Библиографическое описание:

Камерилова Г. С., Серафимович Н. А. Игровая педагогическая технология в системе изучения детской безопасности жизнедеятельности в урбанизированной среде мегаполисов // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 97-99.



 

Раскрываются достоинства игровой педагогической технологии как инновационного направления современной системы образования. Выявляется специфика различных игровых моделей организации учебной деятельности при изучении детской безопасности жизнедеятельности в урбанизированной среде мегаполисов, предлагаются варианты различных игр с разным уровнем имитационности.

Ключевые слова:игровая педагогическая технология, игровая модель, имитационность, урбанизированная среда мегаполиса.

Развивающий характер современного образования предъявляет особые требования к технологическому компоненту методической системы изучения детской безопасности жизнедеятельности в урбанизированной среде мегаполисов, который обеспечивает достижение поставленных целей обучения. Применяемые инновационные педагогические технологии, обладая концептуальностью, системностью, управляемостью, эффективностью, воспроизводимостью (Г.К.Селевко [8]), отвечают на вопрос: как оптимально организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы получить запланированный результат. Следовательно, любая педагогическая технология представляет собой проект определенной деятельности, реализуемой в образовательной практике. В условиях личностно-ориентированной парадигме образования (Е.В.Бондаревская, И.С.Якиманская, В.В.Сериков, С.В.Кульневич) обращается внимание на соответствующие личностно-ориентированные технологии: смыслопоисковые, личностного развития и стимулирующего саморазвития, включения в творческую деятельность, исследовательский поиск, педагогической поддержки [1]. В.В.Сериков, в базовый технологический комплекс личностно-ориентированного обучения включает триаду: задача-диалог-игра [9], означающий взаимодействие обучающихся по решению поставленных задач с учетом выполняемых ими функций, ролей, связей, сюжетно-ролевых линий.

Игровые методы обучения не являются принципиально новыми, они широко использовались и ранее, причем, по-видимому, не всегда уместно. Это обстоятельство дало основание известному философу Г.Гегелю, считать играющую педагогику совершенным извращением, которая серьезное преподносит под видом игры и которая предъявляет к воспитателям требование, чтобы они опустились до уровня детского понимания своих учеников, вместо того, чтобы детей поднять до серьезного дела [2]. Высокая оценка игры обучающихся как феномена общечеловеческой культуры дана в исследованиях С.М. Кагана, Г. Спенсера, педагогов А.А. Вербицкого, Д.Н. Кавтарадзе, Д.Б. Эльконина. Демонстрируя все эталоны культурных ценностей человеческого сообщества (знания, стиль общения, рефлексия), игра способствует формированию культурной личности. Еще М.Горький рассматривал игру как путь детей к познанию жизни, в которой они живут и который призваны изменить. Следовательно, игровая технология обучения обладает огромными возможностями для личностного и профессионального развития счет включения обучающихся в различные виды деятельности в процессе творческих ролевых игр. Следует подчеркнуть, что игровая деятельность отличается повышенной эмоциональностью, инициативностью, творческой активностью, импровизацией, ролевой моделью поведения. Это выгодно отличает данную технологию от других и обеспечивает высокую мотивацию обучения, при которой на фоне эмоционального подъема и серьезной подготовке к имитации моделей поведения разных персонажей успешно происходит усвоение содержательного материала [5]. Педагогическая ценность игровой технологии состоит в разнообразных видах диалога, в котором на равноправных условиях участвуют все присутствующие. Межличностное общение сопровождается обменом эмоциями, знаниями, умениями, убеждениями, аргументацией своей позиции. В результате совместной деятельности формируются, определенные современным Федеральным стандартом общего образования, компетентности [3].

Уместность использования игровой технологии в усвоении правил безопасного поведения в среде крупного города определяется остротой существующих проблем и угроз, влияющих на жизнь и здоровье детей. Современный мегаполис, как место проживания значительной части детского населения страны, представляет собой мощную концентрацию природных, экологических, техногенных, социальных опасностей. Высокие риски сопровождают обучающихся в учебе, на улице, дома, поэтому формирование культуры безопасного поведения должно стать первоочередной задачей любой образовательной системы. Особенно важную роль при этом играет школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», включающий разнообразные игровые технологии [6,7].

Выполняемая ролевая деятельность напоминает театрализацию. В любом человеческом поведении есть момент представления, игры (И.С. Кон), поэтому коллективное поведение может быть как социальная игра, в которой поведение обучающихся связано, во-первых, с перевоплощением, во-вторых, с рефлексией выполняемой ролевой деятельности. Решая ролевые задачи на основе личного опыта, обучающийся усваивает не только ценностные отношения, углубленные знания и умения, но и подражает стилю поведения персонажей (представителей СМИ, руководителей, специалистов различных служб), овладевая специальной терминологией, логикой рассуждений, речевыми приемами. Несмотря на игровой характер, отношение к выполняемой роли должно быть достаточно серьезным и ответственным.

В научно-педагогической литературе при рассмотрении игры как сложного социокультурного феномена, предлагается использование различных игровых моделей организации учебной деятельности. Отмечается, что специфика любой игровой деятельности состоит в ее имитационности, означающей показ главных черт изображаемой реальности, позволяющей участникам осваивать различные культурные формы безопасного типа поведения. При этом в выделяемых моделях имитация может выполнять как основную, так и второстепенную функции.

Важнейшим этапом, во-многом, определяющим успешность реализации игровой технологии, является планирование игры, включающее ее идею, выбор вида, конкретного учебного материала, определение ролей каждого, необходимых средств и оборудования. Педагог разрабатывает весь игровой сценарий и продумывает, как использовать в дальнейшем результаты игры.

В сюжетно-ролевой игровой модели, представленной игрой: «Станции 01-02-03», главная задача состоит в усвоении правил безопасного поведения в городской среде, поэтому сюжет разворачивается в системе «дом-улица-школа», и предназначается для учащихся младшего подросткового возраста. Для каждой станции разрабатывается комплекс проблемных, максимально приближенные к повседневной жизни учащихся, ситуаций, связанных с деятельностью экстренных служб: 01-«Станция «Пожарная», 02-«Станция «Полицейская»,03- «Станция «Скорая медицинская помощь». Ситуационные задачи касаются проблем безопасности дома, на улице, в школе. Игра организуется в три этапа: подготовительный, основной, заключительный. На подготовительном (мотивационно-целевом) этапе осознается цель игры, формируется интерес учащихся к предстоящей деятельности, происходит их организация по командам, изучение или повторение учебного материала. На основном (творческо-деятельностном) этапе идет представление команд и раздача путевых листов, на которых обозначен порядок следования от станции к станции. На каждой станции команды решают ситуативные задачи, имитируя выполнение соответствующих ролей. Станции расположены в здании школы, что требует от участников умения свободно ориентироваться в важных для жизни и здоровья объектах (медпункт, запасной выход). На заключительном (рефлексивно-оценочном этапе) подводятся итоги игры, анализируются успехи и ошибки. При оценке учитывается не только правильность и полнота ответа, но и время прохождения станции.

Содержание игры носит профилактический характер, она заставляет школьника быть внимательным, проявлять бдительность и дома, и на улице, и в школе, думать о возможных последствиях, отдавая отчет своим действиям. Благодаря ролевой деятельности, ребятам легче представить сущность работы пожарных, полицейских, медицинского персонала, оценить роль служб, повседневно занимающихся устранением опасных и чрезвычайных ситуаций.

В имитационной игровой модели, содержание которой разворачивается на культурно-историческом материале, касающемся защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участники выполняют роли исторических персонажей. Как правило, содержание отбирается на основе краеведческого принципа, обеспечивая лучшее понимание проблем безопасности «от близкого – к далекому». В процессе подготовки к игре они осуществляют поиск информации о защите, например, в Нижнем Новгороде, от наводнений, оползней, эпидемий, пожаров. Выясняют причины крупного оползня 1587 года у Печорского монастыря, когда в Волгу сползла гора, разрушив монастырские здания; устанавливают, что пожароопасные виды деятельности (кузнечные слободы) располагались вдали от города. Создаются художественные образы исторических событий, обеспечивающие более яркое представление об их сущности, поражающих факторах, последствиях.

Модель деловой игры «Крупный город - безопасная среда детства!» выполняет проектировочную функцию, позволяющую представить и обсудить основные направления развития безопасной урбанизированной среды. Данный вид модели, интегрируя имитационные и коммуникативные виды деятельности, представляет собой имитационную реальность, в которой разворачивается обсуждение реальных ситуаций, их возможное перспективное развитие. Предназначена для старшеклассников, обладающих необходимым субъектным опытом, владением грамотной подготовки и изложения основных положений в стиле ролевой диспозиции. При разработке сценария игры педагогом и игротехниками из числа обучающихся прописываются роли аналитиков-экспертов, специалистов в области безопасности основных систем жизнеобеспечения, дорожной службы, силовых структур, экологических служб, пресс-групп.

Следует отметить, что игровые модели активно используются в разнообразных инновационных педагогических технологиях. Известны примеры игрового типа проектирования (Е.С. Полат), компьютерные игры, игровые ситуации в технологии casestudy. В наших исследованиях теория и практика игры рассматривалась на примере эколого-педагогических мастерских «Экодизайн как путь гармонизации человека и природы в урбанизированной среде мегаполиса» [4]

Игровая технология обучения способствует социализации личности посредством освоения социального опыта в конкретной деятельности в различных ролях: реальных или вымышленных. Обладая условностью, символичностью, проблемностью, она предполагает учебный диалог, обеспечивающий формирование культуры безопасного поведения, столь необходимой в урбанизированной среде мегаполиса.

*Подготовлено в рамках научно-исследовательского проекта «Теория и методология исследований экодизайна урбанизированной среды мегаполиса: научно-образовательный дискурс», выполняемого НГПУ им.К.Минина в рамках государственного задания на оказание услуг №2014/ 362

 

Литература:

  1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования.-Ростов н/Д, 2000.-352с.
  2. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3т.Т.3.Философия духа.-М.:Мысль,1977
  3. Демидова Н.Н., Камерилова Г.С., Матвеева А.В. Система формирования экологической компетентности на основе изучения живой природы урбанизированной среды мегаполиса: теоретико-методологические основы и методическая модель [Электронный ресурс]: / электронный журнал «Вестник Мининского университета». Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова, А.В. Матвеева. - Электрон. дан. – Н. Новгород, Мининский университет, 2014.– режим доступа: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2014-08%202/Demidova.pdf
  4. Демидова Н.Н. Эколого-педагогические мастерские «Экодизайн как путь гармонизации человека и природы в урбанизированной среде мегаполиса»/Н.Н.Демидова, Г.С.Камерилова: учебное пособие.- Н.Новгород: Мининский университет,2016.-171с.
  5. Картавых М.А. Технологии образования в области безопасности жизнедеятельности: учебное пособие./М.А.Картавых, Г.С.Камерилова. - Н.Новгород: Мининский университет,2016.-86с.
  6. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл./ А.А. Михайлов. -М.: Дрофа, 2004. – 80с.
  7. Михайлов, Л.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / Л.А. Михайлов. – М.: Академия, 2009. – 288 с.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование,1998.-256с.
  9. Сериков В.В. Общая педагогика/ В.В.Сериков. – Волгоград: Перемена,2004.-278с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов