Библиографическое описание:

Юсупова Э. Ф. Развитие системы образования на современном этапе // Педагогика высшей школы. — 2015. — №1. — С. 15-17.

В данной статье говорится о развитии системы образования в Узбекистане как факторе формирования гармонично развитого поколения.

Ключевые слова: научно-технический прогресс, система образования, гуманизм, духовные ценности, непрерывность образования.

 

В современном мире, который вошел в третье тысячелетие, развитие Узбекистана определяется в контексте мировой интеграции с ориентацией на фундаментальные ценности демократии: парламентаризм, права человека, права национальных меньшинств, либерализацию, свободу передвижения, ограничение роли государства в обществе и другие составляющие — неотделимые атрибуты гражданского общества.

На протяжении первых десятилетий достижения государственной независимости Узбекистана осуществляет исторически неминуемый и необратимый переход к таким основам общественного развития. В социально-политической сфере — это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно-командной системы планового хозяйства к социально ориентированной рыночной экономике. Такие изменения в обществе, экономике, жизненном устройстве требуют обновления социальных приоритетов личности [1, с.26].

Ускорение научно-технического прогресса предопределяет повышенные требования к качественному потенциалу рабочей силы, занимающейся генерированием, разработкой и внедрением новых технологических идей. При условиях трансформации узбекского общества особую значимость приобретают вопросы формирования новых жизненных стратегий, компетентности, усиление гибкости и мобильности социального поведения. Чем мощнее жизненный потенциал человека, тем легче ему преодолеть кризисные ситуации, овладеть конструктивно-преобразующей позицией. Все это, бесспорно, предъявляет новые требования к интеллектуальному уровню общества, к его совершенствованию через образованность, профессионализм, многосторонность, коммуникабельность.

Особое значение при этом приобретает система образования. Высокий уровень образованности нации способствует большей восприимчивости и действенности экономических и социальных реформ, формированию правовой и экологической культуры при осуществлении социальной и технологической деятельности, создает условия для прогрессивной индивидуальной активности личности в обществе [3, с.78].

В новых социально-экономических условиях образование получает высокий статус, поскольку именно оно будет оказывать содействие переходу к информационному обществу и формированию приоритетов развития государства. Высокообразованная молодежь — главный стратегический резерв социально-экономических реформ в Узбекистане, без которого невозможно дальнейшее развитие общества.

Вектор современной политики и стратегии государства в развитии национальной системы образования направлен на ее дальнейшую адаптацию к условиям социально-ориентированной экономики, трансформации и интеграции в мировое сообщество. Образование является могущественным фактором развития духовной культуры узбекского народа, воспроизводства продуктивных сил общества. Эта гуманитарная сфера направлена на обеспечение фундаментальной научной, общекультурной, профессионально-практической подготовки личности, формирование интеллектуального потенциала нации и всестороннее развитие личности как высочайшей ценности общества.

В реформировании образования в Узбекистане в значительной мере учитывается объективное влияние общих для современной цивилизации тенденций развития.

Первая тенденция — усиление процесса глобализации экономики, взаимосвязи и взаимозависимости государств мира. Эта тенденция обусловлена развитием науки, технологий, производства, что приводит к формированию общего мирового экономичного пространства и планетарного информационного поля и интенсивному обмену результатами материальной и духовной деятельности.

Вторая обусловлена формированием положительных условий для индивидуального развития личности, ее самореализации в мире.

Подходы и практические действия реформирования и развития образования в Узбекистане базируются на концепции построения независимого демократического государства, которое основано на государственных приоритетах:

-          доступ к образовательной и профессиональной подготовке всех, кто имеет необходимые способности, мотивацию и адекватную подготовку;

-          использование образования и профессиональной подготовки для защиты социальных интересов общества и стратификации его членов по ролям и статусам.

С учетом этого стратегическими приоритетными задачами реформирования системы образования в Узбекистане являются:

-          построение национальной системы образования, формирование образованной творческой личности, обеспечение приоритетного развития человека;

-          функционирование и развитие национальной системы образования на основе принципов гуманизма, демократии, приоритетности общественных и духовных ценностей;

-          выход системы образования в Узбекистане на уровень систем образования развитых стран мира путем коренного реформирования его концептуальных, структурных и организационных основ.

Приоритетными направлениями реформирования системы образования при этом определены:

-          обеспечение всесторонней готовности граждан к получению образования любого уровня;

-          достижение качественно нового уровня в освоении базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного и профильного циклов;

-          создание условий для удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей личности и возможностей ее совершенствования на основе непрерывного образования, в том числе переподготовки и повышения квалификации.

Опыт реформирования системы образования в Узбекистане показал, что качество образования — это, в первую очередь, функция качества стандартов образования и профессиональной подготовки, инфраструктур внутренней и внешней среды, управления учебным заведением. Для Узбекистана с разветвленной сетью учебных заведений государственной и негосударственной форм собственности характерно управление отраслью образования, которое объединяет как элементы централизованной, так и децентрализованной систем с развертыванием горизонтальных и вертикальных связей между разными уровнями и субъектами управления.

За годы независимости Узбекистана на государственном уровне реализован ряд мероприятий, существенно повлиявших на стабилизацию состояния системы образования и ее дальнейшее развитие в сложных условиях переходного периода.

В первую очередь к ним относится создание законодательного образовательного правового поля. С принятием Конституции Узбекистана, законов Узбекистана «Об образовании», Национальной программы по подготовке кадров были определены основные правовые нормы демократического функционирования и развития системы образования Узбекистана. Образовательная деятельность на всех уровнях требуют системных действий, довольно радикальных изменений в структуре, содержании, экономике и управлении образованием, что в порядке реализации положений вышеупомянутых законов регулируется нормативными актами Олий Мажлиса, Президента Узбекистана, Кабинета Министров Узбекистана, положениями, приказами и распоряжениями Министерства образования. На основе новой законодательной базы органами исполнительной власти осуществляется целенаправленная работа по развитию системы образования, созданию надлежащих условий для организации деятельности учебно-воспитательных, профессиональных и учебных заведений.

Политика особой государственной поддержки дошкольного, среднего, профессионально-технического образования в сельской местности, обучение способных и одаренных учеников и студентов, а также детей с особыми потребностями реализуется через целевые государственные программы. С учетом социальной потребности общества и финансовой возможности государства также разработана и поэтапно реализуется программа системного реформирования всех звеньев системы образования. Осуществлены мероприятия по организационно-методическому, материально-техническому и кадровому обеспечению учебных заведений.

В развитии национальной системы образования и демократизации образовательной деятельности за годы независимости сделаны существенные шаги. К ним следует отнести, кроме разработки новой законодательной базы отрасли, введение непрерывного образования, создание отечественных учебников, педагогической литературы, обновление содержания образования, прежде всего в социально-гуманитарной сфере, вариативность сети учебных заведений и образовательно-профессиональных программ [2, с.6].

Немало сделано также для утверждения гуманистических ценностей образования, его направленности на развитие личности. Существенным образом оптимизирована сеть учебных заведений, появились новые их типы различных форм собственности, осуществляется подготовка специалистов по многим новым специальностям, отвечающим изменениям на рынке труда.

Образование в Узбекистане имеет сложную структуру и включает дошкольное, общее среднее, внешкольное, средне специальное профессиональное, высшее (бакалавриат и магистратура), послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовка кадров.

Наличие такой многоступенчатой по уровням схемы имеет принципиальное значение, поскольку гарантирует личности свободный выбор и дает возможность получения образования в соответствии с умственными и профессиональными способностями. Такие возможности дополнительно расширяют право граждан на получение образования благодаря возможности выбора формы обучения.

В третье тысячелетие система образования Узбекистана вступает, определив свою собственную политику и стратегию, ключевые положения которой совпадают основными тенденциями, характерными для других развитых стран мира.

 

Литература:

 

1.      Каримов И. А. Узбекистан. Национальная независимость, экономика, политика, идеология. Т.1. Ташкент, 1997.

2.      Национальная программа по подготовке кадров. Ташкент, 1997.

3.      Мяло К. Г. Время выбора. Молодёжь и общество в поисках альтернативы. М.;1991.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов