Библиографическое описание:

Попова Р. И. К вопросу о развитии целевых установок педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 162-165.



 

В статье рассматриваются целевые установки, оказывающие влияние на подготовку магистров образования в области безопасности жизнедеятельности. Раскрываются образовательные, воспитательные и развивающие цели методической составляющей подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова:образование в области безопасности жизнедеятельности, магистр, образовательные, воспитательные и развивающие цели подготовки.

 

Новый социально-экономический и политический контекст, сформировавшийся в России в последние десятилетия, способствовал изменению содержания и целевого предназначения высшего образования, что позволило рассматривать реформирование высшей педагогической школы на современном этапе как переход к системе уровневой подготовки педагогических кадров. При этом специализированным этапом в системе уровневой педагогического образования отводится подготовке магистров, что определяется целями в иерархии различных типов образовательных систем: образования в целом, высшего образования и высшего педагогического образования.

По мнению В.В. Краевского и А.В. Хуторского, «образование есть целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» [3, с.30]. Данное определение подходит для педагогических систем различных типов, поскольку как отмечают В.А. Сластенин, В.П. Каширин, в целях современного образования должны найти отражение интересы общества и интересы личности, - «это развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность» [5, с.187].

С точки зрения В.А. Тестова, высшее образование формирует определенный компетенциями уровень освоения обучающимся методологически важных, долговременных инвариантных элементов человеческой культуры (знаний, способов деятельности, эмоционально-ценностных отношений), создающих внутреннюю потребность в дальнейшем постоянном саморазвитии и самообразовании, способствующих адаптации личности в изменяющихся социально-экономических условиях [7].

Следовательно, цели высшего образования можно рассматривать не только как личностные, направленные на удовлетворение потребностей отдельной личности, но и как социальные, направленные на интересы общества и государства, что особо важно в системе педагогического образования

Большинство педагогов-исследователей выделяют образовательные, воспитательные, развивающие цели для различных уровней педагогического образования [1, 2, 6].

Соответственно, последовательное рассмотрение образовательных, воспитательных и развивающих целей подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование» позволит определить ее назначение, содержание и границы методической компетентности будущего специалиста. Магистр по направлению «Педагогическое образование», как отмечается в ФГОС ВО, подготовленный к работе в образовательных учреждениях различных типов и уровней обладает не только знаниями о современных тенденциях развития образования в соответствующей предметно-профильной области, но владеет системой умений и навыков, способствующих реализации различных видов профессиональной деятельности: педагогической, управленческой, проектировочной, методической и культурно-просветительской.

По мнению М.М. Абдурзакова (2009), С.В. Алексеева (2010), Н.Д. Андреевой (2007), на формирование целей подготовки педагогов оказывают влияние: изменение учебного содержания теоретической подготовки; расширение квалификационных требований к профессии; изменение структуры и содержание профессиональной деятельности.

Действие представленных изменений отражается в организации образовательного процесса и в квалификационных требованиях к подготовке будущего педагога (магистра образования) в современных социально-экономических условиях развития общества:

- ориентация на предметно-профильную подготовку, обеспечивающую реализацию новых функций педагога (социальную, культурно-просветительскую, воспитательную);

- реализация новых подходов к оцениванию результатов обучения (личностных, метапредметных и предметных), ориентирующих учащихся на формирование мотивации к учебно-воспитательному процессу;

- изменение характера деятельности учителя в целях подготовки учащихся к успешной самостоятельной жизни;

- взаимосвязь теории с практикой педагогической деятельности, включающее изучение инновационных достижений в практике обучения и включение их в опыт будущих педагогов [4, с.20].

Рассматривая целевой компонент подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности, считаем, что предметная область «Безопасность жизнедеятельности» вносит коррективы в образовательные, воспитательные и развивающие цели.

Образовательные цели расширяются за счет того, что у магистров формируются специфические методические и профессиональные знания, умения и навыки у будущего преподавателя организатора основ безопасности жизнедеятельности. Это им позволяет не только легко ориентироваться в различных видах профессиональной деятельности будущего педагога, но и успешно решать профессиональные задачи в предметно-профильной области «Безопасность жизнедеятельности», необходимые для выполнения педагогической функции учителя-предметника.

Соответственно, профессиональная деятельность магистра образования в области безопасность жизнедеятельности определяется следующими образовательными целями в рамках специфики магистерской программы, направленной на обеспечение:

- теоретической подготовки - общенаучного, психолого-педагогического и предметного образования, способствующего формированию и развитию у студентов системных знаний о различных аспектах безопасности (социальной безопасности, чрезвычайным ситуациям природного техногенного характера и др.) развитие деятельностного мышления, направленного на обеспечение личной и общественной безопасности;

- учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности в целях расширения конкурентной способности будущих педагогов на образовательном рынке труда;

- практической подготовки в учреждениях различного типа, развивающую методические знания и формирующую навыки по проектированию, организации, управлению и оценке образовательного процесса по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Развивающие цели подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности с учетом специализации магистерской программы предусматривают развитие:

- методического мышления, индивидуальных способностей и потребностей студентов в знаниях и умениях по безопасности жизнедеятельности, педагогической деятельности в научной области «Безопасность жизнедеятельности»;

- способностей, потребностей в самообразовании, профессиональном становлении в области безопасности жизнедеятельности;

- потребностей в исследовательской деятельности по проблемам образования в области безопасности жизнедеятельности;

- потребностей в педагогической деятельности по решению задач образования в области безопасности жизнедеятельности;

- умений по использованию информационных технологий в образовательном процессе;

- умений по проектированию и организации исследовательской деятельности школьников в области безопасности жизнедеятельности;

- умений использовать в профессиональной деятельности современные научные исследования и достижения в области безопасности жизнедеятельности для профессионального самосовершенствования.

Воспитательные цели подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности определяют ценностные ориентиры будущего педагога:

- самостоятельность в решении проблем образования в области безопасности жизнедеятельности;

- понимание взаимосвязи и взаимозависимости здоровья и безопасности человека;

- активность в совершенствовании и преобразовании безопасной образовательной среды образовательного учреждения;

- гражданскую и педагогическую ответственность за качество образования в области безопасности жизнедеятельности.

Из вышеуказанного следует, что образование в области безопасности жизнедеятельности закрепляет и обогащает профессиональные качества студентов благодаря развитию ценностных установок на профессиональную деятельность в соответствии с воспитательными целями подготовки магистров.

Методическая составляющая подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности является системообразующим фактором, оказывающим влияние на формирование будущего педагога. Изменение требований к методической подготовке магистров образования отражают развитие ее целей, структуры и содержания.

Следовательно, образовательными целями методической составляющей подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности являются формирование знаний:

- о целях, задачах, закономерностях, принципах обучения безопасности жизнедеятельности в общем, профессиональном и дополнительном образовании;

- об условиях организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях различного типа;

- об особенностях содержании обучения безопасности жизнедеятельности в общем, профессиональном и дополнительном образовании;

- о принципах проектирования учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности;

- об основных требованиях к учебному программному обеспечению по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Развивающими целями методической составляющей являются развитие:

- методического мышления, педагогических способностей, интересов и потребностей в профессиональной деятельности преподавателя-организатора в области безопасности жизнедеятельности;

- умений по проектированию, реализации и оцениванию учебно-воспитательного процесса в предметной области «Безопасность жизнедеятельности»;

- умений исследовать преподавательскую и научно-методическую деятельность преподавателя;

- умений по формированию материально-технической базы обучения основ безопасности жизнедеятельности;

- умений организации дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности;

- умений организации и управления внеурочной деятельности учащихся в области безопасности жизнедеятельности.

Воспитательные цели методической составляющей являются развитие:

- понимания личностной и общественной значимости образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»;

- понимания важности сохранения физического, психического и социального здоровья учащихся;

- осознание необходимости формирования ценности безопасного и здорового образа жизни у обучаемых и воспитание у них ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.

Таким образом, многоаспектный подход к определению целевого компонента педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, приводит к оптимальному сочетанию образовательных, воспитательных и развивающих целей, что создает условия для совершенствования общепрофессиональной и профильно-предметной подготовки магистров.

 

Литература:

 

  1. Абрамова, С.В. Теория и практика подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: монография/ С.В. Абрамова - Санкт-Петербург: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. — 200с.
  2. Верещагина, Н.О. Методическая подготовка бакалавров и магистров в области географического образования: методология, теория, перспективы: монография/ Н.О. Верещагина – Санкт-Петербург: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – 187 с.
  3. Краевский, В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие/ В.В. Краевский, А.В. Хуторской - Москва: изд. Центр «Академия», 2008. – 352с.
  4. 4.Пономарева, И.Н., Роговая О.Г., Соломин В.П. Методика обучения биологии: учебное пособие/ И.Н. Пономарева, О.Г. Роговая, В.П. Соломин – Москва: изд. Центр «Академия», 2012. – 368с.
  5. 5.Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учебник/ В.А. Сластенин, В.П. Каширин – Москва: изд. Центр «Академия», 2007. – 480с.
  6. 6.Соломин В.П., Абрамова С.В., Станкевич П.В. Основные приоритеты развития высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности/ В.П. Соломин, С.В. Абрамова, П.В. Станкевич//Педагогика высшей школы. – 2015. - №3-1 (3) С. 2-4.
  7. 7. Тестов В.А., Качество и фундаментальность высшего образования/ В.А. Тестов//Высшее образование в России. - №10. 2008. С. 89-92.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов