Библиографическое описание:

Позднякова А. И., Шаталов М. А. Об обновлении практики изучения курса «Концепции современного естествознания» в подготовке педагогов в области преподавания основ безопасности жизнедеятельности в вузе // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 161-162.



 

В статье рассматриваются концептуально-теоретические аспекты, определяющие авторское направление обновления практики преподавания курса «Концепции современного естествознания» в подготовке академических бакалавров – будущих педагогов в области преподавания основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). В качестве таковых представляются основная идея и реализующие её дидактико-методические принципы, системообразующими среди которых выбраны принципы профессиональной направленности, интеграции и гуманитаризации подготовки будущего специалиста.

Ключевые слова: концепции современного естествознания, ОБЖ, естественнонаучные межпредметные понятия, принципы профессиональной направленности, интеграция, гуманитаризация.

 

В период обучения в вузе академическим бакалаврам – будущим педагогам в области преподавания основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) – предлагается к изучению широкий спектр учебных дисциплин. Одной из таковых является курс «Концепции современного естествознания» («КСЕ»).

Общеизвестно, что «Безопасность жизнедеятельности» как отрасль научного знания носит ярко выраженный интегрированный характер, вбирая в себя достижения широкого спектра гуманитарных и естественных наук. В этой связи изучение курса «КСЕ» призвано вооружить будущих специалистов основополагающими элементами естественнонаучного знания системообразующего, мировоззренческого и методологического характера, имеющими важное значение для их профессионального становления.

Однако, как показывают экспериментальные данные, изучение курса «КСЕ» часто не вызывает у бакалавров должного интереса. Среди причин такого положения дел – нередкая оторванность обучения данной дисциплине от содержания дисциплин предметно-профильной и методической подготовки будущего педагога в области преподавания ОБЖ.

Необходимость разрешения названного противоречия инициирует поиски путей совершенствования практики обучения курсу «КСЕ» в вузе. В этом плане полагаем, что обучение курсу «КСЕ» должно носить выраженный профессионально-ориентированный характер, то есть, также как и дисциплины предметно-профильной и методической подготовки, связано с будущей профессиональной деятельностью бакалавров.

Кратко рассмотрим основные концептуальные аспекты преобразования практики изучения курса «КСЕ» в обозначенном направлении.

Теоретическую основу наших концептуальных построений составляют ведущая научная идея и взаимосвязанные дидактико-методические принципы. При этом научную идею мы рассматриваем как способ познания и преобразования исследуемого объекта, а принцип как положение, регулирующее деятельность исследователя по прогрессивному преобразованию образовательной практики [1 и др.].

Итак, нашей главной концептуальной идеей выступает тезис о необходимости усиления профессиональной направленности изучения курса «КСЕ» за счёт рассмотрения и реализации этого процесса как элемента пропедевтической подготовки бакалавров к последующему изучению ими цикла предметно-профильных и методических дисциплин.

Реализация этой идеи предполагает выбор концептуального вектора для отбора и организации вариативного содержания курса «КСЕ» и разработки методики его изучения. В качестве такого вектора, на наш взгляд, может выступать требование Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО), связанное с необходимостью формирования у учащихся межпредметных понятий, в том числе тех, которые обеспечивают научно-содержательную основу становления культуры здорового и безопасного образа жизни школьников [2, 3 и др.].

Развивая сказанное, отметим, что многие из межпредметных понятий, формируемых в рамках общего образования, являются понятиями естественнонаучными. При этом они, с одной стороны, изучаются школьниками в естественнонаучных предметах и в курсе «ОБЖ», а, с другой стороны, подвергаются преемственному осмыслению будущими педагогами в курсе «КСЕ», а затем используются в практике изучения предметно-профильных и методических дисциплин. Следовательно, акцентирование внимания бакалавров на естественнонаучных понятиях, имеющих важное значение в области безопасности жизнедеятельности, и раскрытие их содержательно-смысловой палитры обеспечит пропедевтический характер изучения курса «КСЕ» по отношению к дисциплинам предметно-профильной подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности. Одновременно с этим, пропедевтический характер изучения курса «КСЕ» по отношению к методическим дисциплинам будет обеспечен, если в процесс формирования у студентов естественнонаучных понятий будут также включаться элементы методических знаний о возможных путях их формирования у учеников в обучении ОБЖ в школе.

Как было отмечено выше, реализация концептуальной идеи в образовательной практике обеспечивается адекватными её специфике дидактико-методическими принципами. Из всего разнообразия таких принципов системообразующими мы считаем следующие принципы: профессиональной направленности, интеграции, гуманитаризации.

Принцип профессиональной направленности предполагает раскрытие практической значимости приобретаемых бакалаврами при изучении курса «КСЕ» знаний и умений, с одной стороны, для последующего (или параллельного с курсом «КСЕ») изучения дисциплин предметно-профильной и методической подготовки, а, с другой стороны, для их будущей профессионально-педагогической деятельности в школе. В этом контексте принцип профессиональной направленности воплощается в практике через принцип интеграции.

Принцип интеграции играет для нас ключевую позицию, реализуясь на уровне целей изучения курса «КСЕ» в вузе, его содержания и деятельности студентов по его усвоению. При этом его «действие» в образовательном процессе усиливается принципами междисциплинарости, модульности и другими.

Значима для нас и взаимосвязь принципов профессиональной направленности и интеграции с принципом гуманитаризации. Его применение связано с привнесением в процесс изучения курса «КСЕ» содержания и методов познания гуманитарных дисциплин, коими являются все методические дисциплины. При этом влияние принципа гуманитаризации на образовательный процесс усиливается принципом единства интеграции предметно-профильных и методических знаний и умений. В этом плане изучение курса «КСЕ» позволяет также обеспечить взаимосвязь принципов фундаментализации и гуманитаризации подготовки будущего педагога.

Таким образом, полагаем, что воплощение в вузовской практике сформулированной нами идеи и отобранных принципов её реализации позволит обновить практику и повысить качество обучения курсу «КСЕ» будущих педагогов в области преподавания ОБЖ.

 

Литература:

 

  1. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. – СПб.: Издательство РХГИ, 2001.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ №1897 от 17.12.2010г.).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов