Автор: Меденцева Наталья Петровна

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (1) март 2015 г.

Библиографическое описание:

Меденцева Н. П. Практико-методические функции применения ИКТ и технических средств обучения в вузах Узбекистана // Педагогика высшей школы. — 2015. — №1. — С. 41-42.

Инфокоммуникационные технологии занимают важное место в современном мире. С каждым днем ширятся возможности вычислительной техники, она стала просто незаменимой практически во всех сферах жизни. И область образования, конечно, не исключение.

Основной целью образования в Республике Узбекистан является воспитание гармонично развитой личности, способной ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире, самостоятельно приобретать необходимые знания, сохраняя при этом культурные и нравственные ценности, свойственные узбекскому народу.

А на сегодняшний день это практически невозможно без использования современных информационно-коммуникационных технологий.

Способность быстро находить нужную информацию, своевременно ее обрабатывать и незамедлительно находить пути для ее применения — неотъемлемый признак успешного человека XXI века.

В связи с этими требованиями современности и строится образовательная система в Узбекистане. Все высшие учебные заведения оснащены компьютерами, лабораторным оборудованием, мультимедийными проекторами и демонстрационными экранами. Все эти средства позволяют преподавателю максимально эффективно использовать время занятия. У учителя появляется возможность регулировать темп занятия. Изучение материала можно построить не по традиционной линейной схеме (преподаватель объясняет — студент слушает), а по интерактивной. Студенты могут самостоятельно вернуться к какому-то этапу объяснения, воспроизвести его в форме, удобной для восприятия именно в данной аудитории. Особенно это касается всевозможных графиков и грамматических таблиц. Трудно представить, сколько бы времени заняло воспроизведение какой-нибудь грамматической таблицы студентами, если бы тот использовал «классические» мел и тряпку для доски.

В качестве еще одного плюса применения информационно-коммуникационных технологий можно назвать преимущества возможностей компьютера как наглядного пособия. В течение занятия при помощи одного компьютера и мультимедийного проектора возможно применение нескольких десятков схем, таблиц, осуществление демонстрации портретов и фотографий писателей, иллюстраций к произведениям, прослушивание отрывков и музыкальных композиций, просмотр художественных, документальных или научно-познавательных фильмов. При помощи интернет-технологий возможно наладить визуальное общение с современными писателями или учеными в режиме реального времени.

А сколько бы понадобилось усилий со стороны преподавателя и финансовых затрат со стороны государства на организацию и выпуск подобных наглядных пособий, на оснащение кабинетов DVD-проигрывателями, аудиомагнитофонами, телевизорами, лицензионными дисками с записями фильмов, не говоря уже об организации встречи с писателем или ученым из другого города или страны.

Значительно повысить познавательную деятельность учащихся позволяет и психологический фактор. Ни для кого не секрет, что современной молодежи интереснее воспринимать информацию именно посредством мультимедийных устройств. На наш взгляд, современная образовательная система должна поддерживать стремление учащихся хорошо ориентироваться в Интернет-пространстве.

Учитель не должен испуганно запрещать использование ИКТ учениками, потому что не разбирается в них сам, а быть примером для обучаемых в умении рациональнои грамотно пользоваться Интернет-ресурсами.

Но развитие ИКТ ставит перед преподавателями новые задачи. Доступность информации и возможность ее моментального копирования дает ученикам-лентяям «лазейку» для бездумной распечатки уже готовых рефератов и сочинений с тематических интернет-ресурсов.

Преподаватель должен стать изобретательней компьютеров и формулировать темы для самостоятельных работ учащихся таким образом, чтобы им приходилось хотя бы компилировать текст.

Можно предложить также использование программ-антиплагиаторов, которые устанавливаются опять-таки при помощи ИКТ.

Как видим, развитие ИКТ мобильно преодолевать затруднения технического характера, возникающие в связи с использованием информационных ресурсов Всемирной сети.

Таким образом, мы видим, что применение ИКТ на занятиях в институтах и университетах стало требованием времени. ИКТ призваны не заменить учителя, а стать ему верным помощником. Компьютер стал многофункциональным средством обучения, который дает такие преимущества в образовательной сфере, как

1.      современность и актуальность;

2.      динамичность и мобильность;

3.      обширная наглядность;

4.      интерактивность;

5.      психологический комфорт для обучаемых;

6.      многоплановость освещения темы занятия;

7.      возможность самосовершенствования для преподавателя;

8.      расширение границ коммуникации;

9.      финансовая экономичность;

10.  гибкое и мобильное устранение технических недочетов;

11.  неограниченные возможности для формирования социально ориентированной, гармонично развитой личности.

За информационно-коммуникационными технологиями — будущее, которое начинается уже сегодня. Важная педагогическая задача преподавателей — помочь ученикам в реализации их творческих планов, научить их грамотно работать с информацией, объяснить, как на протяжении всей жизни применять способности, воспитать нравственные ценности. Использование информационно — коммуникационных технологий призвано многократно увеличить продуктивность образовательного процесса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов