Содержание межпредметных связей в системе профессионального образования | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Содержание межпредметных связей в системе профессионального образования / Д. О. Химматалиев, Р. Х. Файзуллаев, С. О. Сафарова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 2 (5). — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/32/1101/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье рассматривается содержание межпредметных связей в системе профессионального образования. Также обращено внимание на задачи проблемного подхода межпредметных связей в системе образования уровней, принципов, функцией и эффективности.

Ключевые слова: знаний, умений, навыки, межпредметная связь, принцип, функция, методологическая основа

В настоящее время развития современных организаций возрастает потребность в специалистах широкого профиля, способных мобильно использовать знания из разных научных областей в своей профессиональной деятельности. В формировании таких специалистов первостепенное значение имеет развитие системного мышления, умения видеть объект в единстве его многосторонних связей и отношений. В соответствии с этим понятие научной организации учебного процесса в вузе основывается на комплексном подходе к построению учебных планов и программ, сквозной фундаментальной подготовке будущих специалистов (с учетом их профиля), согласованности содержания различных дисциплин — установлении межпредметных связей. Реализация идеи «взаимопроникновения» дисциплин друг в друга нацеливает обучаемых на «сквозное» применение знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения тех или иных предметов, содействует формированию научного мировоззрения обучаемых, активизирует их мышление, улучшает методологическую основу [3].

Н. М. Черкесзаде, признавая межпредметные связи как дидактическое условие, подчеркивает, что при правильном действии межпредметные связи не только способствуют систематизации учебного процесса и повышению прочности усвоения знаний учащимися, но и вызывают усиление познавательного интереса учащихся к обучению и вместе с тем приобщают к научным понятиям о законах природы, идеях и теориях. В результате знания становятся не только конкретными, но и обобщенными, что дает учащимся возможность переносить эти знания в новые ситуации и применять их на практике. Большинство авторов о межпредметных связях проявляют обоснованное стремление в той или иной степени классифицировать эти связи. В дидактической теории этого вопроса выделяют три основные их группы [2]:

  1. Содержательно-информационные — по видам знаний (фактические, понятийные, теоретические, философские, идеологические).
  2. Операционно-деятельностные — по видам умений (познавательные, практические, ценностно-ориентационные).
  3. Организационно-методические — по способам реализации межпредметных связей в учебном процессе.

Проблемный подход к систематизации межпредметных связей, их многообразие в учебном процессе привели к необходимости группировки видов связей по содержанию, по умениям и способам их реализации при изучении определенных блоков знаний — комплексных учебных проблем, общепредметных теорий, обобщенных структурных элементов учебных предметов, учебных тем; к необходимости осуществления совокупности межпредметных связей разных видов при формировании систем понятий, при изучении целостной научной теории, отдельной учебной темы, комплексной учебной проблемы.

Реализация определенного типа межпредметной связи проходит в процессе обучения три основных этапа:

  1. Установления связи, ее первичного восприятия и осмысления учащимися, констатации зависимости, существующей между элементами знанийиз разных учебных дисциплин.
  2. Усвоения связи, углубления ее сущности, нарастания обобщенности в раскрытии основного межнаучного отношения, заключенного в типовой задаче.
  3. Применения связи, когда усвоенное межнаучное отношение, его знание становится не только результатом, но и методом решения новых межпредметных задач, диапазон которых значительно расширяется.

Выделение самостоятельного этапа применения конкретной смысловой межпредметной связи не снимает необходимости применения знаний из разных учебных предметов на этапах установления и усвоения связи. Таким образом, деятельность по осуществлению межпредметных связей — это их установление, усвоение и применение в учебном процессе.

Современные учебные программы в значительной степени отражают системный подход к изучению объектов, процессов и явлений природы, общества, достигнутый в науке. Однако существующий предметный принцип распределения знаний не позволяет полностью реализовать системный подход в обучении, не нарушая, не размывая границы сложившихся учебных дисциплин.

Принцип межпредметных связей способствует формированию системности знаний и диалектического мышления учащихся, координации в работе преподавателей различных предметов, их сотрудничеству, а также единой трактовке общенаучных понятий [2]. Все это при формировании познавательных интересов учащихся позволяет выполнять образовательные, воспитательные, развивающие и методологические функции. Образовательные функции нацелены на сформирование целостной системы знаний обучаемого о природе и обществе, единой научной картины мира. Совершенствование содержания образования опирается на комплексное использование в обучении межпредметных связей. Это является одним из критериев отбора и координации учебного материала в программах смежных предметов. Взаимное согласование и интеграция видов знаний и умений стали возможными благодаря многочисленным исследованиям конкретных взаимосвязей между предметами внутри циклов. В центре внимания исследователей стоит анализ развития общих естественнонаучных понятий, законов, теорий. Разная степень обобщенности научных понятий воплощается в разных уровнях связей: внутрикурсовые, внутрипредметные, внутрицикловые, межцикловые.

Рассмотрение межпредметных связей в русле методологических основ обучения позволяет видеть в них дидактическую форму общенаучного принципа системности. Они вносят системообразующее начало в предметное обучение, обеспечивают его целостность и проявляются в важнейших направлениях усовершенствования процесса обучения [1].

  1. Межпредметные связи способствуют повышению теоретического и научного уровня обучения. Их методологическая функция заключена в обнаружении единства в многообразии процессов и явлений, изучаемых разными учебными дисциплинами.
  2. Межпредметные связи привносят в учебное познание методологический аппарат современной науки. Их осуществление способствует приобщению обучаемых к системному методу мышления. Они расширяют область познания, выделяя связи между элементами знаний из разных учебных дисциплин в качестве специальных объектов усвоения. Межпредметные связи выступают как метод деятельности обучаемого, развивающий у него способность к синтезу знаний из разных предметов, и требуют выдвижения новых, более обобщенных познавательных задач. Они вызывают потребность в развитии умений учащихся обобщать знания из разных предметов, в единичном видеть общее и с позиций общего оценивать особенное.
  3. Межпредметные связи формируют научное мировоззрение учащихся, которое выступает в качестве методологического ориентира в познании и оценке явлений действительности. Этому способствует усвоение с помощью межпредметных связей мировоззренческих идей как универсальных форм знания, в которых выражено и содержание, и способ познания мира, и отношение к нему.
  4. Межпредметные связи обеспечивают систему в организации предметного обучения, побуждают преподавателя к самообразованию, творчеству и взаимодействию с другими преподавателями. Это способствует повышению педагогического мастерства и сплочению педагогического коллектива в решении единых задач обучения.

Литература:

  1. Мамараджабов Ш. И. Исследование возможностей межпредметных связей в процессе обучения физике. // Автореф… канд. пед. наук: ТГПУ, 2007.
  2. Ефименко В. Ф. Межпредметные связи: методологические функции. // Вестник высшей школы, 1988-г, № 9.,45–63 стр.
  3. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М., Педагогика, 1988-г, 54–61 стр.
Основные термины (генерируются автоматически): связь, учебный процесс, знание, предмет, межпредметная связь, методологическая основа, познавательный интерес учащихся, предметное обучение, проблемный подход, системный подход.

Похожие статьи

Межпредметные связи как дидактическое условие повышения...

связь, учебный процесс, предмет, знание, межпредметная связь, предметное обучение, познавательный интерес учащихся, системный подход, проблемный подход, методологическая основа.

Роль межпредметных связей в формировании и развитии...

связь, учебный процесс, предмет, знание, межпредметная связь, предметное обучение, познавательный интерес учащихся, системный подход, проблемный подход, методологическая основа.

Подход к определению понятия "Межпредметные связи..."

Реализация межпредметных связей в процессе обучения полностью удовлетворяет заявленным требованиям.

Основные термины (генерируются автоматически): связь, дидактическое условие, учебный процесс, предмет, проектная деятельность, общественная...

Некоторые аспекты при разработке междисциплинарного...

связь, учебный процесс, предмет, знание, межпредметная связь, предметное обучение, познавательный интерес учащихся, системный подход, проблемный подход, методологическая основа.

Средства и приемы реализации межпредметных связей...

связь, учебный процесс, предмет, знание, межпредметная связь, предметное обучение, познавательный интерес учащихся, системный подход, проблемный подход, методологическая основа.

Пути осуществления межпредметной связи и преемственности

связь, учебный процесс, предмет, знание, межпредметная связь, предметное обучение, познавательный интерес учащихся, системный подход, проблемный подход, методологическая основа.

Дидактический анализ проблемы межпредметных связей...

связь, учебный процесс, предмет, знание, межпредметная связь, предметное обучение, познавательный интерес учащихся, системный подход, проблемный подход, методологическая основа.

Обеспечение межпредметной преемственности при обучении...

связь, учебный процесс, предмет, знание, межпредметная связь, предметное обучение, познавательный интерес учащихся, системный подход, проблемный подход, методологическая основа.

Междисциплинарная интеграция как феномен философии...

Ключевые слова: междисциплинарное обучение, подготовка специалиста, функции обучения, межпредметные связи. – организация в рамках определенного блока учебных дисциплин. При междисциплинарном подходе на первом уровне главной задачей является выявление...

Похожие статьи

Межпредметные связи как дидактическое условие повышения...

связь, учебный процесс, предмет, знание, межпредметная связь, предметное обучение, познавательный интерес учащихся, системный подход, проблемный подход, методологическая основа.

Роль межпредметных связей в формировании и развитии...

связь, учебный процесс, предмет, знание, межпредметная связь, предметное обучение, познавательный интерес учащихся, системный подход, проблемный подход, методологическая основа.

Подход к определению понятия "Межпредметные связи..."

Реализация межпредметных связей в процессе обучения полностью удовлетворяет заявленным требованиям.

Основные термины (генерируются автоматически): связь, дидактическое условие, учебный процесс, предмет, проектная деятельность, общественная...

Некоторые аспекты при разработке междисциплинарного...

связь, учебный процесс, предмет, знание, межпредметная связь, предметное обучение, познавательный интерес учащихся, системный подход, проблемный подход, методологическая основа.

Средства и приемы реализации межпредметных связей...

связь, учебный процесс, предмет, знание, межпредметная связь, предметное обучение, познавательный интерес учащихся, системный подход, проблемный подход, методологическая основа.

Пути осуществления межпредметной связи и преемственности

связь, учебный процесс, предмет, знание, межпредметная связь, предметное обучение, познавательный интерес учащихся, системный подход, проблемный подход, методологическая основа.

Дидактический анализ проблемы межпредметных связей...

связь, учебный процесс, предмет, знание, межпредметная связь, предметное обучение, познавательный интерес учащихся, системный подход, проблемный подход, методологическая основа.

Обеспечение межпредметной преемственности при обучении...

связь, учебный процесс, предмет, знание, межпредметная связь, предметное обучение, познавательный интерес учащихся, системный подход, проблемный подход, методологическая основа.

Междисциплинарная интеграция как феномен философии...

Ключевые слова: междисциплинарное обучение, подготовка специалиста, функции обучения, межпредметные связи. – организация в рамках определенного блока учебных дисциплин. При междисциплинарном подходе на первом уровне главной задачей является выявление...

Задать вопрос