Библиографическое описание:

Савостьянова И. Л., Кукарцев В. В. Реализация технологического компонента методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов // Педагогика высшей школы. — 2015. — №1. — С. 50-53.

Процесс повышения качества образования, в том числе и формирования компетентности будущих выпускников вузов, ряд авторов связывают с проектированием методической системы. В работе С. И. Осиповой и Т. В. Соловьевой [2] конкретизировано понятие методической системы (обучения) как целостной модели педагогической деятельности, выступающей ориентировочной основой оптимизации учебно-воспитательного процесса, технологичность которого задается отбором содержания, методов, форм и средств обучения, установлением связей между ними в соответствии с выбранной целью. В соответствии с определением, именно цель в процессе реализации методической системы обеспечивает ее целостность и не может быть вынесена за ее рамки. Принимая данной определение, нами был конкретизирован состав методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов: целевой, содержательный, технологический и результативно-оценочный компоненты.

Технологический компонент методической системы, как определено нами ранее [1, 4] представляет собой совокупность методов, форм и средств обеспечения образовательного процесса. Учитывая совокупность требований, определяющих проектирование методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов: требования ФГОС ВПО, нормативные требования к профессиональной деятельности экономиста, а так же требования целостности, открытости, перспективности, адекватности методической системы, междисциплинарной интегрированности содержания образования в методической системе, непрерывности, модульности, этапности формирования ПИК, гуманистической направленности и диалогичности [1], наиболее адекватной системой, обеспечивающей реализацию методической системы является комплексная CMS-система Moodle.

Опишем последовательность размещения материалов по дисциплине «Экономическая информатика» в системе Moodle.

1)      Заполнения глоссария. Глоссарий обеспечивает работу с терминами. В первую очередь описывается содержание терминов, одноименных модулю дисциплины, например «Задачи хранения информации (в деятельности экономиста)». Далее приводятся определения понятий, формируемых в данном модуле — «Документ», «Табличная информационная модель» и «Информационные хранилища». Глоссарий содержит так же другие понятия. Возможности системы Moodle позволяют перемещаться в глоссарий, чтобы уточнить термин, встречающийся в других материалах дисциплины.

2)      Формирование учебно-методических материалов. Сформировать комплекс учебно-методических материалов позволяет элемент, называемый в системе «ресурс». «Ресурс» размещает материал в любом формате (текст, иллюстрация, аудио- и видеофайлы и др.). Так, в целом по дисциплине, в этом элементе системы размещена информация об Учебной программе дисциплины, состоящая из разделов: титульный лист рабочей программы дисциплины, цели и задачи изучения дисциплины, объем дисциплины по видам учебной работы, а так же график учебного процесса и рейтинг-план по модулям дисциплины.

По модулю «Задачи хранения информации» в системе размещены видеофайлы, двух типов.

1)      Файл лекции по «Теме 2. Табличные информационные модели. Использование табличных информационных моделей», представляющий собой динамическую презентацию и содержательно отражающий процесс создания и использование табличных информационных моделей различных видов. В соответствии с концепцией «перевернутого урока», данный материал просматривался обучающимися накануне аудиторной лекции. Во время аудиторной лекции происходило обсуждение вопросов моделирования как исследовательского метода, особенностей построения табличных моделей различных типов в бумажном варианте, возможности использования табличных моделей как средствах хранения информации, а так же при решении логических задач.

2)      Видеофайлы выполнения демонстрационных примеров. Демонстрационные примеры по модулю «Задачи хранения» показывали основные этапы реализации табличных информационных моделей в MS Excel. Демонстрационные примеры этого модуля были выполнены, записаны, озвучены и смонтированы студентами Гуманитарного факультета СибГАУ.

3)      Обеспечение самостоятельно работы. Элемент «задание» системы позволяет обеспечить контроль самостоятельной работы обучающегося по модулю дисциплины, поскольку позволяет загрузить на сервер файл любого формата. В частности, в приводимом в качестве примера модуле «Задачи хранения» результатом выполнения задания по самостоятельной работе темы явилось создание обучающимися табличной модели простого типа «объекты-объекты». При этом обучающиеся имели возможность составить табличную модель по текстам, представляющим собой фрагмент, отражающий финансовую либо бухгалтерскую деятельность условного предприятия. Обсуждение выполнения этого задания самостоятельной работы происходило так же на лекции. Однако, в целом, благодаря данному элементу системы, преподаватель может оперативно проверять работы обучающихся, комментировать их и, при необходимости, предложить доработать какие-либо аспекты.

4)      Проведение консультаций. Элемент системы «форум» позволяет сформировать форум обсуждения различных вопросов. Форум удобен для проведения консультаций, поскольку позволяет ответить на вопросы, возникающие при ознакомительном просмотре материалов или выполнении задания. Зачастую у обучающихся возникают одинаковые вопросы, и даже пассивный просмотр форума поможет получить ответ на возникший вопрос. Однако главным назначением форума является проявление обучающимися активности в формировании собственной профессиональной информационной компетентности. Активность определяет деятельность, мотивы, цели и готовность осуществлять деятельность, то есть является движущей силой формирования профессиональной информационной компетентности. Активность невозможна без взаимодействия человека со средой, поэтому сама возможность общения на форуме являлась возможностью стимулирования обучающихся к деятельности.

5)      Организация совместной деятельности. Система Moodle содержит элемент вики (wiki), позволяющий пользователям вести совместную работу над документами. Данная возможность системы была реализована при реализации проектного обучения в модуле «Инфо-коммуникационные задачи» при изучении темы «Автоматизированное рабочее место (АРМ). Организация АРМ специалиста». Студенческая группа была поделена на несколько групп, каждая из которых работала над проектом «АРМ специалиста». Каждая группа имела возможность выбрать экономическую специализацию (Специалист по кредитованию физических лиц, Бухгалтер расчетной группы и др.), определиться с наполнением компонентов АРМ и представить итог своей работы в аудитории. Выполнение проекта имело вид совместной работы над одним документом, который был размещен в элементе системы Moodle «вики». Каждый участник проектной группы имел возможность вносить изменения в общий документ, группа имела так же возможность он-лайн обсуждения своего проекта.

Важным компонентом методической системы является Результативно-оценочный компонент. Система контрольных материалов, наполняющая данный компонент, определяется спецификой содержания других компонентов, позволяя в то же время оперативно их корректировать. Назначением компонента является осуществление контроля и самоконтроля уровня сформированности профессиональной информационной компетентности. Сложность задачи контроля и самоконтроля уровня сформированности компетентности заключается в том, что она представляет собой сложное динамическое образование личности. Соответственно контроль и самоконтроль должны осуществляться в соответствии с целями отслеживания изменения компетентности по уровням и во времени. Руководствуясь этим положением, рассмотрим далее процедуры отслеживания динамики когнитивного и деятельностного компонентов ПИК.

В соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки студентов СибГАУ» в образовательном процессе вуза осуществляются следующие виды контроля:

-                   текущий контроль;

-                   промежуточный контроль;

-                   итоговый контроль;

-                   самоконтроль.

В контексте формирования ПИК будущих бакалавров-экономистов считаем необходимым обязательное проведение входного контроля, основной целью которого является определение начального уровня сформированности профессиональной информационной компетентности.

Анализ результатов этого контроля позволяет так же осуществить выбор наиболее результативных методов, форм и средств формирования профессиональной информационной компетентности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Входной контроль представляет собой базу тестовых вопросов, охватывающих содержание школьного курса «Информатика и ИКТ». Тестовые задания контроля представлены заданиями закрытого типа с одним правильным ответом. Тестовые задания закрытого типа с одним правильным ответом являются наиболее распространенной формой тестовых заданий. Они легко формируются и при этом имеют разнообразную внутреннюю структуру. Тесты такого типа достаточно хорошо понимаются обучающимися, что немаловажно, учитывая, что контингент отвечающих — первокурсники, попавшие в новые условия обучения, и второкурсники, имеющие разрыв в информационной подготовке в связи с отсутствием информационных дисциплин на первом курсе.

Входной контроль представлен блоками «Знать», «Уметь», «Владеть». На рисунке ниже приведен фрагмент входного тестового задания из блока «Знать», которое было предъявлено второкурсникам.

Рис. 1. Фрагмент входного тестового задания, блок «Знать»

 

Текущие контроли в образовательном процессе вуза имеют различные виды и формы, сочетание которых обеспечивает главную цель — непрерывное отслеживание по времени и по уровням сформированности профессиональной информационной компетентности. Опираясь на теоретические основания проектирования методической системы, в числе которых определены показатели и уровни сформированности компетентности, содержательно отражающие низкий, средний или высокий уровень готовности и способности формулировать и находить решения информационных задач профессиональной деятельности экономиста, была разработана концепция поуровневых контрольных материалов.

Структурно контрольные материалы поделены на уровни А, В и С. Полное выполнение заданий уровня А свидетельствует о низком уровне сформированности компетентности. Выполнение совокупности заданий уровня А и уровня В показывают средний уровень сформированности профессиональной информационной компетентности. И выполнение заданий всех уровней А, В, С характеризует высокий уровень сформированности. В вузе принято подразделять следующие формы текущего контроля: устные, письменные и компьютерные формы. Виды контроля разнообразны и классифицируются в зависимости от предполагаемого результата обучения — образовательного продукта. Соответственно, видами контроля являются:

-        опросы;

-        тестовые задания;

-        защиты прктических работ;

-        задания на выполнение;

-        сравнительно-обобщающие таблицы;

-        прямое и обратное решение задач;

-        контрольные работы;

-        образовательные проекты и другое.

На рисунке ниже показан фрагмент текущего контроля по дисциплине «Экономическая информатика» из модуля «Задачи хранения информации» темы «Табличные информационные модели. Использование табличных информационных моделей».

Рис. 2. Фрагмент текущего контроля по дисциплине «Экономическая информатика» из модуля «Задачи хранения информации»

 

Все контрольные материалы по дисциплине собраны в сборнике контрольных материалов, являющихся частью учебно-методического комплекса.

Обеспечение непрерывного контроля и самоконтроля формирования профессиональной информационной компетентности достигалось так же средствами системы Moodle. Такой элемент системы как «тесты» позволяет преподавателю разрабатывать тесты с использованием вопросов различных типов. [3]. Используемые тесты имеют разнообразные виды: тесты в закрытой форме; тесты на дополнение; тесты на соответствие; случайный вопрос. При создании тестовых материалов предусмотрено двукратное прохождение теста с установленным временным ограничением. Вопросы тестов сохраняются в базе данных и позволяют обращаться к ней при прохождении разных информационных дисциплин: «Экономическая информатика» → «Информационные системы в экономике» → «Профессиональные компьютерные программы».

 

Литература:

 

1.      Осипова С. И., Савостьянова И.Л Теоретико-методологические основания проектирования методической системы формирования профессиональной информационной компетентности бакалавров-экономистов [Текст]. /Осипова С. И., Савостьянова И.Л // Сибирский педагогический журнал. — 2014. — № 4. — С. 65–70.

2.      Осипова С. И., Соловьева Т. В. Проектирование методической системы обучения дисциплине «Мировые информационные ресурсы» на основе личностно-ориентированного подхода Вестник Кемеровского государственного университета. — 2011. — № 3. — С. 92–98.

3.      Преимущества Moodle [Эл. ресурс] http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd (дата обращения 11.01.2015)

4.      Савостьянова И. Л. Технологический компонент методической системы формирования профессиональной информационной компетентности бакалавров-экономистов [Текст] /И. Л. Савостьянова// Современное общество, образование и наука: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 9 частях. — 2014. — С. 131–133.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов