Библиографическое описание:

Прокофьева Е. А. Проблемы в подготовке руководителей нештатных формирований гражданской обороны // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 165-168.



 

В статье рассматриваются вопросы подготовки руководителей санитарных дружин организаций. Вскрываются проблемы в подготовке населения к защите от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, намечаются пути решения данных проблем.

Ключевые слова: гражданская оборона, обучение, первая помощь, санитарные дружины (звенья, посты), чрезвычайные ситуации.

 

В России ежегодно в чрезвычайных ситуациях и от несчастных случаев погибает около 300 тыс. человек. По данным специалистов скорой помощи 48% пострадавших не доживают до их появления. Жизни многих пострадавших можно было бы спасти, если бы до приезда скорой помощи им на месте получения травмы или поражения была оказана первая помощь. При этом необходимо учитывать, что официальная статистика МЧС по потерям в чрезвычайных ситуациях не учитывает психогенные потери. Такие данные можно найти только в психологических исследованиях. В частности, отмечается, что после техногенных катастроф у 90% обследованных пострадавших наблюдались выраженные реактивные расстройства. Кроме того, до 90% непосредственных и опосредованных участников (сотрудники МЧС, пострадавшие и их родственники) на всех этапах развития ситуации (в том числе и после устранения ее последствий) нуждаются в помощи психолога [6. C. 96]. Это, в том числе, свидетельствует о низкой готовности населения к действиям в экстремальных условиях. А значит и о низкой эффективности системы подготовки населения к чрезвычайным ситуациям.

Один из важнейших элементов системы подготовки населения - это оказание первой помощи. Она осуществляется до оказания медицинской помощи и оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью в целях устранения обстоятельств, угрожающих жизни пострадавших, и предупреждения развития опасных для жизни осложнений [1]

Первая помощь оказывается лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

Кроме того, обязанность по оказанию первой помощи возлагается на:

- работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных;

- лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность;

- работников ведомственной охраны[1].

А также на водителей транспортных средств и других лиц при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.[1, Ст. 31, Ч 4, абз. 4]

Оказание первой помощи является одной из основных задач сил гражданской обороны. Для этого в организациях создаются такие нештатные формирования гражданской обороны (НФГО), каксанитарные дружины, звенья и посты, предназначенные для осуществления медицинского, санитарно-эпидемического и биологического контроля, оказания первой помощи пострадавшим в очагах поражения, на маршрутах эвакуации и ввода сил гражданской обороны, в безопасном районе, а также для ухода за пораженными. [4]

Подготовка личного состава санитарных дружин (постов) проводится в организациях, а руководителей формирований нашего города – на районных курсах гражданской обороны по 72 часовой программе «Основы оказания первой помощи».

При этом необходимо учитывать, что обучение по данным программам не дает им право оказывать первую помощь в повседневных условиях.

В июне 2015 г. в Федеральный закон от 12 февраля 1998 г.№ 28-ФЗ «О гражданской обороне» были внесены некоторые изменения с целью привести отдельные положения в этом законе в соответствие с современными реалиями и другими нормативно-правовыми актами, в частности в соответствие с Федеральном законом «Об образовании». В статье 2, где перечислены основные задачи гражданской обороны, в первой задаче слово «обучение» заменили на слово «подготовка». Теперь задача звучит как «подготовка населения в области гражданской обороны». Для чего внесли это уточнение. Обучение, согласно определению из Федерального закона «Об образовании»- это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретение опыта деятельности, развитие способностей, приобретение опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. [3] В области гражданской обороны помимо обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обучаются и другие категории населения, обучение которых осуществляется по месту работы (работающее население) и по месту жительства (неработающее население), то для них слово "подготовка" звучит более правильно и логично.

В нашем городе на районных курсах гражданской обороны производится подготовка руководителей санитарных нештатных формирований гражданской обороны (далее НФГО) по 72 часовой программе курсового обучения.

В результате этой подготовки руководители санитарных НФГО должны уметь:

-организовывать работу санитарной дружины (поста) по оказанию первой помощи пострадавшим;

-проводить силами санитарной дружины (поста) санитарно противоэпидемиологические мероприятия;

-организовать уход за поражёнными и больными, а также выполнять санитарно-гигиенические процедуры;

-проводить занятия по специальной подготовке с должностными лицами санитарной дружины (поста);

-организовывать правильное использование табельных материальных средств.

Программа содержит 3 модуля. Тематика Модуля № 1 изучается каждым слушателем самостоятельно с учетом рекомендаций преподавателя, закрепленного за группой, вырабатываемых на основе входного тестирования, и требуемого уровня знаний и умений, установленных настоящей программой.

Таблица 1

Содержание программы курсового обучения «Основы оказания первой помощи»

п/п

Наименование

Модулей

Всего,

час.

В том числе

Форма контроля

 

Лекции

Практические

занятия

Семинары,

круглые столы

Тестирование

Зачет

 

Входной контроль

1

 

 

 

1

 

1.

Модуль 1. Основы защиты населения и территорий в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

*

 

 

 

 

 

2.

Модуль 2. Основные поражающие и негативные факторы, характерные для военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.

25

22

3

 

 

 

3.

Модуль 3. Выполнение задач по предназначению.

44

27

15

2

 

 

4.

Итоговый контроль.

2

 

 

 

 

2

 

Итого:

72

49

18

2

1

2

 

Согласно приведенной таблице, можно заметить, что достаточно много часов отводится на практические занятия. Это примерно 15% от общего количества часов. Для курсов гражданской обороны это очень много, больше только у химиков-дозиметристов (50%).

Практическая направленность программы обусловлена рядом проблем подготовки данной категории в процессе обучения.

Раскроем эти проблемы на примере работы курсов ГО Невского района Санкт-Петербурга, так как это крупный промышленный район, следовательно, в других промышленных районах проблемы подготовки будут схожими или аналогичными. Состав обучающихся на руководителей НФГО выглядит следующим образом: около 43% составляют представители промышленных организаций, 40% – образования, 12% – здравоохранения, 4% – жилкомсервиса.

Основная проблема – низкая мотивация.

Практика показывает, что на курсы присылаются слушатели, не владеющие даже минимумом знаний в сфере гражданской обороны и низкой общественной мотивацией на осознанное выполнение мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. В частности, по данным опросов слушателей проводившимся в 2012-1014 гг. в первый день обучения, видно, более 50% считает реальным возможность попасть в чрезвычайную ситуацию:

59% – в террористическую,

56 % – в техногенную.

Однако в беседах после опроса большинство слушателей отмечали, сто считают такое обучение досадной помехой их повседневной деятельности.

Причем низкая мотивация не только у слушателей, но и у руководителей организаций. Хотя специального медицинского образования для прохождения обучения по данной программе нет необходимости, так как мы оказываем первую помощь, часто из организаций на обучение присылают сотрудников по принципу "кого не жалко", например лифтера, уборщицу, сантехника и т.п. Кроме этого, очень часто слушатели пытаются отпроситься с занятий по различным служебным надобностям, несмотря на то, что они откомандировываются на курсы с отрывом от работы.

Профессионально работать над самосознанием и воспитанием личности слушателей в ходе проведения учебных занятий не позволяют не отведенное на курсовое обучение время, ни примерные программы обучения слушателей МЧС России. Мы на курсах эту проблему решаем содержанием самих занятий, качественным обеспечением необходимых современных технических средств обучения, включая обучающие тренажеры. В конце обучения в отзывах слушателей видно, что большая часть уходит с курсов достаточно мотивированными на выполнение мероприятий, связанных с их предназначением как формирования.

Но в целом необходимо отметить, что это системная проблема. И если нам удается в процессе занятий в определенной мере сформировать у слушателей положительную мотивацию к изучению вопросов защиты от чрезвычайных ситуаций, то повысить мотивацию руководителей организаций к обучению своих сотрудников в данной области (как это и положено по законодательству) мы не можем.

Еще одна проблема – односторонняя направленность обучения.

Поскольку у руководителей организаций низкая мотивация на обучение своих сотрудников в области защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, это отражается и на обучении в самой организации.

В 2012 году среди слушателей Василеостровского, Невского и Центрального районов Санкт-Петербурга был проведён опрос, направленный на выяснение положения с обучением в данной области в организациях. Результаты этого опроса показывают, что в большинстве организаций занятия в данной области не проводятся:

– в 58% организациях занятия не проводятся;

– в 47% организаций не проводятся тренировки;

– 23% организаций не проводятся тренировки по эвакуации при пожаре;

– в 59% организаций учения по гражданской обороне не проводятся.

При этом необходимо учитывать, что если из данных опроса убрать учреждения образования и здравоохранения, то тренировки по эвакуации при пожаре не проводятся более чем в 70% организаций. Кроме того, значительно снизится процент организаций, в которых тренировки и учения проводятся раз в полгода, поскольку многие представители организаций образования и здравоохранения отметили тренировки по эвакуации и в данном пункте опроса.

В целом, проведенный опрос показал, что обучение сотрудников организаций в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций во многом существует только на бумаге. Но ведь сформировать готовность человека к чрезвычайной ситуации можно только в процессе систематических занятий и тренировок. Другого пути просто не существует. И люди, в общем, понимают, что они не готовы к возможной ЧС. По крайней мере, по самооценке около 50% руководителей НФГО считают, что они не готовы к действиям в ЧС. А более 50% из них не смогут оказать первую помощь пострадавшему, что также является одним из показателей готовности к деятельности в ЧС.

Таким образом, в системе подготовки населения к чрезвычайной ситуации сложилась неоднозначная ситуация. Мы обучаем тех, кто пришел к нам, положительно мотивируем, но следующее обучение будет у слушателей через 5 лет. Согласно кривой забываемости Эббингауза, объем усвоенной информации через 10 часов после обучения составляет всего 35% изученного.Через месяц в голове остается всего 21% от изученного. Сколько же информации будут помнить слушатели через год?

Великий педагог Ушинский писал, что здание надо укреплять, когда оно еще стоит, а не пытаться чинить его, когда оно уже в развалинах. Не проведение учений и тренировок, формальное обучение сотрудников - приводит к тому, что значительная часть населения психологически не уверена в способности государственной машины реализовать права, закрепленные в Конституции РФ – обеспечить безопасность населения в ЧС мирного и военного времени.

Кроме этого есть еще и гендерная проблема.

Обучение по данной программе руководителей санитарных постов проходят от организаций только женщины. Считается, что они лучше мужчин могут оказать первую помощь. Это не совсем верное утверждение. Мероприятия по оказанию первой помощи могут и должны оказывать все граждане РФ не зависимости от их половой принадлежности.

К примеру, такой важный в чрезвычайной ситуации параметр, как копинг-стратегии. Известно, что стили реагирования мужчин и женщин стресс, вызванный сложными обстоятельствами, различаются. «…Женщина, испытывая подавленность, стремится думать о возможных причинах своего состояния, а мужчина, пытается отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируясь на чем-либо другом или вовлекаясь в физическую активность, чтобы таким способом вывести себя из депрессивного состояния. … женская реакция «тщательно обдумать», характеризующаяся тенденцией к навязчивому фокусированию проблемы, увеличивает уязвимость по отношению к депрессии» [7]. То-есть, стратегии отвлечения у мужчин и женщин различны: «… если женщины более склонны к социальному отвлечению (поиск общения и поддержки) то мужчины … – к избеганию, дистанцированию от ситуации». Существуют и возрастные различия. Например, стратегия «дистанцирование» (мысленное переключение и эмоциональное отстранение от проблем) «наиболее часто используется мужчинами в возрасте 31-45 лет … и женщинами в возрасте 46-60 лет …». А «средние показатели частоты использования копинг-стратегии «планомерное решение проблемы» наиболее высоки в группах мужчин и женщин 21-45 лет, т.е. в группах взрослых людей наиболее трудоспособного и активного … возраста» [7].

Можно привести много подобных примеров, связанных с качествами личности, психическими процессами и т.п. Но в целом проблема состоит не в отсутствии психологического отбора, а в отсутствии критериев, которым должна соответствовать психика кандидата на должность в НФГО обычной организации, никак не связанной с ликвидацией чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, 13% женщин среди наших слушателей пожилого возраста (наличие возрастных болезней) не смогут работать в экстренных ситуациях и выполнять задачи, поставленные перед формирование санитарных дружин (звеньев, постов).

Исходя из поднятых проблем подготовки населения по оказанию первой помощи, можно наметить пути дальнейшего совершенствования работы по подготовке специалистов в этой области:

1.Совершенствовать и постоянно обновлять существующую программу обучения, с учетом действующей нормативно-правовой базы;

2.Основные моменты проведения мероприятий ГО и ЧС привести к предельной простоте восприятия, исключив двоякое понимание, используя современные методы и подходы к обучению из педагогических наук и практик;

3.Более активно вести правовую и патриотичную пропаганду с целью повышения активной и социально-ориентированной гражданской позиции граждан;

4.Постоянно на занятиях вводить элементы, позволяющие повысить психологическую устойчивость к негативным факторам, возникающим при любом сценарии развития ЧС. Именно этот фактор и обуславливает столь пристальное внимание практической направленности данной программы и наличию специальных тем, позволяющих повысить психологическую устойчивость слушателей;

5.Вести работу на общегородском уровне и выше, по организации и совершенствовании обучения, повышению мотивации в самих организациях.

 

Литература:

 

  1. Федеральный закон от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан // Российская газета 2011, 23 ноября № 263.
  2. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г.№ 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с изменениями и дополнениями)
  3. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/#ixzz44CCrszvi
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (Электронный ресурс)
  5. Приказ МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне» (Зарегистрирован в Минюсте России 16.02.2015 г. № 36034)
  6. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (Зарегистрирован в Минюсте России 16.05.2012 г. № 24183).
  7. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. – М.: МГППУ, 2006. – 96 с.
  8. Исаева Е.Р. Копинг-поведение: анализ возрастных и гендерных различий на примере российской популяции // Вестник Томского гос. педагогического университета, 2009

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов