Библиографическое описание:

Сатуева Л. Л. Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 27-30.



Проблема экологического воспитания стала как никогда актуальна в современном обществе.Основополагающим в экологическом образовании является использование различных методов экологического воспитания для становления экологической культуры общества. Любая проблема в области воспитания связана с социальной ситуацией в обществе.Проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас Дома — Земли. Одна из причин нависшего над человечеством экологического кризиса — это бурный научно-технический прогресс, деятельность человека в природе без учета экологических условий и закономерностей существования природы, но эта деятельность лишь внешнее проявление отношения человека к окружающему, проявление его ценностных ориентаций, т. е. его культуры. Поэтому вторая причина — низкий уровень культуры человека. Это выражается в безнравственном, потребительском отношении к природным богатствам, нерациональном их использовании, в незнании взаимосвязи живой и неживой природы, что привело к нарушению экологического равновесия. С момента появления человека на Земле он использует потенциал, энергию и дары природы. Сам термин «природопользование» говорит о взаимосвязи между природой и пользователем, т. е. — человеком. Эта взаимосвязь была более гармоничной в историческом прошлом человечества, чем в современном мире пока она не переросла во взаимодействие. Любая взаимосвязь порождает взаимодействие, в свою очередь, любое действие приводит к последствиям, которые являются либо созидательными и благотворными, либо разрушительными и губительными.

История развития цивилизаций демонстрирует нам процесс становления, развития, роста и прогресса человеческого разума и человеческой мысли. Сегодня мы наблюдаем последствия достижений научно-технического прогресса цивилизаций и его разрушительную силу по отношению к природной среде. Уничтожая природу вокруг себя — человечество уничтожает себя. Природная особенность человека, отличающего его от других живых существ на земле — это наличие разума. Человеческий разум — это великий дар, позволяющий осознавать свои действия и иметь возможность выбора [10].

Разум не запрограммирован на самоуничтожение, наоборот, — это возможность созидать и творить в гармонии с природой. Учитывая сложившуюся экологическую ситуацию и кризис глобальных экологических проблем на планете Земля, человечество должно жить и передать бережное отношение к природе своему наследию [5].

Экология в течении ХХ века и начале ХХI испытала ни с чем не сравнимое развитие, по мере которого из частной биологической дисциплины она превратилась в меганауку, включающую вопросы как всех естественных наук, так и большинства гуманитарных. Всеобщий интерес к экологии оказался вынужденным — обусловленным опасным ухудшением состояния природы, не выдерживающего натиска жителей. Многократно возросшая за последние 150 лет мощь человечества стала слишком опасной для самих людей и всей природы на Земле. Регулирование хозяйственного прогресса требует заботы об отдаленном будущем и умения решать многофакторные задачи. Сталкиваются краткосрочные интересы личности и долгосрочные интересы всего человеческого сообщества. Знания о Земле, ее внутреннем строении, о рельефе, климате, водах, почвах, растительности, животных, населении, природных ресурсах, мировом хозяйстве, о природе и хозяйстве стран, о Мировом океане и отдельных океанах, о своей стране и т. д. Благодаря этим знаниям можно объяснить с научной точки зрения многие природные и общественные явления, ориентироваться в окружающем мире, они содействуют развитию широкого кругозора. Недостаточно продуманная деятельность человека является одной из причин потепления климата, как для самого человека, так и для всего живого на Земле [6].

Цель формирования экологической культуры состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умение и навыков по ее изучению и охране.

Пути формирования экологической культуры общества адекватны путям достижения устойчивого развития. Для этого требуется:

 система экологического образования и просвещения, формирующая экологические знания, экологические ценности и идеалы;

 система экологического законодательства, экологизация всей правовой системы;

 информационная система, обеспечивающая получение экологической информации всеми социальными группами населения;

 система экологического менеджмента, экологизация хозяйственной деятельности;

 развитие высоких, биосферосовместимых технологий, использование вторичных ресурсов;

 развитие гражданских экологических инициатив, общественных экологических организаций;

 повышение статуса экологических проблем в общественном сознании, формирование действенной экологической политики государства;

 участие в международных программах, нацеленных на сохранение биосферы в глобальном масштабе [1, 2].

Современное состояние экологической культуры характеризуется следующими показателями:

 высоким уровнем обеспокоенности за состояние окружающей среды;

 убеждением, что экологическая обстановка будет ухудшаться, и что необходимо принятие более жесткого экологического законодательства, более строгих мер по отношению к загрязнителям природы;

 восприятием окружающей среды как непригодной для жизни, ожиданием ухудшения здоровья, сокращения продолжительности жизни из-за состояния окружающей среды;

 низкими экологическими знаниями, низкой удовлетворенностью информацией в экологической сфере;

 незначительным участием в общественных экологических организациях;

 низкой удовлетворенностью деятельности органов власти всех уровней по защите окружающей.

Не менее важная экологическая культура человека, поставлена в ряде международных документов, посвященных охране окружающей среды. В документе Конференции ООН по окружающей среде и развитию «Повестка дня на XXI век» (Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 г.) отдельные главы посвящены учету вопросов окружающей среды в процессе принятия решений, а также содействию просвещения населения и подготовке кадров. Решением Совета министров иностранных дел государств-членов СНГ 2013 год был объявлен Годом экологической культуры и охраны окружающей среды в Содружестве Независимых Государств. В правовой системе Российской Федерации нет отдельного закона «Об экологической культуре» и на федеральном уровне не дано специального законодательного определения понятия «экологическая культура». Тем не менее понятие «экологическая культура» достаточно активно используется наряду с понятиями «экологическое воспитание», «экологическая ответственность», «экологические ценности» [3, 9].

Экологическая культура характеризует общий уровень культуры человека, носителя экологического сознания, его способность разумного природопользования, предполагающая сознательное и бережное по отношению к окружающей природной среде осуществление хозяйственно-экономической деятельности. К экологической культуре могут быть отчасти соотнесены понятия «экологическая осведомленность-компетентность» и «экологическое поведение.

Экологическая культура не сводится к воспитательным и просветительским мерам при всей их безусловной важности. Она носит интегрирующий, комплексный характер и затрагивает культуру производства и потребления, образ жизни людей и экологическое сознание, в том числе деятелей государства и бизнеса, а также международное сотрудничество. Значимость экологических проблем для людей, их экологическая культура находятся в прямой зависимости от уровня образования, доходов, здоровья и качества жизни. Вопросы экологической культуры также могут затрагиваться в рамках рассмотрения темы вмешательства науки в природу, о различных этических ограничениях и прогнозировании последствий применения новых научных разработок. Например, сегодня опасения общественности вызывает применение генно-модифицированных организмов при производстве продуктов питания. Проблема актуальности экологического знания и культуры вследствие обострения взаимоотношений общества и природы находит отражение во всех известных ныне науках [4, 8].

Таким образом, актуальность проблем экологической культуры возрастает. Это вызвано:

 необходимостью повышения экологической культуры человека;

 необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;

 необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;

 необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;

 низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;

 недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Одно из необходимых условий эффективности осуществления решений и мер, направленных на рациональное природопользование и предотвращение кризисных экологических ситуаций — развертывание экологического образования, призванного формировать культуру производственной деятельности и поведения личности. Наряду с теорией и практикой природопользования экологическое образование и культура выступает важнейшей составляющей процесса гармонизации в системе человек-природа-общество. Проблема воспитания духовности, нравственности, ценностных ориентиров каждого человека находит отражение и в основополагающих государственных документах. На протяжении последних десяти лет прогрессирует процесс разрушения сложившихся в обществе экологических стереотипов, традиций, взглядов. Одновременно идет интенсивный поиск новых способов функционирования и развития экологического образования. Это выражается прежде всего в процессах гуманизации, демократизации педагогического процесса, в смене содержания обучения и воспитания. В социокультурном процессе, образовательных системах, деятельности педагогов появилась и актуализируется функция воспроизводства в личности, обществе ценностей новой экогуманитарной культуры, целостного мировоззрения, адекватно отражающего место человека в системе «природа-общество-человек».

Формирование экологической культуры, совершенствование экологического образования, экологического сознания и воспитания, в целом рассматриваются как важнейшие факторы, определяющие степень благосостояния нации и существования самого государства, формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом в силу того, что оно может и должно способствовать разрешению проблем, возникающих в процессе реализации основных тенденций мирового развития. Разработка новой парадигмы образования связана с развитием информационного общества [5].

В задачи освоения экологической культурой, должно входить формирование экологического мировоззрения, пропаганда знаний о состоянии природной и культурной среды, принципы деятельности по предотвращению экологического кризиса; соблюдение законодательства в области природопользования и охраны природных и культурных ценностей; всемерное содействие объединенным усилиям по сохранению природного комплекса, а также оздоровлении окружающей среды; созданию систем охраняемых природных территорий, призванных сберечь разнообразие природных ландшафтов и генофонд растительного и животного мира на локальном, региональном и глобальном уровнях и многое другое, что может привести к ухудшению или разрушению природной среды. Экологическая культура позволяет всем жителям Земли осознать важность поставленных задач и тем самым способствует объединению усилий людей для достижения цели сохранения благоприятных условий существования на Земле, для последующих поколений [7, 11].

Предотвращение современного экологического кризиса не может ограничиваться принятием мер экономического или научно-технического содержания. В науке все большую актуальность приобретает положение о том, что человечество может выбраться из катастрофы сужающегося кольца глобальных проблем только радикально перестроив нравственные основы своей жизни, только распространив этические нормы на природу. Одной из важнейших причин экологического неблагополучия, кризисного состояния природной среды является низкий уровень экологической культуры населения, отсутствие у людей экологического самосознания и устойчивой потребности в природоохранной деятельности, устойчивом ценностном отношении к природному окружению. Ценности, ценностное отношение. Данную проблему можно обозначить как одну из вечных проблем, порожденных ходом исторического развития цивилизации.

Литература:

  1. Абдулкаримова А. М., Эльдарова Х. Б., Батукаев Н. С. Экологическая культура общества в свете экологических проблем человечества. Научное мнение. 2014. № 10 (3). с. 154–157.
  2. Байраков И. А., Гакаев Р. А., Идрисова Р. А. Экологическое образование в системе среднего и высшего профессионального образования в Чеченской Республике. В сборнике: Качество Науки — Качество жизни 2009. с. 151–154.
  3. Батукаев Н. С., Иразова М. А. Формирование экологической культуры и компетентности студентов // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3. — с. 60–62.
  4. Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы. В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы VII Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2015. с. 178–181.
  5. Мазур И. И., Козлова О. Н., Глазачев С. Н. Путь к экологической культуре. — М.: Горизонт, 2003. с. 33.
  6. Марфенин Н. Н. Устойчивое развитие человечества. Издательство МГУ, Москва, 2007 г., стр. 9.
  7. Рашидов М. У., Гакаев Р. А. Регионализация, как фактор устойчивого развития стран мира в условиях глобализации. В сборнике: Научные работы, практика, разработки, инновации 2013 года. Cборник научных докладов. Sp. z o. o. «Diamond trading tour». Warszawa, 2013. с. 29–33.
  8. Рашидов М. У., Гакаев Р. А. К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2007. Т. 2. № 3 (9). с. 146–149.
  9. Рашидов М. У., Гакаев Р. А. Проблемы оздоровления окружающей среды Чеченской Республики. В сборнике: Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В. И. Вернадского Сборник материалов 2-й Международной заочной научно-практической конференции. 2007. с. 109–111.
  10. Убаева Р. Ш., Сатуева Л. Л., Магомедова З. Б. Состояние и оценка окружающей среды Чеченской Республики и ее влияние на здоровье населения. Перспективы науки. 2013. № 11 (50). с. 118–124.
  11. Убаева Р. Ш., Муцалова С. Ш. Экологическая политика и образование в интересах устойчивого развития общества. Научное мнение. 2015. № 5–3. с. 54–57.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов