Библиографическое описание:

Ефимов П. П., Ефимова И. О. Педагогические условия успешности инновационного процесса в высшем учебном заведении // Педагогика высшей школы. — 2015. — №1. — С. 26-27.

Рассматриваются педагогические условия, которые позволяют обеспечить эффективное функционирование и развитие инновационного процесса в высшем учебном заведении. Для реализации этой цели предлагается провести, во-первых, оценку препятствий на пути повышения сложности системы, во-вторых, оценку каждого члена коллектива с точки зрения возможности и желания работать в новых условиях.

Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, образовательная среда, педагогические условия.

 

В настоящее время система отечественного образования переживает точку бифуркации, связанную с общесистемными изменениями, обусловленными гиперболическим ростом информации, повлекшим трансформацию всей образовательной парадигмы к идее «научить учиться». Осуществлен переход на ФГОС ВПО — 3, активно внедряются компетентностный подход и субъект-субъектные отношения. Все эти инновации в организации системы образования не могут не отразиться на изменении образовательной среды высшего учебного заведения. Речь идёт, в первую очередь, об изменении содержания образования, которое формально должно проявиться в появлении авторских образовательных программ педагогов, а также в появлении индивидуальных образовательных траекторий для слушателей [1]. В этой связи одной из первостепенных задач является определение педагогических условий успешности инновационного процесса в высшем учебном заведении.

Следует отметить, что в справочной литературе «условие» понимается как: «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; обстановка, в которой что-нибудь происходит» [3, с. 588]. Исходя из этого педагогические условия, выступая как один из компонентов педагогической системы, отражают совокупность возможностей инновационной образовательной среды, воздействующих на субъекты системы, обеспечивая её эффективное функционирование и развитие.

В работе Н.Ипполитовой и Н.Стерховой справедливо отмечено, что «в современных педагогических исследованиях, связанных с проблемами совершенствования функционирования педагогических систем, повышения эффективности образовательного процесса, одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности» [2]. Поэтому целесообразно определить педагогические условия формирования инновационной образовательной среды высшего учебного заведения, что позволит создать необходимые предпосылки успешности инновационного процесса в нем.

Следует отметить, что в современной системе образования происходит постоянный рост сложности образовательной среды, проявляющийся в появлении нового качества среды, росте разнообразия её элементов. Конкретным проявлением увеличения сложности образовательной системы в последние годы является появление нового качества среды — её субъективности, новых элементов среды — образовательных компетентностей, индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных образовательных траекторий, трансдисциплинарных, тьюторских и интерактивных технологий. Все перечисленные элементы образовательной среды связаны между собой сложными нелинейными отрицательными и положительными обратными связями. В связи с этим необходимым условием инновационности образовательной среды высшего учебного заведения является обеспечение процесса постоянного роста её сложности, поэтому одним из неочевидных, но обязательных показателей мониторинга должен стать показатель «препятствия на пути повышения сложности системы». Это, например, такие категории, как традиционно предпочитаемые профессорско-преподавательским составом авторитарные методы управления, низкий уровень компетенций отдельных преподавателей, отсутствие инноваций в среде кафедральных педагогов, нежелание внедрять инновационный педагогический опыт соседних кафедр и подразделений и т. д.

Для оценки показателя «препятствия на пути повышения сложности системы» целесообразно взять за основу подход, изложенный в работе Н. Рожковой [4]. В своём исследовании она оценивает внутренний настрой коллектива на успешное проведение инноваций. Для оценки степени готовности к инновациям используется порядковая шкала от 1 до 5, где каждый порядок указывает на степень уверенности в успехе, единице соответствует минимальный уровень уверенности, пятерке — максимальный.

Оценка степени уверенности в соответствии с проведенным исследованием проводится по формуле [4, С. 33]:

где Ni — число респондентов.

Таким образом, оценкой «уровня уверенности» служит разница между числом «уверенных» и числом «неуверенных» в коллективе, но разница не абсолютная, а относительная, то есть доля этой разницы в общем числе респондентов. В таком случае значение этого показателя не будет зависеть от объема коллектива. Коэффициент 0,5 перед N4 и N2 вводится для того, чтобы сделать равноправными «не очень уверенных», поскольку вклад тех, кто «не очень», в два раза меньше, нежели тех, кто «очень» настроен на успешное проведение инноваций.

Как показано в работе Н. Рожковой индекс I обладает рядом свойств. «Он принимает максимальное значение, равное 1, тогда, когда все респонденты в группе уверены в успешном выполнении задачи, и минимальное значение, равное -1, в случае их неуверенности. Индекс равен нулю, если число «уверенных» равно числу «неуверенных». Положительное значение индекса говорит о том, что «уверенных» больше, чем «неуверенных». И, соответственно, отрицательное значение появится в ситуации, когда число «неуверенных» больше, чем «уверенных». В группах с одинаковой разницей (отличной от нуля) между числом «уверенных» и «неуверенных» значение индекса будет больше в той группе, где меньше нейтральных ответов. Если в группе нет респондентов уверенных, нейтральных, не очень уверенных, совсем неуверенных, а все респонденты скорее уверены, чем нет, то значение индекса равно 0,5» [4, С. 34].

Таким образом, использование данного подхода позволяет выделить людей из числа сотрудников, которые уверены в успешном выполнении поставленной задачи. Соответственно, предоставление им больших возможностей для продуктивной работы и профессионального роста — одно из условий успешности инновационного процесса.

Также целесообразно провести «оценку каждого члена коллектива с точки зрения возможности и желания работать в новых условиях. Это возможно сделать с помощью вычисления индекса его социометрического статуса» [4, С. 34]. Данный подход предполагает оценку сотрудников со стороны их коллег. В соответствии с этим предлагается ответить на вопрос, в котором необходимо указать целесообразность включения своего коллеги в инновационную деятельность. Оценку предлагается осуществлять по следующей шкале «+2 — включил бы обязательно, в первую очередь; +1 — скорее включил бы, чем не включил; 0 — все равно, включить или нет; -1 — скорее не включил бы, чем включил; -2 — ни в коем случае не включил бы» [4, С. 34].

Оценка индекса социометрического статуса в соответствии с проведенным исследованием проводится по формуле [4, С. 35]:

где для i-го респондента:

R1i — количество максимальных оценок;

R2i — количество оценок «+1»;

R3i — количество оценок «-1»;

R4i — количество минимальных оценок;

N — число членов группы;

N-1 — количество всех оценок, полученных каждым респондентом.

Индекс статуса, так же, как и индекс уверенности, может принимает максимальное значение, равное 1. Это происходит, когда респондент получил все максимальные оценки «+2».

Положительное значение индекса социального статуса позволяет говорить о высокой оценке деятельности его обладателя. Следует также отметить, что социометрический рейтинг свидетельствует об авторитетности того или иного члена в коллективе. Соответственно, предоставление сотрудникам с высоким рейтингом индекса социального статуса больших возможностей для продуктивной работы и профессионального роста — является еще одним из условий успешности инновационного процесса.

Таким образом, в целях оценки успешности инновационного процесса в высшем учебном заведении предлагается провести оценку препятствий на пути повышения сложности системы, а также оценку каждого члена коллектива с точки зрения возможности и желания работать в новых условиях. Определенные в статье педагогические условия являются реальными предпосылками успешности инновационного процесса в высшем учебном заведении.

 

Литература:

 

1.    Ефимов П. П. Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий [Текст] / П. П. Ефимов, И. О. Ефимова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 286–290.

2.    Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. — 2012. — № 1. — С. 8–14. -http://www.genproedu.com/paper/2012–01/

3.    Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / С. И. Ожегов; под общ. ред проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007. — 640 с.

4.    Рожкова Н. Индекс уверенности, или статистические методы оценки готовности коллектива к преобразованиям // Директор школы. 2001. № 3. С. 33–38.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов