Библиографическое описание:

Ядрышников К. С. Требования к педагогу, осуществляющему формирование правовой культуры обучающихся, с использованием кейс-технологии // Педагогика высшей школы. — 2016. — №2.

 Ядрышников К

Требования к педагогу, осуществляющему формирование правовой культуры обучающихся, с использованием кейс-технологии

Ядрышников Константин Сергеевич, аспирант

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Данная статья посвящена анализу нормативно-правовых и организационно-методических требований к педагогическим работникам профессионального образования, необходимых для формирования у обучающихся правовой культуры и использующих при этом, в качестве педагогического инструментария — кейс-технологию.

Ключевые слова: правовая культура, кейс-технология, обучающиеся, профессиональное образование, педагог, перцепция, коммуникабельность

Знать законы — значит воспринять не их слова, но их содержание и значение.

Юстиниан I

Статья 69 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет цель высшего образования, — «подготовку высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» [1].

Реализация данной цели ложится, в первую очередь на образовательные организации, а, следовательно, и на администрацию образовательной организации, в части создания соответствующих условий для реализации образовательных программ, предусмотренных учебным планом, и на самих педагогических работников профессионального образования.

Статья 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет перечень академических прав и свобод педагога, в силу которых он самостоятельно определяет формы, средства, методы обучения и воспитания. Одновременно с этим педагогический работник обязан, в силу статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществлять неотделимую от обучения, воспитательную деятельность, развивая личность обучающегося, создавая условия для социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1].

И здесь особую роль играет задача сформировать правовую культуру обучающегося, без которой невозможна его социализация, фундаментом которой является знание и соблюдение правовых норм, уважительное отношение к закону.

К сожалению, далеко не всегда, педагог в полной мере соответствует тем требованиям, которые предъявляются к нему, как государством, так и родителями и обучающимися образовательных организаций профессионального образования, в частности, для формирования правовой культуры обучающегося. Не случайно, профессиональный стандарт педагога профессионального образования, утвержденный приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», содержит требования к педагогу высшего образования «содействовать формированию правовых ценностей студента», без которых невозможно интеллектуальное, духовно-нравственное и профессиональное развитие человека в полном объеме [2].

Целью настоящей статьи является рассмотрение нормативно-правовых и организационно-методических требований к педагогическому работнику при формировании им правовой культуры у обучающихся с использованием такой педагогической технологии как кейс-технология.

Правовая культура — это «… весь правовой космос, охватывающий все моменты правовой формы общественной жизни людей. Культура здесь как раз и состоит в способности и умении жить по этой форме, которой противостоит неоформленная (неопределенная, неупорядоченная, хаотичная, а потому и произвольная) фактичность, т. е. та докультурная и некультурная непосредственность (не опосредованность правовой формы) и простота, которая, по пословице, хуже воровства» [3]. Так образно и точно определил феномен правовой культуры академик В. С. Нерсесянц и именно педагог, вне зависимости от преподаваемой дисциплины должен всячески способствовать формированию правовой культуры у обучающихся.

В «методологической копилке» у педагога существует значительное количество педагогических технологий, однако мы считаем, что именно кейс-технология является универсальным инструментарием при формировании правовой культуры у обучающихся.

Определяя понятие самого кейса, мы будем использовать определение, данное исследователем Смоляниновой О. Г.: «Кейс — это описание реальной ситуации. Кейс — это «кусочек» реальной жизни. Кейс — это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные автором для того чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» студентов к обсуждению и анализу ситуации и принятия решения. Кейс — это «моментальный снимок реальности», фотография действительности» [4].

На наш взгляд, именно тесная данной педагогической технологии с жизнь, возможность применения ее обучающимися на практике, позволит педагогу достичь запланированного педагогического результата.

Безусловно и сам педагогический работник должен отвечать ряду требований, создающих условия для получения запланированных результатов. Так, мы можем определить следующие, наиболее, на наш взгляд, важные требования к педагогическому работнику:

  1. Коммуникабельность, включая эмоциональное воздействие. Педагог должен не только четко и ясно выражать свои мысли, но и учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их возраст, социальный статус. Так, педагог в диалоговой форме должен показать обучающимся важность и необходимость соблюдения правовых норм, требовать не допускать возможности неправомерного поведения, как в межличностных отношениях, так и в профессиональной деятельности. Здесь необходимо понимать, что часть обучающихся, особенно несовершеннолетние, в силу возраста, могут быть носителями определенного рода нигилистических воззрений и здесь важную роль может сыграть кейс-технология. Используя типовые правовые ситуации, педагог формирует у обучающихся определенный алгоритм правомерных действий, которые они могут применять на практике. Эмоциональное воздействие должно заключаться в акцентированном внимании обучающихся на те негативные последствия, к которым может привести несоблюдение установленных государством правовых норм и правил поведения в обществе.
  2. Дидактическая культура педагога. Понимая под дидактической культурой «свойство личности, представлена единством мотивационно-ценностного, инновационно-технологического и индивидуально-творческого компонентов, обеспечивающих продуктивную дидактическую деятельность и творческую самореализацию педагога» [5], мы видим потенциал педагога, способный увлечь обучающегося интересным кейсом, сконструировать кейс из собственного профессионального или межличностного опыта. Практика показывает, что подобные кейсы достаточно популярны среди обучающихся, именно своей потенциальной возможность применения в жизни любым студентом. Особенно интересует обучающихся непосредственный результат применения кейса. Так, при преподавании правовых дисциплин (например, тему «Защиты прав потребителя») педагог может на личном примере показать, как правомерное поведение в рамках закона позволяет отстоять свои права, не нарушая прав других и т. д.).
  3. Социальная педагогическая перцепция. Тонкое понимание особенностей личности обучающегося позволит таким образом подобрать тематику кейса, чтобы не просто мотивировать обучающегося на обучения, но и возможно, помочь ему найти решение собственных проблем (как в межличностном общении, так и в профессиональном плане). Как писал В. А. Сухомлинский, перцептивному общению способствуют «эмоциогенные ситуации», суть которых в обучении искусству сопереживания, эмоциональной чуткости, способности на себе «прожить» конкретную ситуацию человека. Кейс-технология, на наш взгляд, как никакая другая способствует реализации данных воспитательных и образовательных задач.
  4. Толерантность при разрешении педагогических конфликтов. При применении кейс-технологии довольно часто кейс, либо имеет несколько вариантов решения, либо вообще не имеет однозначного решения. В этой ситуации, в процессе спора, дискуссии возможно возникновение конфликта на почве неприятия большинством обучающихся какой-либо точки зрения, относительно предложенного алгоритма решения. Здесь задача преподавателя, выступая в качестве фасилитатора, помогать процессу группового обсуждения, направлять этот процесс в нужное русло. При этом, преподаватель формирует культуру проведения дискуссии, обозначая важную необходимость прислушиваться к чужому мнению и корректно аргументировать свою точку зрения. При этом, преподаватель может, как попытаться избежать конфликта, так и разрешить уже имеющийся конфликт, с ликвидацией его последствий.
  5. Гностические способности педагога. Исследователь Н. В. Кузьмина, классифицируя уровни педагогических способностей педагога, уточняет, что гностические способности, обеспечивают накопление информации педагога о своих учениках, о самом себе [6]. Рефлексия достаточно полезная процедура, вне зависимости от педагогических технологий, методик и приемов, однако именно при использовании кейс-технологии достаточно важно вовремя определить результативность применяемой технологии и ее эффективность (в данном случае, степень сформированности правовой культуры обучающихся). Здесь может использоваться, как тестирование, так и устный опрос обучающихся.

Таким образом мы перечислили, на наш взгляд главные, но далеко не единственные требования к педагогическому работнику, осуществляющему формирование правовой культуры обучающихся, с использованием кейс-технологии. Безусловно, данные способности педагога не возникают сразу и с успехом могут быть использованы и при применении иных педагогических методик и технологий, однако для эффективного использования кейс-технологии при формировании правовой культуры обучающихся [7], они могут стать гарантом эффективной педагогической деятельности педагога профессионального образования.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // «Российская газета», N 303, 31.12.2012;
  2. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.09.2015;
  3. Нерсесянц B. C. Философия права. — М.: Норма-Инфра-М, 1997. — 647 с.
  4. Смолянинова О. Г. Кейс-метод в обучении экономике / О. Г. Смолянинова // Образовательные технологии. — 2004. — № 3–4. — С.124–127.
  5. Фатьянова Н. М. Формирование дидактической культуры учителя многопрофильной гимназии: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.08: Белгород, 1999 247 c.
  6. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М., 1990;
  7. Ядрышников К. С. Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии) [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 150–154.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов