Библиографическое описание:

Абдулкиримов Н. А. Методика обучения юных самбистов основам тактики борьбы // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3. — С. 33-34.



Самбо в нашей стране признано национальным видом спорта, что является стимулом для удерживания российскими самбистами лидирующего положения в этом единоборстве. Поэтому процесс совершенствования многолетней подготовки отечественных самбистов, взятый нами в качестве объекта исследования, требует поиска наиболее эффективных методик обучения основам мастерства юных борцов.

Основы спортивной подготовки закладываются на начальном этапе обучения борцов [2, 4]. В этот период борцы осваивают базовую технику борьбы. Вопросы обучения тактике, как правило, планируются на последующие этапы обучения. В то же время ряд специалистов указывает на необходимость обучения основам тактических действий уже на самых ранних стадиях подготовки спортсменов.

В последние годы учёные всё увереннее высказываются о стратегическом обучении борцов [3]. Поэтому, избирая в качестве предмета исследования средства и методы, формирующие основы тактической подготовки бросков, нам необходимо было выявить место, занимаемое тактикой, наряду с техникой и стратегией в системе подготовки борцов.

Целью исследования было избрано повышение качества подготовленности начинающих самбистов на основе обучения навыкам эффективной целенаправленной тактической подготовки.

Анализ литературы показал, что вопросы техники самбо впервые подробно были освещены в книге А. А. Харлампиева [4]. Наиболее полное исследование тактики самбо было приведено в книге Е. М. Чумакова [5]. О стратегии самбистов впервые было сказано В. П. Волковым [1] ещё в 1940 году. Сопоставляя полученные данные, можно сказать, что содержание спортивной борьбы определяют эти три понятия: техника как средство борьбы; тактика как вариативность способов борьбы (при подготовке бросков, при ведении поединков, при участии в соревнованиях); а стратегия проявляется как процесс достижения поставленной цели определённого уровня притязаний. Неразрывность этих важнейших составляющих спортивной борьбы определяет необходимость обучения борцов всем указанным компонентам единоборств уже с начального этапа подготовки.

Для разработки и экспериментального обоснования методики формирования эффективной тактической подготовки бросков в самбо нам потребовалось решить следующие задачи: установить визуально определяемые подготовительные тактические действия самбистов для анализа тактики в борьбе стоя; провести биомеханический анализ тактических подготовок бросков; определить модельные характеристики тактических действий самбистов. Для решения поставленных задач в работе были использованы такие методы как анализ научно-методической литературы, опрос и анкетирование, педагогическое тестирование и педагогические наблюдения. Проводилась видеосъемка и видеоанализ соревнований. Нами был проведен педагогический эксперимент с последующей математической обработкой статистических данных.

В ходе исследования были установлены следующие визуально определяемые подготовительные тактические действия самбистов для анализа тактики в борьбе стоя: подавление силой, подавление скоростью, маневрирование с рывком, маневрирование с толчком, повторная атака, комбинация бросков, контрбросок.

Для определения модельных характеристик тактических подготовок бросков был проведен анализ победных схваток чемпионов соревнований высокого уровня: чемпионатов Москвы, России, Европы, мира, международных турниров. В результате анализа поединков выявлено, что самбисты-чемпионы наибольшее количество баллов получили за броски в составе сложных тактико- технических действий (СТТД): комбинаций приемов (2,96± 0,24), контрбросков (2,56+ 0,21), маневрированием с рывком (1,22+ 0,06), маневрированием с толчком (1,12+ 0,05), повторной атакой (0,92± 0,04), подавлением скоростью (0,82+ 0,04), подавлением силой (0,61 + 0,02).

На основе исследований была предложена экспериментальная методика обучения тактике подготовки бросков юных самбистов. Для выявления эффективности указанной методики были созданы две группы испытуемых по 22 человека в каждой из числа начинающих самбистов возраста 11–13-ти лет, средний вес спортсменов составлял 52,4 кг, стаж занятий борьбой самбо не превышал двух лет. В начале эксперимента в физической и технической подготовке спортсменов обеих групп достоверных различий не было обнаружено.

Обучение юных самбистов тактико-техническим действиям в ходе педагогического эксперимента в течение учебного года осуществлялось следующим образом. В контрольной группе (А) обучение базовой технике приемов проводилось по традиционной методике. В опытной группе (В) обучение технике базовых проводилось по разработанной нами методике, с использованием предложенной схемы соотношения стратегии, тактики и техники самбо, разработанного объема и последовательности подготовительных тактических действий. Объем и интенсивность выполненной работы в обеих группах не отличались.

На завершающем этапе исследований были проведены повторные исследования спортсменов обеих групп на идентичность физической подготовленности, которая также достоверно не отличалась. Далее каждый спортсмен группы (А) провел по 10 учебных схваток соревновательного характера с борцами другой группы (В). Помимо этого спортсмены обеих экспериментальных групп на завершающем этапе эксперимента приняли участие в Первенстве клуба в соответствующих весовых категориях. Результаты всех соревновательных поединков подвергались анализу, и характеристики результативных тактических действий сравнивались с модельными характеристиками.

Анализ результатов эксперимента показал эффективность предложенной методики формирования тактических действий юных самбистов. Так, результативность атакующих технических действий в условиях соревнований испытуемых после эксперимента составили величины, равные Р = 6,24 балла у спортсменов опытной (В) группы и только Р = 4,48 балла у спортсменов контрольной (А) группы. При этом показатели тактических подготовок бросков в составе СТТД (с применением комбинаций и контрбросков) у испытуемых опытной (В) группы в большей степени была «смещена» в сторону достижения эталонных (модельных) значений при Р< 0,05, а различия с группой А стали достоверными при Р< 0,05.

По результатам исследования представлены практические рекомендации, которые сводятся к следующему. Обучение самбистов тактическим подготовкам бросков следует начинать с подавления силой и скоростью, поскольку преимущество в этих физических качествах позволяет опередить или пресечь сопротивление противника в процессе выполнения техники бросков. Именно сопротивление противника диктует необходимость применения более сложных подготовительных тактических действий, самыми доступными из которых для обучения являются приёмы маневрирования — выведения противника из равновесия толчком или рывком. Вполне доступным по сложности в начальный период обучения является и такой способ тактической подготовки как повторная атака. После изучения вышеперечисленных способов подготовок изучаемых бросков можно приступить к изучению высшей формы тактической подготовки, которой являются сложные тактико-технические действия, это комбинации и контрброски.

Данная методика позволяет повысить качество и ускорить сроки формирования тактики самбистов в соответствии с современными требованиями спортивного поединка.

Литература:

  1. Волков В. П. Курс самозащиты без оружия «самбо» / В. П, Волков. — М.: НКВД СССР. 1940. — 540 С.
  2. Начальный этап в многолетней подготовке борцов / Под ред. Пилояна Р. А. — М.: МГОИФК, 1991–83 С.
  3. Туманян Г. С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений /Г. С. Туманян. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 592 С.
  4. Харлампиев А. А. Борьба самбо / А. А. Харлампиев. — М.: ФиС, 1964.- 388 С.
  5. Чумаков, Е. М. Тактика борца-самбиста /Е. М. Чумаков,- М: ФиС, 1976,- 224 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов