Портрет выпускника школы (опыт социально-педагогического исследования.//ж. «Вопросы образования», №3, 2004.
  2. Выготский Л.С. Собр.соч.в 6-ти томах. Т.4., 1984

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов