Библиографическое описание:

Петрикова А. В. Инклюзивное дошкольное образование в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 157-159.



 

В статье рассматриваются вопросы инклюзивного дошкольного образования в Санкт-Петербурге на примере Калининского района. Актуальность статьи обусловлена наличием проблем в изучении и реализации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ОВЗ, дошкольное образование.

 

В российском законодательстве об образовании в соответствие с международными нормами, определенными правовыми актами – декларациями и конвенциями, заключенными под эгидой Организации Объединённых Наций, предусмотрены гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов [1, с. 13-14].

В настоящее время инклюзивное образование в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в российской Федерации», а также Конвенцией о правах ребенка, и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, и Конвенцией ООН «О правах инвалидов».

В Российской Федерации применяются три основных подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1.                Дифференцированное обучение детей с нарушением речи, слуха, здоровья, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психологического развития в коррекционных учреждениях.
  2.                Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
  3.                Инклюзивное обучение – такое обучение, когда дети с ОВЗ обучаются в классах (группах) совместно с обычными детьми.

Опыт зарубежных стран, с середины ХХ столетия активно занимающихся вопросами социализации людей с ОВЗ и инвалидов, а также небольшой опыт нашей страны, начавшей заниматься этим вопросом только в начале ХХI века, показывает, что наиболее перспективной формой является инклюзивное образование – обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных и школьных образовательных учреждениях совместно с обычными детьми.

В настоящее время в России проживает более двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья, это 8% от всех детей, из них почти 700 000 составляют дети с инвалидностью. При этом такие данные из года в год растут, если в 1995 году в России было 453 600 детей, имеющих инвалидность, то в 2010 году их стало 519 000, в 2014 году уже 580 000, а в 2016 году 617 000. Из этого числа почти 90 000 детей страдают нарушением физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве [2].

Внедрение инклюзивного образования в России происходит очень медленно и неравномерно вследствие барьера «архитектурного» окружения ребенка – физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов, поручней, приспособлений в санитарно-гигиенической зоне и т.д.), и отсутствие в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки, и барьеры социальных отношений.

Социальные барьеры обнаруживаются, как в самом образовательном учреждении, так и в местном сообществе. Очень часто и воспитатели и родители обычных детей не желают совместного пребывания здоровых детей с детьми с ограниченными возможностями.

Для того чтобы устранить эти барьеры необходимо не только изменить физическую сферу, обеспечив её доступность, но и увеличить финансирование, для обеспечения специальной педагогической и медицинской поддержки ребенка, нуждающегося в ней, а также устранить социальные барьеры путем более тесной и целенаправленной работы с родительским коллективом.

Сложившаяся в России система социального (коррекционного) образования обеспечивает удовлетворение потребностей детей с ограниченными возможностями в медико-педагогической и социальной помощи, но ограничивает их в плане социальной интеграции и получения дальнейших жизненных навыков.

По данным министерства образования и науки Российской Федерации модель инклюзивного образования в порядке эксперимента внедряется в образовательных учреждениях различного типа в Санкт-Петербурге.

Так в 2014 году численность воспитанников-инвалидов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми по возрасту составляла 2 136 человек [2].

Отсутствие возможности посещать ребенку с ОВЗ детский сад, ставит перед семьей проблему необходимости ухода за ребенком в домашних условиях. А так как дети с ОВЗ требуют постоянного внимания, то семья вынуждена или нанимать няню, либо кто-то из родителей бросает работу и сидит с ребенком.

Дети инвалиды из бюджета субъектов Российской Федерации получают ежемесячную денежную помощь, которая в 2014 году составляла в среднем 2 831 рубль. [2] Конечно, такая помощь никак не компенсирует затрат по оплате работы няни, а следовательно, один из родителей вынужден оставить работу. Как правило, это мать. Часто дети воспитываются в семье с одним родителем. Это негативно сказывается на экономике страны, так как из процесса производства выпадает квалифицированный член общества, способный приносить осязаемую экономическую пользу.

В целом в Санкт-Петербурге инклюзивное дошкольное образование практически не применяется. В частности в Калининском районе не выявлено ни одного детского сада с инклюзивным образованием. Из 94 дошкольных образовательных учреждений:

-         Компенсирующего вида – 15;

-         Общеобразовательного вида – 60;

-         Комбинированного вида – 19.

-         Инертность в вопросе инклюзивного воспитания связна с невозможностью преодоления тех самых барьеров, которые были рассмотрены ранее:

-         Архитектурных (отсутствие доступной среды);

-         Финансовых (отсутствие нормальной базы поддержки инклюзивного образования);

-         Социальных (необходимость изменения отношения к детям с ОВЗ как у воспитателей, так и у родителей детей).

Для успешного внедрения инклюзивного образования детей с ОВЗ Калининского района Санкт-Петербурга необходимо:

-                            Разработать нормативную базу на реабилитацию ребенка-инвалида во время его пребывания в дошкольном учреждении, так как отсутствуют даже локальные акты по данному вопросу;

-                            Произвести переподготовку воспитателей с целью ознакомления их с методиками, применяемыми в инклюзивном воспитании;

-                            Через СМИ на муниципальном уровне разъяснять и пропагандировать сущность инклюзивного образования. Воспитывать толерантное отношение взрослых и детей к детям с ОВЗ;

-                            Вовлечь в процесс развития инклюзивного образования общественные организации, родительские группы, профессионалов, занимающихся вопросами инклюзивного образования;

-                            Обеспечить доступную среду в дошкольных учреждениях.

Таким образом, инклюзивное образование есть реализация прав на образование для лиц с ОВЗ, которое закреплено в многих международных актах. В Российской Федерации инклюзивное образование не является законодательно закрепленным институтом, имеющим нормативно-правовую базу, не определены принципы финансирования и механизмы адаптации лиц с ОВЗ. Общественное мнение не подготовлено к восприятию инклюзивного образования. Кроме того, стоит отметить, что для реализации инклюзивного образования необходимо организовать медико-валеологические основы образовательного процесса. Обеспечить охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья среди здоровых детей и детей с ОВЗ при их контакте. Необходимо организовать психолого-педагогическое профилактическую работу среди детей, которые взаимодействуют с детьми с ОВЗ.

 

Литература:

 

  1.                Инклюзивное образование в России – Юнисеф – М. 2011 – 107 с.
  2.                Федеральная служба государственной статистики – [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/ (Дата обращения: 03.10.16).
Основные термины: инклюзивного образования, Российской Федерации, ограниченными возможностями, инклюзивное образование, ограниченными возможностями здоровья, здоровых детей, дошкольное образование, инклюзивного дошкольного образования, обучение детей, Внедрение инклюзивного образования, инклюзивное дошкольное образование, модель инклюзивного образования, Федерации инклюзивное образование, сущность инклюзивного образования, восприятию инклюзивного образования, инклюзивного образования общественные, реализации инклюзивного образования, вопросами инклюзивного образования, Инклюзивное дошкольное образование, взаимодействия здоровых детей

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов