Библиографическое описание:

Егорова Ю. А. Студент вуза как субъект саморазвития // Педагогика высшей школы. — 2015. — №1. — С. 3-7.

В статье студент вуза рассматривается как субъект интеллектуального, социокультурного и профессионального саморазвития.

Ключевые слова: студент, саморазвитие, интеллектуальное саморазвитие, социокультурное саморазвитие, профессиональное саморазвитие.

 

Для того, чтобы учебная, социокультурная и профессионально-ориентированная (трудовая) деятельность студента вуза была успешной, он должен заниматься саморазвитием. О значимости саморазвития писал А. Дистервег: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». П. Ф. Каптерев отмечал: «... Человек начинается с самообразования, с саморазвития, а не с воспитания; последнее присоединяется к первому и может действовать только на его почве, по его образу и подобию» [16, с. 156].

Саморазвитие — одна из сложных и многомерных педагогических категорий. Философы считают, что в основе его лежит сила самодвижения, которая определяет направленность самосознания личности как активный компонент самосозидания. Это явление в области философии известно давно. Выделение самодвижущей силы как ключевого момента в самостроении личности характерно для отечественных философов и психологов начала XX века (Бахтин М. М., Бердяев Н. А., Блонский П. П., Вентцель К. Н., Гумилев Л. Н., Соловьев B. C., Флоренский Л. А. и др.).

Современные психологи определяют саморазвитие как основной внутренний механизм развития и формирования, имеющий регулятивную функцию (Альбуханова-Славская А. К., Битянова М. Р., Рубинштейн С. Л., Слободчиков В. И., Чинкина Н. Ш. и др.).

В педагогической науке это понятие определяет сущность процесса развития и формирования личности при активной позиции субъекта. Еще Я. А. Коменский, выделяя принцип природосообразности в воспитании, видел в нем начало самодвижущей силы, определяющей созидание «Образа человека». В. А. Сухомлинский считал, что стремление человека к саморазвитию присуще ему от природы. Идею саморазвития изучал и развивал О. С. Газман, видя в ней основополагающую силу развития свободной, независимой личности с доминированием ее «самости». Данный аспект в современных педагогических исследованиях играет ведущую роль (Белкин А. С., Григорьева Н. Г., Санникова А. И., Семенов В. Д., Цукерман Г. А. и др.). Анализ литературы свидетельствует, что основа саморазвития опирается на самодвижущую силу, именно она определяет и уровень, и характер проявления этой силы и самости. Все исследователи сводят данное явление к ключевому понятию активности личности, что обусловливает особо пристальное его изучение в раскрытии сущности процесса саморазвития. Такой подход важен для педагогических исследований, решающих задачи развития, саморазвития и формирования личности в разных аспектах ее самоопределения и самоутверждения в разных видах деятельности [11].

Трактовка понятия «саморазвитие» у разных авторов различна, поскольку рассматривается этот феномен с различных позиций. Большинство авторов приходят к заключению о том, что саморазвитие подразумевает развитие некоторых личностных и профессиональных качеств, которое протекает не на внешнем уровне, а на уровне самости, при этом инициатором процесса является сама личность [1, с. 73]. «Стремление человека к саморазвитию обусловлено наличием «энтелехии» — врожденной тенденции и способности индивида реализовать себя» (В. Штерн) [16, с. 140]. В. И. Смирнов подчеркивает роль активных действий: «... именно и только собственная деятельность человека является способом его саморазвития, условием реализации поставленных целей [16, с. 141]. Источник и движущая сила саморазвития — потребность в саморазвитии [16, с. 142].

Ход саморазвития индивида и его результаты определяются двумя факторами: а) способностью индивида к деятельности «со знанием дела», т. е. качеством и уровнем образования; б) характером и мерой воплощения социально-культурного опыта в реалиях, с которыми имеет дело субъект деятельности [15, с. 330].

Саморазвитие — это «развертывание» уже имеющихся, но «свернутых» до поры задатков, способностей, умений, качеств и т. п. [8, с. 126]. Саморазвитие есть целесообразная внутренняя активность и осознанная направленность на разворачивание и совершенствование значимых для личности свойств, сторон, качеств и т. п. [14].

Е. Б. Бабошина, Н. Р. Битянова и Л. Н. Куликова рассматривают саморазвитие как сознательный процесс целенаправленного многоаспектного личностного становления и самоизменения личности с целью самореализации на основе внутренние значимых устремлений и внешних влияний, которое следует рассматривать через смену саморегуляции личности [22]. Большой толковый словарь русского языка (под редакцией С. А. Кузнецова) дает следующее определение понятию «саморазвитие»: «Умственное или физическое развитие человека путем самостоятельных занятий или упражнений».

С позиции акмеологии саморазвитие можно представить как тенденцию к самораскрытию и саморазвертыванию творческого потенциала человека; сознательный процесс самосовершенствования с целью эффективной самореализации на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний; целенаправленное, многоаспектное самоизменение, служащее цели максимального духовно-нравственного самообогащения и саморазвертывания [8, с. 127].

При анализе совокупности разнообразных характеристик понятия «саморазвитие» человека, имеющихся в литературе, обращают на себя внимание следующие общие признаки этих характеристик. Саморазвитие — это: 1) человеческая ценность и потребность; 2) результат сознательного целеполагания; 3) духовно-практическая деятельность личности; 4) процесс собственных изменений; 5) процесс, направленный к идеалу; 6) творческий процесс; 7) процесс, протекающий в общении личности; 8) не только единство, но и противопоставленность процессов саморазвития личности и общности; 9) процесс реализации сверхличных ценностей; 10) случайная последовательность переходов через точки бифуркации, обязанные внешним воздействиям на личность [19, с. 57–58].

Процесс саморазвития личности, внешне и естественно подталкиваемый различными обстоятельствами, детерминируется изнутри личностной нуждой в нем и духовной устремленностью личности с ее уникальной историей. Все эти факторы обладают реальной мотивирующей силой для саморазвития [19, с. 62].

Исследования Б. Г. Ананьева, К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, B. C. Мухиной, С. Л. Рубинштейна и других показывают, что овладение методами и приемами саморазвития личности представляет собой сложный и противоречивый, растянутый во времени процесс. При этом важнейшими условиями его реализации рассматриваются сознательное стремление к равновесию и гармонии индивида и окружающего мира, готовность к совершенствованию собственной личности, умение принимать решения, соизмеряя их с потребностями общества и т. д. [2].

Что же необходимо для успешного саморазвития личности? В первую очередь, на уровне личности должны выполняться следующие условия: 1) саморазвитие должно быть осознано личностью не только как возможный способ реализации полноты себя, но и как особая ценность и жизненно важная потребность; 2) саморазвитие немыслимо без развитой духовности личности; 3) для саморазвития необходимо, чтобы ориентирами и продуктами духовной деятельности личности были идеалы; 4) для саморазвития необходимо, чтобы личность могла осуществлять целеполагание в своей деятельности; 5) для саморазвития необходимо, чтобы личность могла самоизменяться, «самодостраиваться»; 6) необходимым условием саморазвития личности является свобода (наличие поля личной автономии индивида); 7) роль одного из важнейших условий саморазвития играет культура; 8) диалог как основная форма духовного общения людей; 9) саморазвитие невозможно без духовных ориентиров, без системы сверхличных ценностей [19, с. 62–68].

Процесс саморазвития не бывает планомерным, саморазвитие происходит скачкообразно, поскольку личность растет и развивается, преодолевая трудности, обретая новый жизненный и профессиональный опыт [1, с. 80]. Саморазвитие не может носить негативный характер, поскольку всегда направлено на достижение глобальной личностной цели — самореализации [1, с. 75]. Л. М. Попов, описывая стратегию «личностного саморазвития», отмечает, что предметом исследования становится «Я-сам», т. е. «предмет, объект и субъект совпадают. Психический индивид становится «самодеятельным существом». Здесь в гармоническом единстве представлено созерцательное и преобразующее начало» [12, с. 142]. Следует отметить, что ученым предложен оригинальный метод самоанализа и саморазвития личности студентов, получивший название «интервью с самим собой», который позволяет формулировать жизненно важные вопросы и самому искать на них ответы.

По Д. А. Леонтьеву, при саморазвитии деятельность личности направлена на себя [6]. Целью и результатом деятельности становится сама личность, при этом процесс саморазвития можно представить в виде спиралевидного движения вверх: с каждым достигнутым успехом укрепляется уверенность в себе, что становится важным результатом саморазвития благодаря укреплению веры в свои силы и возможности, обогащенная личность переходит на новый уровень, актуализируя новые цели и задачи [1, с. 80]. Как полагает И. Д. Егорычева: «В итоге... саморазвития человек становится обладателем ряда важных характеристик: веры в свои способности выполнять поставленные задачи... обеспечивая ориентацию на достижения, интегрального локуса контроля, проявляющегося в способности принимать ответственность за свои действия, взгляды, события собственной жизни» [4, с. 29]. Саморазвитие — это вид деятельности личности субъект-субъектного характера, направленный на позитивное изменение личностных и профессиональных качеств на основе самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования и творческой самореализации (В. И. Андреев).

Юношеское саморазвитие, согласно Л. Н. Куликовой, есть процесс самостоятельной, целостной, самонаправленной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению нравственного опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям [3, с. 59]. Стадии саморазвития включают: подготовку, осознание, переоценку, действия (Л. А. Стахнева) [17, с. 173–174].

Различие между категориями «развитие» и «саморазвитие» заключается в том, что при развитии личности эволюционное движение, рост воспринимается как некое изменение, стимулированное, инициированное извне, а в саморазвитии данный процесс исходит от самой личности [1, с. 73]. Развитие личности существенно отличается от ее саморазвития. Если первый процесс вне-субъектен, то во втором именно личность и выступает в качестве субъекта, активного творца себя. Процессы развития и саморазвития личности эффективны во все возрастные периоды жизни человека, если обеспечена оптимальность их соотношения [19, с. 92].

Анализ литературы позволил выделить три вида саморазвития студента вуза: интеллектуальное, социокультурное и профессиональное.

Интеллектуальное саморазвитие. В психолого-педагогической литературе до сих пор нет четкого определения понятия «интеллектуальное саморазвитие».

Существует термин «интеллектуальной саморегуляции», введенный в науку М. А. Холодной [20], рассматриваемый как умение произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью, самостоятельно отслеживать сильные и слабые стороны в работе своего интеллекта и, главное, целенаправленно строить процесс самообучения.

Термин «интеллектуальное саморазвитие» в учебный процесс средней общеобразовательной школы был введен В. И. Земцовой. Интеллектуальное саморазвитие — это целенаправленный и сознательный процесс развития учеником умений, а именно: произведение логических умозаключений, оперирование отвлечёнными понятиями, совершение операций анализа и синтеза, структурирование поступающей информации, понимание специфики мыслительных операций в процессе учебной деятельности на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний (взаимодействия в диалоге с учителем и другим учеником). Критериями и показателями процесса интеллектуального саморазвития учащихся являются: мотивационно-ценностный (отражает характеристику изменений в мотивационной сфере учащихся; его реализация направлена на развитие у школьников стремления к интеллектуальному саморазвитию и принятие интеллектуального саморазвития как ценности); когнитивный (характеризуется изменением в знании содержания интеллектуального саморазвития, овладением приемами и способами самостоятельного расширения пределов собственных знаний и умений); деятельностный (включает умение учащихся работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, оценивать умения у других, самостоятельно приобретать необходимые знания) [7; 9].

Интеллектуальное саморазвитие ученика строится на разрешении противоречия между реальными качествами личности и идеальным образом интеллектуально развитого субъекта, представляемым извне или созданным самостоятельно [7; 9].

Интеллектуальное саморазвитие — устойчивое интегративное качество личности, выражающееся в стремлении субъекта к самопознанию, интеллектуальному самосовершенствованию, самоорганизации мышления как системного, интегративного, логического, концептуального (Левина О. Н.) [7, с. 13].

Саморазвитие интеллектуальной сферы — это активность и развитие личности путем прогрессирующего самодвижения в социальных отношениях, направленных на область психики, характеризующейся видами мышления, стилем мышления, мыслительными операциями, познавательными умениями, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний (Терещенко А. В.) [18, с. 10].

Социокультурное саморазвитие. Анализ литературы позволяет определить социокультурное саморазвитие студента вуза следующим образом: развитие студентом себя как субъекта социальных отношений, субъекта коммуникации, межличностного общения, участника общественной жизни, исполнителя различных социальных ролей, потребителя достижений культуры, носителя социальных и культурных ценностей; развитие «способности к стабильной жизнедеятельности во благо себя и общества» (Л. П. Лазарева); развитие социальной ответственности и самоконтроля, умения рациональной организации досуга; развитие: навыков жизни в современном обществе и гражданской позиции, организаторских навыков, навыка владения устной и письменной коммуникацией, навыка межличностного общения, навыка работы в группе, навыка исполнения различных социальных ролей в коллективе, готовности к семейной жизни (Кормягина Н. Н.) [5, с. 15–16].

«Чем больше в конкретной деятельности проявлено и на более высоком уровне использовано достижений общечеловеческого опыта, т. е. культуры, чем более эта деятельность культурна, тем больший уровень социализированности являет собой субъект» [10, с. 43]. «Социализировать индивида — это не вписать его в толпу, не уподобить его другим, и даже не обеспечить его «грубую настройку» на соответствие требованиям социума, а придать его жизнедеятельности максимально человеческий, максимально отличающийся от биологического, максимально нагруженный культурой характер» [10, с. 45].

Профессиональное саморазвитие — это процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека (Сластенин В. А., 2000). Внешняя профессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы профессиональной рефлексии, а внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию личностного смысла профессионального саморазвития. Внешняя подготовка и внутреннее движение являются составляющими процессами профессионального саморазвития. Оно складывается из двух компонентов: внешних условий (которые создаются определенными позициями) и внутренних способностей (ими овладевает сам субъект), которые предполагают наличие: а) потребностей — потребность в обновлении, развитии, самопознании, понимании своих действий; б) целей; в) средств [23, с. 116].

К числу механизмов, обеспечивающих профессиональное саморазвитие, относятся: 1) самосознание, ассоциированное с пониманием, признанием, принятием своего Я; 2) самоопределение, показанное обозначением границ своего Я; 3) самоактуализация, связанная с проявлением и высвобождением того, что заложено и сформировано в Я человека; 4) самореализация, представленная с выражением потенциала Я; 5) самодеятельность, которую человек осуществляет как субъект и в которой он объективирует и развертывает свое Я; 6) саморегуляция, соединенная с управлением человеком различными сторонами своей личности и с их интеграцией; 7) самостроительство, связанное с целенаправленным культивированием и развитием определенных (целостно значимых) способностей, сторон и качеств личности; 8) самоидентификация, представленная с отождествлением и разотождествлением себя с какой-либо позицией, ролью; 9) самооценка, связанная с соотнесением «себя актуального» и «себя потенциального» по различным шкалам (Сластенин В. А., 2000). Таким образом, профессиональное саморазвитие — непрерывный процесс совершенствования своего «Я», профессиональных качеств и способностей, творческой самореализации, являющийся средством самопознания и преобразования внутреннего мира [23, с. 117], стимулируя определенные мотивы, осуществляет самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию [23, с. 118].

Профессиональное саморазвитие студентов вуза — внутренне обусловленное прогрессивное самоизменение личности, выражающееся в изменении качества учебно-профессиональной деятельности и диалектически связанное с динамикой его изменения, представляющее собой единство следующих компонентов: мотивационного (компетенции: стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; сформированность профессиональных интересов), когнитивно-деятельностного (компетенции: способность и готовность к приобретению новых знаний, критическому восприятию информации, ее анализу и синтезу, изучению, систематизации и обобщению научно-технической информации, использовать информационные технологии и базы данных в профессиональной области), оценочно-рефлексивного (компетенции: осознание и оценка себя и своих способностей, поступков, мотивов и целей; способность конструктивно строить взаимоотношения с окружающими; осознание требований социума и их анализ с точки зрения поставленных целей профессионального саморазвития; способность к осмыслению результатов саморазвития в выбранной профессиональной сфере деятельности и определению — в случае необходимости — альтернативных вариантов ее изменения).

Профессиональное саморазвитие студентов в образовательном процессе вуза осуществляется поэтапно: первый этап — становление — направлен на формирование устойчивой мотивации к профессиональному саморазвитию; второй этап — закрепление — направлен на закрепление способности и готовности к получению знаний и их реализации в учебно-профессиональной деятельности с целью саморазвития и самосовершенствования; третий этап — преобразование — направлен на совершенствование навыков учебно-профессиональной деятельности студентов вуза на основе самоанализа и осмысления результатов профессионального саморазвития [21].

Профессиональное саморазвитие студента педагогического вуза представляет собой самоуправляемый и самоконтролируемый процесс формирования и развития профессионально важных качеств личности, актуализации и развития творческой и профессиональной индивидуальности, в котором студент выступает и как субъект, и как объект деятельности [13]. Профессиональное саморазвитие будущего учителя — многоуровневый процесс формирования и развития педагогических способностей, профессионально значимых качеств личности и профессионального опыта, характеризующие субъективные и объективные критерии профессионального роста [2].

Одним из условий успешности саморазвития студента вуза является целеполагание. Особенности целеполагания в сфере саморазвития раскрыты автором в другой статье.

 

Литература:

 

1.         Андреева, Ю. В. Педагогическая система ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.08. — Казань, 2006.

2.         Ахмедова, А. М. Педагогические условия профессионального саморазвития личности будущего учителя: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. — Махачкала, 2007.

3.         Дехаль, С. Г. Обогащение опыта целеполагающей деятельности старшеклассников во временном детском коллективе: На примере Всероссийского детского центра «Океан»: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. — Новосибирск, 2005.

4.         Егорычева, И. Д. Самоотношение, самореализация, самоактуализация как феномены, определяющие способность человеческого роста — развития // Мир психологии. — 2005. — № 3 (43).

5.         Кормягина, Н. Н. Формирование социальной компетентности студентов экономико-управленческих специальностей: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. — Ярославль, 2007.

6.         Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М., 1997. — С. 156–175.

7.         Левина, О. Н. Организационно-педагогические условия интеллектуального саморазвития подростка: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. — Оренбург, 2013.

8.         Малыгон, Л. И. Формирование культуры личного достижения в образовательном процессе / Л. И. Малыгон, Г. Ф. Понкратенко // Образование и саморазвитие. — 2012. — № 3(31). — С. 125–130.

9.         Масловская, С. В. Организационно-педагогические условия интеллектуального саморазвития учащихся среднего звена // Интеллект. Инновации. Инвестиции: Сборник научных трудов. 2013. № 2.

10.     Николаева, Е. М. Социализация личности как проблема социальной синергетики: дис.... д-ра филос. наук: 09.00.11. — Казань, 2006.

11.     Оплетин, А. А. Педагогическая технология социально-нравственного саморазвития личности учащихся колледжа (На материале физического воспитания): дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. — Пермь, 2005.

12.     Психология в Казанском университете: сб. науч. тр. / отв. ред. Л. М. Попов. — Казань: КГУ, 2004. — 282 с.

13.     Серебрянская, О. Д. Профессиональное саморазвитие студентов педагогического вуза (На примере изучения иностранного языка): дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. — Волгоград, 2002.

14.     Селезнева, Е. В. Саморазвитие личности как акмеологическая категория // Акмеология. — 2002. — С. 20.

15.     Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2004.

16.     Смирнов, В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

17.     Стахнева, Л. А. Субъектный подход к проблеме развития личности и его значение для педагогической психологии: дис.... д-ра психол. наук: 19.00.07. — Иркутск, 2005.

18.     Терещенко, А. В. Формирование саморазвития интеллектуальной сферы подростков в условиях индивидуализированного обучения: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. — Волгоград, 2002.

19.     Фишман, Б. Е. Педагогическая поддержка личностно-профессионального саморазвития педагогов в профессиональной деятельности: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.08. — Биробиджан, 2004.

20.     Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — М., 1997.

21.     Цепляева, С. А. Профессиональное саморазвитие студентов сельскохозяйственного вуза: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. — М., 2011.

22.     Чурсина, А. С. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов вуза в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. — Челябинск, 2011.

23.     Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: учебное пособие. — М., 2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов