Компоненты содержания дисциплины «Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности» | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лысенко, А. С. Компоненты содержания дисциплины «Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности» / А. С. Лысенко. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1431/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

В статье рассматриваются вопросы формирования содержания программы дисциплины «Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности» в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности, содержание программы.

 

Обеспечение безопасности жизнедеятельности на межгосударственном, федеральном и региональном уровнях – ресурсозатратный процесс, требующий эффективного управления и обоснованного экономического планирования. Одним из эффективных способов управления экономикой, социальной сферой и иными сторонами развития государства, региона, муниципалитета является программно целевой метод. Важнейшим инструментом он является и для экономического регулирования в такой области как обеспечение безопасности жизнедеятельности. Многие важнейшие проблемы обеспечения безопасности возможно решить только комплексно, в рамках реализации соответствующей целевой программы.

Учебная дисциплина «Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности» является важным элементом учебных планов бакалавриата в вариативной части профессионального цикла, профили и направления которых связаны с такой содержательной областью как «безопасность жизнедеятельности».

Определение места дисциплины в подготовке бакалавров в системе высшего профессионального образования опирается на модульный подход. Другими словами «…подготовка бакалавра образования и, в частности по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» представляют собой модель компетентностно-ориентированного образовательного процесса, основанная на модульном подходе» [1, с. 7].

Данная дисциплина занимает особое место в подготовке бакалавров среди других специальных дисциплин, например, в составе модуля «Защита человека в чрезвычайных ситуациях», рассматривая экономическое и организационно-правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности в рамках программно-целевого метода. Стоит отметить, что данная дисциплина является одной из немногих, раскрывающих экономические основы управления безопасностью на федеральном, региональном и иных уровнях.

Спецификой данной дисциплины является то, что она сочетает в себе содержательные элементы разного типа: с одной стороны, нормативно-правовое и экономическое содержание, а с другой – содержание, связанное с различными направлениями безопасности и защитой человека в чрезвычайных ситуациях.

Содержание программы дисциплины, реализуя поставленные учебно-познавательные задачи, может включать в себя следующие основные вопросы: характеристика программно-целевого метода, история его применения в России и за рубежом, целевые программы и их виды, особенности организации защиты человека в чрезвычайных ситуациях, специфику федеральных целевых программ, механизм создания, утверждения и реализации их, специфика региональных, ведомственных, муниципальных целевых программ, возможности решения задач безопасности жизнедеятельности с помощью целевых программ на федеральном и региональном уровнях, многообразие федеральных и региональных целевых программ обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Изучение данной дисциплины предполагает выявление многообразия программ в данной области и достаточно подробный анализ большинства федеральных и ряда региональных программ, анализ нормативно-правовой базы создания и реализации, ознакомление также с примерами муниципальных программ.

Определение содержания дисциплины «Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности» обусловлено в первую очередь тем, что данная дисциплина находится на стыке двух важнейших содержательных областей – области «безопасность жизнедеятельности» и экономика, сочетая в себе элементы разного типа: с одной стороны, нормативно-правовое и экономическое содержание, а с другой – содержание, связанное с различными направлениями безопасности и защитой человека в чрезвычайных ситуациях, рассматривая экономическое и организационно-правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности в рамках программно-целевого метода.

Среди задач дисциплины следует отметить формирование следующих знаний, умений и навыков:

- знание основ государственной политики в области безопасности жизнедеятельности;

- знание основных особенностей программно-целевого метода;

- знание роли федеральных, региональных, ведомственных и муниципальных целевых программ в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- знание структуры и содержания федеральных и региональных (выборочно) целевых программ обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- знание механизмов создания, принятия и исполнения федеральных и региональных целевых программ;

- умение анализировать содержание программ в области безопасности жизнедеятельности;

- умение сравнивать различные программы между собой, определять их значимость в обеспечении безопасности жизнедеятельности;

- навыки по сбору и анализу информации о целевых программах в области безопасности жизнедеятельности.

Логику освоения содержания данной дисциплины можно представить как последовательность тем, начиная с общих вопросов и истории применения программно-целевого метода (ПЦМ), заканчивая анализом конкретных федеральных, региональных, а также ведомственных и муниципальных программ обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Содержание курса можно представить в виде следующих тем.

Тема 1. Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Тема 2. Программно-целевой метод и его особенности в управлении различными сферами деятельности государства и общества.

Тема 3. История применения программно-целевого метода в России и за рубежом.

Тема 4. Федеральные целевые программы: их структура, механизмы создания, принятия, реализации.

Тема 5. Многообразие федеральных целевых программ в области безопасности жизнедеятельности.

Тема 6. Региональные целевые программы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Тема 7. Прочие типы целевых программ (межгосударственные, ведомстввенные, муниципальные) и их роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

Среди понятий курса следует выделить наиболее важные: целевая программа, программно-целевой метод, федеральная целевая программа, концепция федеральной целевой программы, региональная целевая программа, ведомственная программа, муниципальная программа, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы, паспорт программы, государственный заказчик программы, заказчик-координатор программы, целевые индикаторы и показатели программы.

Помимо изучения теоретических вопросов программно-целевой организации такой сферы как безопасность жизнедеятельности, данная дисциплина требует не только рассмотрения многообразия программ, но и детального их анализа, осуществляемого на практических занятиях.

Освоение содержания курса предполагает лекционные и практические занятия; на практических занятиях конкретизируется и дополняется лекционный материал, студенты знакомятся с нормативно-правовой документацией, паспортами и текстами целевых программ, учатся их анализировать, сравнивать программы различного уровня и содержания друг с другом. Ряд практических занятий может быть посвящены также анализу ведомственных и муниципальных программ в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Проверка качества усвоения знаний в течение семестра проводится как в устной, так и в письменной форме. Написание небольших по объему тестовых работ позволяет оценить степень усвоения основных понятий курса.

Также на практических занятиях студентам предлагается провести подробный анализ действующих на сегодняшний день целевых программ в области безопасности жизнедеятельности. Качество усвоения курса позволяют выявить устные выступления студентов на занятиях, умение строить дискуссию.

Сформированность компетенций выявляется в ходе как промежуточной, так и итоговой аттестации, что дает возможность наиболее полно и объективно подвести итоги.

Итоговая аттестация может быть осуществлена на основании обобщения данных по различным видам деятельности студентов на практических занятиях и экзамене (зачете).

Приведем примерный список вопросов для итоговой аттестации, отражающий основные вопросы содержания данной дисциплины:

1. Особенности и условия применения программно-целевого метода.

2. История применения программно-целевого метода в СССР и России.

3. История применения программно-целевого метода за рубежом.

4. Федеральные целевые программы, их особенности и достоинства. Классификация целевых программ.

5. Структура целевой программы.

6. Концепция федеральной целевой программы.

7. Порядок разработки проекта и утверждения целевой программы.

8. Экспертиза и оценка целевой программы.

9. Государственный заказчик целевой программы, его функции и обязанности. Государственный заказчик-координатор программы.

10. Основные проблемы в области разработки и реализации федеральных целевых программ.

11. Федеральные целевые программы в области безопасности жизнедеятельности: общий обзор.

12. Региональные целевые программы как инструмент регионального развития, их основные задачи.

13. Организационные и законодательные основы формирования региональных программ социально-экономического развития.

14. Порядок разработки и принятия региональных программ.

15. Структура и содержание региональной целевой программы.

16. Механизм реализации региональной целевой программы.

17. Ведомственные целевые программы.

18. Муниципальные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

 

Литература:

  1. Абрамова С. В., Бахвалова С. Б., Багмет С. А. Структурно-содержательная модель подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый № 18.1 (77.1): Спецвыпуск: Научно-практическая конференция «Современное образования в области безопасности жизнедеятельности: теория методика и практика». – СПб, 2014, с. 6 – 8.
Основные термины (генерируются автоматически): программно-целевой метод, программа, область безопасности жизнедеятельности, целевая программа, обеспечение безопасности жизнедеятельности, итоговая аттестация, региональная целевая программа, Россия, федеральная целевая программа, целевая программа обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова

безопасность жизнедеятельности, федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности, содержание программы

Похожие статьи

Уточнение понятия «Целевая программа» | Статья в журнале...

Согласно статье 1 Конституции РФ Россия является правовым государством. Главное в идее правового государства — это связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву...

Муниципальная программа как инструмент прогрессивного...

Реализация Федеральной целевой программы «Жилище». Федеральная целевая программа, жилищная проблема, ввод жилья, доля семей, стандарт обеспечения, Жилища, Российская Федерация, годовой объем ввода жилья, приобретение жилья, программа.

К вопросу о развитии целевых установок педагогического...

Рассматривая целевой компонент подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности, считаем, что предметная область «Безопасность жизнедеятельности» вносит коррективы в образовательные, воспитательные и развивающие цели.

Федеральные целевые программы: объем, порядок, источники...

PART, программно-целевой метод, программа, программно-целевое планирование, Япония, США, программно-целевой подход, Украина, директивное планирование, программно-целевое управление. Государственные программы: формирование и реализация.

Игровая деятельность в процессе изучения основ безопасности...

1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного...

Интеграция общего и дополнительного образования как...

Программы дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности необходимо разрабатывать с учетом признаков безопасности человека и общества [3]. В научной, учебной и научно-методической литературе называются

Организация профессиональной подготовки преподавателей курса...

Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека — насущная потребность современного общества. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера...

Еще раз к вопросу о понятиях программно-целевого метода

Использование программно-целевого метода в государственном управлении зависит от правильно сформулированных понятий, закладываемых при нормативно-правовом регулировании и правильно понимаемых.

Похожие статьи

Уточнение понятия «Целевая программа» | Статья в журнале...

Согласно статье 1 Конституции РФ Россия является правовым государством. Главное в идее правового государства — это связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву...

Муниципальная программа как инструмент прогрессивного...

Реализация Федеральной целевой программы «Жилище». Федеральная целевая программа, жилищная проблема, ввод жилья, доля семей, стандарт обеспечения, Жилища, Российская Федерация, годовой объем ввода жилья, приобретение жилья, программа.

К вопросу о развитии целевых установок педагогического...

Рассматривая целевой компонент подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности, считаем, что предметная область «Безопасность жизнедеятельности» вносит коррективы в образовательные, воспитательные и развивающие цели.

Федеральные целевые программы: объем, порядок, источники...

PART, программно-целевой метод, программа, программно-целевое планирование, Япония, США, программно-целевой подход, Украина, директивное планирование, программно-целевое управление. Государственные программы: формирование и реализация.

Игровая деятельность в процессе изучения основ безопасности...

1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного...

Интеграция общего и дополнительного образования как...

Программы дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности необходимо разрабатывать с учетом признаков безопасности человека и общества [3]. В научной, учебной и научно-методической литературе называются

Организация профессиональной подготовки преподавателей курса...

Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека — насущная потребность современного общества. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера...

Еще раз к вопросу о понятиях программно-целевого метода

Использование программно-целевого метода в государственном управлении зависит от правильно сформулированных понятий, закладываемых при нормативно-правовом регулировании и правильно понимаемых.

Задать вопрос