Автор: Бибик Инна Анатольевна

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (5) июль 2016 г.

Библиографическое описание:

Бибик И. А. Конкурентный потенциал конкурентоспособного преподавателя неязыкового вуза // Педагогика высшей школы. — 2016. — №2.



В современных условиях перманентного обновления содержания всех компонентов профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, связанного с вхождением в единое европейское образовательное пространство, с внедрением инноваций в систему образования, с переходом вузов на программы нового поколения, с общей тенденцией актуализации конкурентоспособности преподавателя вуза в целом, значимым становится выявление точек дополнительного роста конкурентоспособного преподавателя вуза.

Среди авторов отмечается отсутствие единого подхода к определению содержания понятия «конкурентного потенциала».

Под содержанием понятия «конкурентный потенциал» исследователи понимают совокупности ресурсов и возможностей (Войцеховская И. А. [3], Лисенков М. В.), части общего потенциала (Ерохин Д. В., Галушко Д. В.), набор ключевых факторов успеха (Гольдштейн Г. Я.), составляющие, обладающие инновационностью и адаптивностью (Баринов В. А., Синельников А. В.) и пр.

Кроме того, нет четкого представления о его структуре.

Фомченкова Л. В.иДли М. И.[13]выделяют три уровня связей и отношений конкурентного потенциала (ресурсный, резервный уровни и уровень развития).

Салихова Я. Ю. [10] определяет «потенциал» как интегральные способности предприятия максимально удовлетворять потребности потребителей, рационально используя ресурсы и учитывая интересы государства, партнеров по бизнесу, а структуру «конкурентного потенциала» рассматривает через совокупность следующих компонентов: маркетинговый потенциал, рыночный потенциал, инновационный потенциал, творческий потенциал, ресурсный потенциал.

К основным компонентам данного понятия относят «внутренний конкурентный потенциал» и «внешний конкурентный потенциал» (Фомченкова Л. В., Дли М. И. [13] и др.).

Под внутренним конкурентным потенциалом понимают возможности предприятия по формированию и реализации внутренних конкурентных преимуществ в различных функциональных областях обеспечения его деятельности. Совместная мощность составляющих внутреннего конкурентного потенциала влияет на повышение конкурентоспособности.

Внешний конкурентный потенциал делает возможным противостоять неблагоприятным условиям конкурентной среды, снизить негативное влияние внешних факторов и активизировать собственные возможности за счет привлечения ресурсов и возможностей других участников бизнеса (потребителей, поставщиков, партнеров).

Конкурентный потенциал предприятия позволяет ему иметь долговременные конкурентные преимущества.

Следует отметить, что при больших внутренних возможностях, компания в условиях благоприятной внешней среды развивается по сильному сценарию рыночной позиции (рис. 1).

Рис. 1. Сценарий сильной рыночной позиции

Если внешние возможности ограничены, предприятию необходимо повышать свою конкурентоспособность за счет внутренних ресурсов (рис. 2).

Рис. 2. Сценарий устойчивой рыночной позиции

В этом случае сценарий устойчивой рыночной позиции будет основан на реализации внутренних ресурсов.

При ограниченных внутренних возможностях, предприятие может реализовывать сценарий устойчивой рыночной позиции благодаря благоприятным внешним условиям (рис. 3).

Рис. 3. Сценарий устойчивой рыночной позиций

В случае отсутствия больших внешних и внутренних возможностей, предприятие может реализовывать лишь сценарий слабой рыночной позиции (рис. 4).

Рис. 4. Сценарий слабой рыночной позиции

Аренков И. А., Салихова Я. Ю. [10], Гаврилова М. А. предлагают алгоритм формирования стратегии развития конкурентного потенциала (схема 1).

Расчет комплексного показателя конкурентного потенциала, таким образом, складывается на основе учета мощности внешних и внутренних конкурентных потенциалов, которые могут быть равной мощности, доминировать один над другим или быть одинаково маломощными.

При этом авторы единодушны во мнении о том, что каждая отрасль промышленности, а в современных условиях система образования также рассматривается через призму конкуренции в целом, имеет свои особенности, если речь идет о «конкурентном потенциале».

Чтобы определить особенности, содержание и структуру «конкурентного потенциала» в системе высшего образования, необходимо, во-первых, иметь в виду общеэкономические тенденции развития сферы образовательных услуг высшего профессионального образования. К ним относят следующие тенденции:

– тенденцию глобализации и интеграции национальной экономики в мирохозяйственную систему,

– тенденцию регионализации, обусловленную действием факторов экономического сепаратизма отдельных регионов при значительном их укрупнении,

– тенденцию корпоратизации, предполагающую использование преимуществ координированного управления интегрированными формами организации экономической деятельности [8].

Во-вторых, стоит отметить внешние и внутренние факторы [8], влияющие на конкурентоспособное поведение вуза на рынке образовательных услуг высшего профессионального образования, которые распределяются по 4 уровням (схема 2):

– макроэкономические (демографические, внешнеэкономические и др.),

– региональные (уровень развития бизнеса в регионе, уровень благосостояния в регионе, структура экономики региона и др.),

– микроэкономические (конкуренты, поставщики, абитуриенты и др.),

– внутренние (профессорско-преподавательский состав, контингент обучающихся, материально-техническая база и др.).

Анализ работ исследователей (Макарова Г. Ю. [8] и др.) показывает, что отраслевой особенностью системы высшего образования является «ключевой фактор» — профессорско-преподавательский состав.

Рис. 5. Алгоритм формирования стратегии развития конкурентного потенциала

Материальная заинтересованность, которую относят к основным общечеловеческим стимулам активной профессиональной деятельности, представляется не единственной для преподавателя вуза. Для преподавателя важно ещё и общественное значение выполняемой работы, потребности потребителей образовательных услуг, становление будущих профессионалов, мнение коллег.

Таким образом, максимальная реализация творческого потенциала, по всем компонентам профессиональной деятельности преподавателя вуза [5], гибко мотивированного со стороны вуза, может рассматриваться в качестве основы внутреннего потенциала преподавателя вуза.

При этом в независимости от отрасли, в структуре конкурентного потенциала особое место авторами отводится активному внедрению инноваций для удовлетворения запросов потребителей услуг.

Следовательно, инновации в системе образования, потребители образовательных услуг и другие преподаватели могут рассматриваться как компоненты внешнего конкурентного потенциала преподавателя вуза.

Рис. 6. Система факторов, влияющих на конкурентоспособное поведение вуза на рынке образовательных услуг высшего профессионального образования

Можно предположить, что конкурентным потенциалом может обладать только конкурентоспособный преподаватель вуза.

Конкурентоспособный преподаватель вуза — это специалист, обладающий умениями и качествами, свойственными конкурентоспособной личности профессионала; ориентированный на профессиональные ценности, основой которых является определенный «нравственный фундамент» — интеллигентность; способный находить «динамический баланс» [6] между данными компонентами и потребностями потребителей образовательных услуг — студентов.

Помимо этого, становление конкурентоспособного преподавателя предполагает «вычерчивание собственнойтраектории движения по жизни и развитие» (Л. Н. Куликова) — «самоконкуренцию» (Ю. В. Андреева).

Такой вывод принципиально важен, поскольку он подчёркивает уникальность каждого преподавателя, возможность нахождения конкурентоспособным преподавателем вуза «своего места под солнцем» (Э. Фромм), возможность выбора тех или иных образовательных инноваций в профессиональной деятельности «по собственной мере» с целью адекватного предоставления содержания образования потребителям образовательных услуг.

Становление конкурентоспособного преподавателя вуза (схема 3) связывают с освоением инноваций по всем видам профессиональной деятельности, понимаемых как новшества, внедряемые в широкую практику.

К инновациям, востребованных потребителями образовательных услуг, в современных условиях можно отнести внедрение информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Рис. 7. Многомерная модель становления конкурентоспособного преподавателя вуза (КПВ)

ИКТ делят на две большие группы:

– технологии, основанные на коммуникационных возможностях сети Интернет (электронная почта, чаты, форумы, ICQ, видео, веб-конференции, блоги, Twitter, Skype и т. д.);

– технологии, основанные на информационных ресурсах сети Интернет (текстовый, аудио и визуальный материал по различной тематике на разных языках).

Банк учебных Интернет-ресурсов находится на сайте www.kn.att.com.

В современных условиях одной из задач вузовской системы образования становится интенсификация процесса освоения ИКТ.

Стоит отметить, что ИКТ позволяют преподавателям вуза организовать учебный процесс дистанционно с учетом потребностей и возможностей обучающихся, обеспечить удобные временные рамки выполнения задания, активизировать накопленный знаньевый потенциал в области компьютерных технологий для решения конкретных задач по изучаемой дисциплине.

При этом в современных условиях не стоит вопрос о сложностях технического внедрения ИКТ в практику преподавания, поскольку отмечается общая тенденция быстрой «адаптации» современных гаджетов к потребностям потребителей постоянно быть в сети Интернет.

Возможность выходить в Интернет через телефон делает это техническое средство связи универсальным инструментом для повышения мобильности обучающегося, позволяя обучающемуся рационально распределять свое время на учебу.

Наблюдения показывают, что начиная с первых лет жизни телефоны родителей становятся важной частью жизни ребенка. Использование телефона в качестве инструмента для обучения повышает привлекательность решения различных образовательных задач.

Современные модели телефонов могут, таким образом, служить средством внедрения ИКТ в практику преподавания.

Анкетирование студентов Амурской ГМА на кафедре иностранных языков подтвердило предположение о том, что для студентов стало нормой общение через социальные сети.

Из 217 опрошенных первокурсников 7 респондентов указали на то, что они не пользуются социальными сетями и 1 человек не ответил на вопрос анкеты.

Сложность представляют особенности самой модели телефона, когда речь заходит о работе в конкретной социальной сети, с которой обучающийся вообще не был знаком. Но с каждым годом эти трудности испытывают все меньшая часть обучающихся. Это связано с предварительным знакомством с конкретной социальной сетью через стационарный компьютер.

В результате анкетирования выяснилось, что 191 опрошенный пользуется «В контакте», 37 респондентов посещают «Одноклассики», 36 студентов знакомы с «Facebook», 28 опрошенных бывают в «Twitter». 47 респондентов добавили к своим ответам перечень других социальных сетей, которыми они пользуются.

На вопрос анкеты «Пользовались ли Вы социальными сетями для чтения профессиональной литературы?» 169 опрошенных ответили положительно, 47 первокурсников дали отрицательный ответ и 2 студента оставили вопрос без ответа.

Кроме того, результаты анкетирования показали, что дополнительную профессиональную литературу «часто» читают 57 обучающихся, «иногда» — 141 респондент, 12 студентов первого курса работают только с базовой литературой по медицинским дисциплинам.

Это дает возможность предположить, что работа в социальных сетях с содержанием текстов на английском языке с психологической и технической сторон не будет вызывать никаких сложностей.

В рамках недели языка на кафедре иностранных языков Амурской ГМА студентам первого курса было предложено поучаствовать в Интернет-проекте с целью развития навыков поискового чтения, в целом, работающего на повышение уровня информационно-коммуникационной компетенции.

Для повышения уровня информационно-коммуникационной компетентности для студентов 1 курса неязыкового вуза значимо погружение в профессиональные проблемы через чтение профессиональной литературы.

Студентам первого курса было необходимо найти интересные для них статьи средствами социальных сетей «Facebook» и «Twitter». Выбор пал именно на эти социальные сети, потому что англоязычные медицинские журналы активно работают в данных социальных сетях.

Стоит отметить, что регистрация в соцсетях проходила на самом занятии под руководством преподавателей. В целом, процедура прошла без особых трудностей.

Сложности возникли из-за особенностей устройства самих телефонов студентов.

Те, у кого первоначальное знакомство с социальной сетью «Facebook» через телефон вызвало ряд вопросов, воспользовались своими стационарными компьютерами для уточнения возможностей данной социальной сети и для нахождения на своих страничках всех необходимых для работы инструментов.

Алгоритм работы был следующим: зарегистрироваться в социальных сетях «Facebook» и «Twitter», подписаться под странички преподавателей, под медицинские журналы, которые «читают» преподаватели в рамках Интернет-проекта, в течение нескольких месяцев просматривать ленты активности в данных социальных сетях и кликать «нравиться» в «Facebook» и «избранное» в «Twitter», чтобы отложить на свою виртуальную полочку на своих страничках в социальных сетях понравившиеся статьи из медицинских журналов. В дальнейшем из этого списка необходимо было выбрать статьи для аннотации. Аннотации проверялись в конце семестра.

Интенсивность и частота просмотров ленты активности могли быть выбраны самим обучающимся, но на «виртуальных полках» студентов должно было оказаться несколько статей.

В результате данной работы студенты получили баллы из премиального фонда согласно балльно-рейтинговой системе (БРС) программы дисциплины «Иностранный язык». Баллы из премиального фонда являются не обязательными для реализации, но студенты могут воспользоваться и данной опцией для увеличения общего итогового балла за курс обучения по конкретной дисциплине.

При этом работа со своими профессиональными страничками в социальных сетях может выходить за рамки учебных нужд и продолжаться после прохождения курса обучения.

Опыт работы с социальными сетями «Facebook» и «Twitter» показывает, что студенты первого курса могут справляться с профессиональным аутентичным материалом и техническая сторона работы с каждым годом решается с меньшими временными и психологическими затратами со стороны участников Интернет-проекта.

Таким образом, работа в социальных сетях переходит из разряда трудоемких процедур, требующих значительных временных затрат от преподавателя и студентов, к разряду действий упрощающих процесс обучения, делая его гибким и отвечающим запросам времени и запросам самих обучающихся.

Напрашивается вывод о том, что средствами ИКТ в неязыковом вузе возможно решать задачу по повышению уровня информационно-коммуникационной компетентности как одной из ведущих в подготовке конкурентоспособного, компетентного специалиста.

Следовательно, совокупность Интернет-технологий, потребности и запросы потребителей образовательных услуг, оценка коллег, важная для конкурентоспособного преподавателя вуза, могут быть значимы для понимания сути внешнего конкурентного потенциала конкурентоспособного преподавателя вуза.

Таким образом, в качестве внутреннего конкурентного потенциала конкурентоспособного преподавателя вуза можно рассматривать компоненты профессиональной деятельности преподавателя вуза, гибко мотивированной вузом, а ИКТ и другие инновации, потребителей образовательных услуг, коллег, с их деятельностно-творческим потенциалом, следует отнести к внешнему конкурентному потенциалу конкурентоспособного преподавателя вуза.

Литература:

1. Баринов В. А. Развитие организации в конкурентной среде / В. А. Бари-нов, А. В. Синельников // Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. — № 6.

2. Бусыгина, А. Л. Профессор — профессия [Текст] / А. Л. Бусыгина. — Самара: Изд-во Сам- ГПУ, 1999. — 276 с.

3. Войцеховская, И. А. Потенциал предприятия как основа его конкурентоспособности // Проблемы современной экономики — 2006. — № 1 (17).

4. Ерохин Д. В., Галушко Д. В. Теоретические основы оценки конкурентного потенциала промышленной фирмы // Вестник Брянского государ-ственного технического университета. — 2006. — № 4 (12).

5. Есарева, З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы [Текст] / З. Ф. Есарёва. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 108 с.

6. Коробкова, Т. А. Скулов, П. В. Принцип динамического баланса и его реализация в учебном процессе [Текст] / Т. А. Коробкова, П. В. Скулов // Образовательные технологии. — 2004. № 1. С. 21–30.

7. Куликова, Л. Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы: учебное пособие [Текст] / Л. Н. Куликова. — Хабаровск: Изд-во Хабар. Гос. пед. ун-та, 2005. — 320 с.

8. Макарова, Г. Ю. Развитие конкурентоспособности вуза в современной экономике России [Текст]: Автореф. дис. к. пед. наук / Г. Ю. Макарова — Москва, 2011. — 32 с.

9. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности [Текст] / Л. М. Митина. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002. — 400 с.

10. Салихова, Я. Ю. Конкурентный потенциал предприятия: сущность, структура, методика оценки: учебное пособие / Я. Ю. Салихова. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. — 52 с.

11. Ширабоков, С. Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в педагогическом вузе [Текст]: Автореф. дис. к. пед. наук / С. Н. Ширабоков — Омск, 2000. — 17 с.

12. Фатхутдинов, Р. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема [Текст] / Р. Фатхутдинов // Высшее образование в России. 1999. № 2. — С. 18 -21.

13. Фомченкова, Л. В. Дли, М. И. Конкурентный потенциал — основа повышения конкурентоспособности промышленного предприятия // Российское предпринимательство. — 2006. — № 5.

14. Штейнберг, В. Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика [Текст] / В. Э. Штейнберг. — М.: Народное образование, 2002. — 304 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов