Библиографическое описание:

Юланова Н. Д. Ocновные проблемы организации самостоятельной работы студентов // Педагогика высшей школы. — 2015. — №1. — С. 29-32.

В методике преподавания неродных языков проблема СР занимают особое место. Признавая важность и необходимость СР, специалисты, однако, не пришли еще к единому определению этого понятия: что это такое — домашнее задание, контрольная работа, внеаудиторное чтение; когда и где она выполняется — на практических занятиях или во внеаудиторное время; должна ли она носить творческий характер; какова роль преподавателя в организации СР и т. д.

Переосмысливая место, роль самостоятельной учебной деятельности следует (особенно при небольшом количестве аудиторных занятий) перенести центр тяжести в учебном процессе на правильную организацию СР, одновременно стимулируя сознательное отношение к овладению знаниями и навыками.

По мнению психологов, для того чтобы учащиеся могли выполнить СР с лучшим результатом, у них должен быть интерес к ней; определённый уровень развития таких познавательных процессов как внимание, мышление, воображение, а также достаточный запас знаний.

Самостоятельная работа студентов — всесторонне, многофункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное, профессиональное значение. Важность правильной организации СР студентов определяется еще и тем, что она занимает около 40 % общего бюджета студенческого времени и соответственно «преподаватели должны с первых дней обучения готовить студентов к самостоятельному обучению».

Многолетний опыт преподавателя русского языка в нефилологическом вузе показывает, что часто студенты первого курса не осознают роли русского языка в будущей практической деятельности. Однако в результате постепенной адаптации в процессу обучения в целом у студентов появляются внутренние мотивы, с помощью которых поддерживается познавательная мотивация. Преподаватель должен обратить внимание на некоторые факторы, вызывающие указанную мотивацию, поддерживая и развивая её. Это, прежде всего реализация приемов проблемного обучения, новизна и поисковый характер учебной деятельности, предоставление студентов творческой свободы и т. п.

Для того чтобы работа была действительно самостоятельной, учащиеся должны организовывать и выполнять ее осознанно и рационально. Это значит, что, во-первых, студент должен понимать цель СР; во-вторых, уметь анализировать и выделять самое важное для достижения цели; в-третьих, определть, в какой последовательности эффективнее выполнять учебные действия; находить способы и средства для реализации поставленной цели; в- четвертых, уметь контролировать правильность своих действий; в-пятых, желательно овладевать навыками самоконтроля.

Практика показывает, что далеко не все изучающие неродной язык обладают нужной мерой самостоятельности, которая позволяет осознанно организовать свою работу и управлять и управлять ею. У многих учащихся нет готовности к самостоятельной иноязычной речевой деятельности, включающей мотивационную, интеллектуальную, лингвистическую и коммуникативную готовность.

Мотивационная готовность определяется уровнем интереса овладения языком; интеллектуально предполагает определить уровень форсированности основных психических процессов(она имеет различный характер у учащихся разных возрастных групп); лингвистическая готовность определяется знанием лексико-грамматического материтала, который дает возможность строить правильные высказывания; коммуникативная готовность означает способность включаться в общения.

Формирование мотивов учения необходимо начинать на начальном этапе обучения. Это может оказаться сложным процессом, если задание для СР носит чисто механический характер; тексты для самостоятельного чтения несут в себе интересную для студентов информацию, задание и упражнения оказываются непосильным для студентов и является однообразными; не усчитываются индивидуальные особенности студентов; отсутствует систематический контроль за выполнением СР, это ведет к тому, что студенты вообще перестают выполнять задания по СР.

Задача организации СР в вузе поднимает так же целый ряд вопросов, относящихся к готовности самого студента как субъекта этой формы деятельности к ее осуществлению. Первый вопрос, умеют ли студенты в своем большинстве осуществлять СР? Наш наблюдения дают в целом отрицательный ответ. Большинство студентов признает, что им не хватает навыков правильной организации СР, часть опрошенных вообще не умеют распределять свое время; жалуются на медленный темп восприятия со слуха учебного материала, чтения и конспектирования. Процесс приема, осмысления, переработки, оценивания и фиксирования необходимой учебной информации вызывают существенные затруднения, даже у тех, для кого текст предъявляется на родном языке.

Следующий вопрос, который здесь возникает: Может ли формироваться у студентов способность к эффективному осуществлению СР как формы деятельности, а не только выполнения некоторого задания преподавателей! Ответ на этот вопрос неоднозначный:

-          формирование этой способности предполагает личностное развитие в плане совершенствования самодисциплины и развития студента как субъекта деятельности, что, в частности, предполагает его умение вычленять и реализовывать цель, вырабатывать обобщенные приемы учебных действий;

-          неоднозначность ответа определяется тем, что эта способность эффективна и формируется только у тех студентов, которые имеют положительную учебную мотивацию и заинтересованное отношение к будущей профессии. У студентов, которые отрицательно относятся к избранной профессии, проблемы в формировании навыков СР превращается в проблему предварительного повышения учебной мотивации. Одновременно возникает большая педагогическая задача- обучение студентов СР включающего моделирование учебной деятельности, определение распорядка дня, отработку рациональных приемов, углубления чтения, составления планов, написание конспектов, постановки и решения учебно-практических задач и др. Такое обучение студентов основывается, в свою очередь, на правильной, с точки зрения теории учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В.В Давыдов, А.К Макарова), организация аудиорно учебной работы, в которой учтены все связи и переходы от внешнего управления преподавателем в формах контроля и оценки к самооценки и самоконтроля студента. Соответственно, положительный ответ, на вопрос о том, может ли у студента формироваться способность к СР, зависит от совместных действий преподавателя и студента и осознания студентом особенности этой работы как специфической формы деятельности.

Исходя из общего бюджета учебного времени СР студентов может отводиться не более 4 часов, особенно на начальном этапе обучения. Учитывая особенности русского языка, времени ежедневной СР при обязательной ее регулярности должно быть в пределах 2 часов. По месту самостоятельная деятельность преимущественно осуществляется в библиотеке, в ЛТСО где сама обстановка дисциплинирует и организует. По характеру решения учебных задач управление должно реализоваться по принципу — от рецептивных к продуктивным.

СР предполагает системное управление ею со стороны преподавателя. Именно преподаватель помогает определить цель и предмет самостоятельной учебной деятельности студента, на основе лично-деятельного подхода организовать условия осуществления этой деятельности; он моделирует будущую профессиональную деятельность с указанием места и роли изучаемого языка; определяет круг коммуникативных задач. Преподаватель также должен составить программу СР, возможные формы, рациональные приёмы работы с учебным материалом. Усваиваемое на занятиях должно быть опережающим и выступать в качестве основы будущей Ср. Например, если в аудитории студенты работают над формированием умения вычленять смысловую часть печатного текста, то преподаватель может предложить им самим подобрать аудиотексты, на материале слушания которых они научились бы выполнять те же действия.

Итак, преступая к организации СР студента по русскому языку в условиях ограниченного количества часов, отведенных на его изучение, необходимо продумать следующие вопросы:

-          каким должно быть соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы;

-          каков оптимальный объем СР;

-          какую часть учебного материала выносить на СР;

-          как распределить отобранный материал по формам аудиторной и внеаудиторной СР;

-          какую учебную литературу можно использовать для СР;

-          сколько времени отводить для выполнения СР;

-          какова роль преподавателя в организации и проведения СР и т. п.

Все указанные вопросы должны найти отражение в рабочих программах СР студента. Разработанных на кафедрах с учетом условий, целей обучения неродному языку в каждом конкретном вузе.

На основе рабочих программ необходимо разрабатывать лабораторные и контрольные работы, контрольные задания, тесты, методические разработки, методические указания по организации и содержании СР студента.

В рабочих программах должны быть четко определены цели и задачи к достижению которых придут студенты, выполняя задания в процессе самостоятельной работы; объем знаний от навыков которыми предстоит овладеть; объекты и формы контроля.

Чтобы успешно самостоятельно работать, студент должен иметь рабочую программу на руках на весь семестр, учебники, пособия, различные словари, методические указания, как работать со словарем, с книгой и т. д.; карточки для самоучета: отдельную тетрадь для выполнения письменных заданий. Важно, чтобы студент, зная собственный реальный уровень сформированности знаний, навыков по русскому языки, имел четкое представление о своих возможностях.

Самостоятельная работа — это совместная деятельность студента и преподавателя, в которой преподавателю отводится организаторская, консультативная, контролирующая роль. Преподаватель должен ясно представлять себе путь, которым студент идет к поставленной цели. Пусть этот будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого студента.

Правильно организованная СР способствует реализации принципа индивидуализации. Для организации индивидуального подхода в процессе самостоятельной работы преподавателю целесообразно иметь большое количество разного дидактического материала — карточек с заданиями, которые могут быть различными по степени сложности и по целевой установке.

Опыт свидетельствует о том, что результативная самостоятельная работа студента зависит не только от добросовестного отношения студента к аудиторным занятиям, выполнения им домашних заданий, но и от того, насколько смог преподаватель помочь студенту привить ему правильные приемы работы с книгой, словарем, таблицами, схемами, ЭВМ.

Преподаватель должен не только объяснять студентам, что они будут делать, что узнают, что надо выучить, но и дать указания, как действовать, как пронаблюдать, как описать, как выучить и т. п.

Как правило, большая часть заданий для самостоятельной работы связана с учебником. В связи с этим в начале учебного года следует научить студента разбираться в содержании и расположении материала в учебнике. Студент должен свободно ориентироваться в нем.

Последовательность работы над учебным материалом имеет большое значение для самостоятельной работы по изучению русского языка. Студент должен понять: прежде чем приступать к работе над новой темой, нужно хорошо усвоить предыдущую.

Самостоятельную работу надо организовать так, чтобы студент постоянно преодолевал посильные трудности, но самостоятельная работа не должна быть слишком простой (ниже уровня развития умственных способностей студентов); не рекомендуется также давать много однообразных заданий. Задания должны постепенно усложняться, при организации самостоятельной работы особенно ценными являются задания проблемного характера, требующие поиска, открытий.

Специфика самостоятельной работы студента предполагает особую систему контроля за ней: при наименьшей затрате времени необходимо проверить не только сформированные знаний, но и навыки и умения. Можно рекомендовать использовать формы текущего контроля, которые заключаются в систематическом наблюдении за самостоятельной работой, и поэтапный контроль. Однако практика показывает, что преподаватель при таких формах контроля не успевает в отведенное время проверить выполнение всех заданий. Проверку уровня знаний, навыков и умений, приобретенных при самостоятельной работе, можно проводить и во время аудиторных занятий: давать студентам такие задания, при выполнении которых они должны неизбежно использовать материал, отработанный во время самостоятельной работы.

Один из форм организации самостоятельной работы студента — консультации, основной целью которых является оказание помощи студентам как по наиболее трудным вопросам грамматики русского языка, так и в организации самой самостоятельной работы.

 

Литература:

 

1.      Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. М., 1989г.

2.      Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1974 г.

3.      Метса А., Казесалу Т. Лекции по методике преподавания русского языка. Таллин, 1986г.

4.      Методика преподавания русского языка как иностранного. М., 1990 г.

5.      Мотина Е. И. Язык и специальность. М., 1983 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов