Автор: Пономарева Ольга Станиславовна

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (5) июль 2016 г.

Библиографическое описание:

Пономарева О. С. Развитие профессиональных компетенций студентов вуза в рамках концепции устойчивого развития // Педагогика высшей школы. — 2016. — №2.



В статье проанализированы современные требования работодателей к выпускнику вуза.Определено содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций студента на этапе высшего образования.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции, система менеджмента качества.

Приоритет самостоятельности и субъектности человека в современном обществе предопределяет развитие умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных, экологических и других задач и устойчивого развития общества, а также укрепления общекультурного фундамента образования. Предприятию требуется выпускник, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.

Современная система высшего профессионального образования призвана формировать у выпускников вузов целый ряд профессиональных и непрофессиональных компонентов, к которым, в частности, относятся следующие:

 формирование у студентов умений целостного восприятия окружающего мира и ощущения единства с ним, а также целостного восприятия процесса и результата деятельности;

 овладение технологиями принятия оптимальных решений, умениями адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития той или иной возникшей в ходе деятельности ситуации, предупреждать негативные последствия чрезвычайных событий;

 овладение культурой системного подхода в деятельности и принципами ее организации, овладение принципами конструирования устойчивых систем [1,2].

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умения разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: I) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники и технологии; 3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков; 4) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках; 5) при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда; 6) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов [3].

В настоящее время, промышленные предприятия, стремящиеся к устойчивому развитию своих производств, внедряют системы менеджмента качества. Согласно требованиям ГОСТ ИСО 9001–2001 персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентным в соответствии с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом, т. е. обладать профессиональной компетентностью, а организации должны определить содержание необходимой компетентности [2].

Таким образом, профессиональная компетентность является результатом профессионального образования и в дальнейшем получает свое развитие внутри предприятия. Под профессиональной компетентностью, мы понимаем совокупность знаний и умений и навыков, позволяющих работнику на занимаемой конкретной должности принимать правильные технические и управленческие решения с целью достижения поставленной цели.

По нашему мнению, действуя в рамках образовательных программ вуза на основе принципов менеджмента качества, следуя модели развития личностного потенциала субъекта профессиональной деятельности, мы добьемся оптимальной сформированности основных профессиональных качеств, присущих специалисту, работающих в системе менеджмента качества предприятия [3].

Ориентация на качество стала важнейшим принципом современного менеджмента, закрепленным в международных стандартах ИСО 9000. Всеобщее управление качеством все в большей степени становится идеологией, охватывающей различные слои общества. Системы менеджмента качества необходимы всем современным промышленным предприятиям, ставящим перед собой не только цель «пережить» кризис, но и начать конкурировать с экономически развитыми странами.

Знание принципов менеджмента качества, его основных составляющих и применение их на практике становятся необходимыми работникам не только крупных, но и малых предприятий. Весь персонал — от высшего руководства до рядового сотрудника — должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. В концепции управления качеством персонал рассматривается как важнейший ресурс организации, которая должна создать все условия для максимального использования его творческого потенциала. При полной вовлеченности сотрудников достигается мощный эффект, при котором совокупный результат коллективной работы существенно превосходит сумму результатов отдельных исполнителей.

Всеобщее качество предполагает три важные составляющие успеха: техническую, поведенческую и управленческую. Основные аспекты феномена всеобщего качества представлены в табл.1 [2,4].

Таблица 1

Основные аспекты феномена всеобщего качества

Технический аспект

Поведенческий аспект

Управленческий аспект

● Высокая профессиональная компетентность в области владения основными знаниями и технологиями процессов;

● Владение навыками анализа снижения издержек и повышения прибыли на основе математических и статистических методик

● Владение межотраслевыми, надпрофессиональными компетенциями

● Сотрудничество между подразделениями предприятия;

● Управление процессами самими участниками;

Образцовое поведение (совпадение целей);

● Ориентация результата деятельности на потребителя;

● Эффективное лидерство

● Разработка стратегии и политики предприятия;

● Развитие методик, систем, структур в соответствии со стратегией предприятия;

● Определение оценочных показателей успеха

● Взаимная ответственность

Цель — обеспечение эффективного материального производства продуктов и услуг

Цель — согласованная эффективная работа персонала для достижения успеха организации

Цель — создание системы развития реагирования предприятия на потребности персонала и заказчика

Принципы системы менеджмента качества:

  1. Полной вовлеченности:

 принятие на себя ответственности за решение проблем

 активный поиск возможностей улучшений

 активный поиск возможностей повышения профессионализма

 добровольная передача знаний и умений в коллективах

 ориентация на создание ценности для потребителя

 рационализаторство и творчество

 лучшее представление организации потребителям и обществу

 энтузиазм и гордость работников от сознания того, что они являются частью организации

  1. Постоянного совершенствования:

 определение в качестве цели каждого сотрудника организации непрерывного совершенствования продукции, процессов и систем;

 использование периодической оценки для определения области возможного совершенствования;

 постоянное повышение производительности и эффективности всех процессов

  1. Фактический обоснованности решений:

 проведение измерений, сбор целевых данных и информации;

 обеспечение достаточно полными, достоверными и точными данными и информацией;

 анализ данных и информации;

 понимание значимости подходящих статистических методов;

 принятие решений и выполнение действий, базирующихся на результатах логического анализа соотношения практического опыта и интуиции

Основными направлениями формирования профессиональных компетенций в системе менеджмента качества в рамках концепции устойчивого развития, на наш взгляд, являются:

 формирование профессионально и личностно значимых качеств, развитие способностей;

 развитие профессиональной культуры;

 формирование отношения к родине, семье, труду, обществу, коллективу, другим людям, самому себе;

 формирование профессиональной нравственности;

 подготовка к выполнению различных ролей: гражданина семьянина, труженика, человека;

 формирование ценностей: профессиональных, гражданских, национальных, общечеловеческих, индивидуально значимых;

 дальнейшее развитие социального и жизненного опыта.

Формирование основных профессиональных качеств, присущих каждому успешному специалисту возможно в рамках проектировочной деятельности по построению в образовательном процессе части профессиональной среды предприятия (система образов предмета труда, алгоритма деятельности и т. д. в системе менеджмента качества), центром которой становится студент (модель субъекта деятельности). Данная модель проектируется с учетом выделенных принципов деятельности (система образов взаимодействия субъекта труда с профессиональной средой, а также образов целей, результатов, способов их достижения), направленных на развитие способностей к активным адекватным внутриличностным изменениям [2,3,4].

Процесс формирования профессиональных компетенций в рамках концепции устойчивого развития проходит в несколько этапов. К этапам формирования профессиональных компетенций мы отнесли:

1) ознакомление с концепцией устойчивого развития (КУР) через теоретическое обучение;

2) освоение КУР через практическую деятельность;

3) идентификацию себя с концепцией устойчивого развития (включая осознание выполняемой профессиональной деятельности как ценности в иерархии мотивов личности; соответствие личных мотивов — профессионально-значимым, а также соответствие личной и профессиональной картины мира) [3].

На наш взгляд, следование в обучении принципам деятельности в системе менеджмента качества: полной вовлеченности, постоянного совершенствования, фактической обоснованности решений, ставит студента в позицию субъекта качественной профессиональной деятельности в системе менеджмента качества предприятия, способствуя развитию необходимых навыков и алгоритмов действий: самостоятельно принимать решения выбора, способность к сотрудничеству, мобильность, динамизм, конструктивность, стрессовая пластичность к совокупности воздействующих факторов профессиональной среды, готовность к межкультурному взаимодействию, ответственность за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание и экологическую безопасность.

Литература:

  1. Пономарева О. С., Майорова Т. В. Формирование готовности студентов технических вузов к профессиональной адаптации // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. — 2014. — № 2 (46). — С. 82–87
  2. Пономарева О. С. Менеджмент организации: к вопросу формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. — 2016. — № 4. — С. 481–483.
  3. Хмель О. С. Формирование готовности студентов технического вуза к эффективной профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятия // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорск, 2006
  4. Фатхутдинов Р. А. Система менеджмента качества. М.: ЗАО Бизнес-школа «ИНТЕЛ-СИНТЕЗ», 1997. 352 с.
  5. Фонарев А. В. Развитие личности в процессе профессионализации. М.: Педагогика, 2002. 60 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов