Библиографическое описание:

Петрикова А. В. Инклюзивное дошкольное образование в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 157-159.



 

В статье рассматриваются вопросы инклюзивного дошкольного образования в Санкт-Петербурге на примере Калининского района. Актуальность статьи обусловлена наличием проблем в изучении и реализации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ОВЗ, дошкольное образование.

 

В российском законодательстве об образовании в соответствие с международными нормами, определенными правовыми актами – декларациями и конвенциями, заключенными под эгидой Организации Объединённых Наций, предусмотрены гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов [1, с. 13-14].

В настоящее время инклюзивное образование в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в российской Федерации», а также Конвенцией о правах ребенка, и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, и Конвенцией ООН «О правах инвалидов».

В Российской Федерации применяются три основных подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1.                Дифференцированное обучение детей с нарушением речи, слуха, здоровья, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психологического развития в коррекционных учреждениях.
  2.                Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
  3.                Инклюзивное обучение – такое обучение, когда дети с ОВЗ обучаются в классах (группах) совместно с обычными детьми.

Опыт зарубежных стран, с середины ХХ столетия активно занимающихся вопросами социализации людей с ОВЗ и инвалидов, а также небольшой опыт нашей страны, начавшей заниматься этим вопросом только в начале ХХI века, показывает, что наиболее перспективной формой является инклюзивное образование – обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных и школьных образовательных учреждениях совместно с обычными детьми.

В настоящее время в России проживает более двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья, это 8% от всех детей, из них почти 700 000 составляют дети с инвалидностью. При этом такие данные из года в год растут, если в 1995 году в России было 453 600 детей, имеющих инвалидность, то в 2010 году их стало 519 000, в 2014 году уже 580 000, а в 2016 году 617 000. Из этого числа почти 90 000 детей страдают нарушением физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве [2].

Внедрение инклюзивного образования в России происходит очень медленно и неравномерно вследствие барьера «архитектурного» окружения ребенка – физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов, поручней, приспособлений в санитарно-гигиенической зоне и т.д.), и отсутствие в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки, и барьеры социальных отношений.

Социальные барьеры обнаруживаются, как в самом образовательном учреждении, так и в местном сообществе. Очень часто и воспитатели и родители обычных детей не желают совместного пребывания здоровых детей с детьми с ограниченными возможностями.

Для того чтобы устранить эти барьеры необходимо не только изменить физическую сферу, обеспечив её доступность, но и увеличить финансирование, для обеспечения специальной педагогической и медицинской поддержки ребенка, нуждающегося в ней, а также устранить социальные барьеры путем более тесной и целенаправленной работы с родительским коллективом.

Сложившаяся в России система социального (коррекционного) образования обеспечивает удовлетворение потребностей детей с ограниченными возможностями в медико-педагогической и социальной помощи, но ограничивает их в плане социальной интеграции и получения дальнейших жизненных навыков.

По данным министерства образования и науки Российской Федерации модель инклюзивного образования в порядке эксперимента внедряется в образовательных учреждениях различного типа в Санкт-Петербурге.

Так в 2014 году численность воспитанников-инвалидов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми по возрасту составляла 2 136 человек [2].

Отсутствие возможности посещать ребенку с ОВЗ детский сад, ставит перед семьей проблему необходимости ухода за ребенком в домашних условиях. А так как дети с ОВЗ требуют постоянного внимания, то семья вынуждена или нанимать няню, либо кто-то из родителей бросает работу и сидит с ребенком.

Дети инвалиды из бюджета субъектов Российской Федерации получают ежемесячную денежную помощь, которая в 2014 году составляла в среднем 2 831 рубль. [2] Конечно, такая помощь никак не компенсирует затрат по оплате работы няни, а следовательно, один из родителей вынужден оставить работу. Как правило, это мать. Часто дети воспитываются в семье с одним родителем. Это негативно сказывается на экономике страны, так как из процесса производства выпадает квалифицированный член общества, способный приносить осязаемую экономическую пользу.

В целом в Санкт-Петербурге инклюзивное дошкольное образование практически не применяется. В частности в Калининском районе не выявлено ни одного детского сада с инклюзивным образованием. Из 94 дошкольных образовательных учреждений:

-         Компенсирующего вида – 15;

-         Общеобразовательного вида – 60;

-         Комбинированного вида – 19.

-         Инертность в вопросе инклюзивного воспитания связна с невозможностью преодоления тех самых барьеров, которые были рассмотрены ранее:

-         Архитектурных (отсутствие доступной среды);

-         Финансовых (отсутствие нормальной базы поддержки инклюзивного образования);

-         Социальных (необходимость изменения отношения к детям с ОВЗ как у воспитателей, так и у родителей детей).

Для успешного внедрения инклюзивного образования детей с ОВЗ Калининского района Санкт-Петербурга необходимо:

-                            Разработать нормативную базу на реабилитацию ребенка-инвалида во время его пребывания в дошкольном учреждении, так как отсутствуют даже локальные акты по данному вопросу;

-                            Произвести переподготовку воспитателей с целью ознакомления их с методиками, применяемыми в инклюзивном воспитании;

-                            Через СМИ на муниципальном уровне разъяснять и пропагандировать сущность инклюзивного образования. Воспитывать толерантное отношение взрослых и детей к детям с ОВЗ;

-                            Вовлечь в процесс развития инклюзивного образования общественные организации, родительские группы, профессионалов, занимающихся вопросами инклюзивного образования;

-                            Обеспечить доступную среду в дошкольных учреждениях.

Таким образом, инклюзивное образование есть реализация прав на образование для лиц с ОВЗ, которое закреплено в многих международных актах. В Российской Федерации инклюзивное образование не является законодательно закрепленным институтом, имеющим нормативно-правовую базу, не определены принципы финансирования и механизмы адаптации лиц с ОВЗ. Общественное мнение не подготовлено к восприятию инклюзивного образования. Кроме того, стоит отметить, что для реализации инклюзивного образования необходимо организовать медико-валеологические основы образовательного процесса. Обеспечить охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья среди здоровых детей и детей с ОВЗ при их контакте. Необходимо организовать психолого-педагогическое профилактическую работу среди детей, которые взаимодействуют с детьми с ОВЗ.

 

Литература:

 

  1.                Инклюзивное образование в России – Юнисеф – М. 2011 – 107 с.
  2.                Федеральная служба государственной статистики – [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/ (Дата обращения: 03.10.16).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов