Библиографическое описание:

Гаюбова К. А. Текст как средство развития интереса учащихся к русскому языку // Педагогика высшей школы. — 2015. — №1. — С. 1-2.

Что же такое учебный текст как лингводидактическое понятие?

В. А. Бухбиндер и Е. Д. Розанов — исследователи структуры текста в теоретической лингвистике отмечают, что «неотъемлемым признаком текста является его связность.

Связность понимается как отражающая соотнесенность явлений действительности и диалектику их развития; это особая организация языковых средств фонетических, лексико-семантических и грамматических, с учетом также их функционально — стилистической нагрузки, это композиционная структура — последовательность и соразмерность частей, способствующие выявлению содержания; и, наконец, само содержание текста, его смысл.

Все упомянутые факторы, гармонически сочетаясь в едином целом, обеспечивают связность текста.

Связность речи рассматривается как функционально-семантическая категория, которая охватывает содержательный, логический, композиционный аспекты речи и выражает связь элементов содержания и логику изложения посредством лексико-грамматических и функционально-синтактических средств.

Основной задачей преподавателя-русиста в школе является развитие интереса к предмету, к русскому языку как средству общения и русской литературе как части мировой культуры.

Как свидетельствует наш педагогический опыт, учащиеся национальных школ не владеют навыками рационального чтения, затрудняются при интерпретации содержания текста, при проведении языкового анализа текста, не умеют ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной форме. В связи с этим на уроках русского языка в национальной школе необходимо создавать условия для формирования коммуникативной компетенции: больше работать с текстом, на протяжении всего школьного курса русского языка как неродного отрабатывать навыки рационального чтения учебных, публистических, художественных текстов, формируя на этой основе общучебные умения работы с книгой; обучать анализу текста, обраўая внимание на эстетическую функцию языка, учить писменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров. В процессе восприятия текста развивается эмоциональная сфера мышления ученика, формируется, формируется умение чувствовать, переживать разнообразные эмоции, воспринимать эмоциональные оннотации (оттенки).

Развитие интереса к овладению языком на основе текста зависит от ряда условий субьективного порядка, таких, как индивидуально-психологические особенности учащихся, их способности, уровень из знаний и т. д. Но более всего интерес зависит от условий обьективного характера, то есть о того, например, какого мастрерства уителя, содержание материала обучения, какими методами и приемами организуется его усвоение, каковы формы организации познавательного процесса. Установлено, что наибольший интерес учащихся вызывает тако речевой и языковой материал, который имеет практическую значимость для них, Эмоционально привлекателен, содержит определенные новые сведения и доступен для усвоения.

На уроках литературного чтения в 7 классе по теме «И. А. Крылов», басни «Квартет», «Волк и ягненок», «Ворона и лисица» мы развиваем интерес к русскому языку через показ красоты и богатства этого языка, используя знания родного языка учащихся. При этом реализуется межпредметные связи (связь уроками истории), применяется наглядность (портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басням) и новейшие ТСО. В ходе урока мы сначала проводим словарную работу и даем понятие о тексте басни как аллегорическом рассказе, выразительно читаем басню. Второй раз текст басни читают ученики и комментируют содержание с помощью учителя. Оживление в классе вызывает обсуждение коллизии и морали басни.

Вызвать интерес учащихся при прохождении данных произведений можно умело поставленными вопросами, организацией диалога с учителем или полилога в обсуждение главной идеи произведение или организацией игры. Мы предлагаем такие вопросы: Если в басне говорится об осле, козле, баране, то каких людей имеет в виду автор басни? (Глупых, упрямых, бесталковых). А если о муравье? (Трудолюбивых). А если о лисице? (Хитрых, подлых). А если это волк, медведь, лев?(Злых, властных, жестоких). А ягненок в басне «Волк и Ягненок» — Это какой человек? (Маленький, слабый, беззащитный). А волк? (злой, жестокий, подлый, безжалостный). Обсуждая мораль каждой басни, можно поиграть с детьми в антонимы. Я беру в руки маленький мячик, бросаю его ученику и говорю слово (например, «злой»), а он мне бросает мяч обратно, произнося антоним («добрый»), потом следующие: сильный — слабый, бессильный — сильный, умный — глупый, маленький — большой, ленивый — трудолюбивый, законный — беззаконный. Это вносят оживление в урок, и дети бессознательно запоминают гораздо большее количество слов, чем при сознательном заучивании.

Пример использования ранее пройденного материала, занимательности и стимуляции интереса учащихся 8 класса можно привести при изучении грамматической темы 16 «обозначение местонахождении лица или предмета». (Учебник «Русский язык» 8 класс, стр.59). сначала беседуем о том, что местонахождение (жойлашган) предмета или лица можно выяснить, задав определенные вопросы. Как по-русски сказать каерда? Каерга? Каёкдан? (Где? Куда? Откуда?). потом ученики отвечают на самые простые вопросы: Где лежит журнал? Где стоит учитель? Куда пойдут дети после уроков? Откуда доносится шум машин? и т. п. Следующий этап работы — это повторение ранее пройденного материала, хорошо знакомого детям текста с целью обработки навыка узнавание нужной грамматической инструкции в известном и понятном словесном окружении. Дается задание слушать текст выступления к поеме Пушкина «Руслан и Людмила» и выписывать те слова, которые отвечают на вопросы: Где? Куда? Откуда? Делим доску на три части и записываем в каждой эти три вопроса. Я читаю первую строчку и стараюсь выделить голосом нужную конструкцию. У лукоморья дуб зелёный. Какое слова здесь отвечает на вопрос Где? У лукоморья. выходит ученик и записывает эту словоформу в первый столбик. Читаю вторую: Златая цепь на дубе том. Есть слова которые отвечают на нужные нам вопросы? Да на дубе. Выписываем и эту конструкцию. Следующие строчки: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. Выписываем по цепи. Потом последовательно во второй столбик выписываем наречия направо, налево и далее по тексту: там, на ветвях, на дорожках, на брег, из вод, в облаках, перед народом, через леса, через моря, в темнице, у моря, под ним. Какой вывод можно сделать из тех конструкций, которые перед нами? Чем может в русском языке выражаться местоположение предмета или лица? Существительными с разными предлогами и в разных падежах, а также наречиями и местоимениями. Еще раз указываем и отмечаем в записи на доске все перечисленные средства выражения, предлоги и падежи. А потом переходим к выполнению упражнений и закреплению материала по учебнику.

Развитие из каждого из видов речевой деятельности — единство трех составляющих: языка как средства оформление мыслей в тексте, речи как способа выражения мысли в тексте и экстралингвистических факторов (мотива, ситуации, контекста, не зависящих от языка).

Опыт показывает, что обучаемые испытывают самые большие трудности не при выборе нужного слова или предложения, а при выражении мысли в связной речи, т. е. на уровне микро тёмного и тематического высказывания. В идеале участники общения только тогда всецело осознают текст, когда понимают и оценивают ситуацию общения с социальных, политических, профессиональных позиций, а также мотивов, ради которых высказывается мысль, строится текст. Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности (к высказыванию) для достижения определенной цели. Действительна основа мотивов, побуждающих человека к деятельности в определенном направлении, в данной случае к обучению языку, называется мотивацией. Мотивация — это осознание цели владения языком. Развитие познавательной мотивации учеников при обучении русскому языку во многом зависит от педагогического мастерства преподавателя, его умения побудить к овладению речью.Целью обучения мы видим выход в неподготовленную (спонтанную) речь. Неподготовленная речь характеризуется с тем, что она творится в момент говорения, а не воспроизводится после той или иной подготовки, для оформления своих мыслей учащийся быстро выбирает логическую схему высказывания и мгновенно производит отбор необходимого в соответствии с замыслом лексико-грамматического материала.

 

Литература:

 

1.         Рожкова Г. И. к лингвистическим основам методики преподавания русского языка иностранцам. — М., Изд-во МГУ, 1977.

2.         Русский язык и литература: методические рекомендации и календарно-тематический план для школ с нерусским языком обучения на основы модернизированной программы.Т.: «Sharq», 2010.

3.         Русский язык. Методическое пособие для учителя (для 5,6,7,8,9 классов общеобразовательной школы). — Т.: «Chashma print», 2010.

4.         Талипова Р. Т. Развития интересов студентов к русскому языку. Методическое пособие для преподавателей. Под ред.проф. Г. Г. Городиловой. — Т., «Укитувчи», 1986.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов