Математические пакеты как средство формирования профессиональной компетентности у бакалавров профиля «Математика, информатика» | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 03.03.2016

Статья просмотрена: 761 раз

Библиографическое описание:

Магомадова, З. С. Математические пакеты как средство формирования профессиональной компетентности у бакалавров профиля «Математика, информатика» / З. С. Магомадова, С. С. Джабагова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/21/782/ (дата обращения: 28.03.2024).



Математические пакеты как средство формирования профессиональной компетентности убакалавров профиля «Математика, информатика»

Магомадова Зарина Саидбековна, старший преподаватель;

Джабагова Седа Саламуевна, ассистент

Чеченский государственный педагогический институт

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования профессиональной компетентности у бакалавров направления «Педагогическое образование профиля «Математика и информатика» на основе математических пакетов. Авторы приходят к выводу, что применение математических пакетов способствует формированию прикладных умений, основанных на интеграции математики и информатики, которые позволят выпускникам решать различные задачи с помощью информационных технологий, моделировать статистические эксперименты и демонстрировать их на экране. Использование математических пакетов позволит решать целый круг профессионально-педагогических задач в области информатизации образования.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, профиль «Математика и информатика», математические пакеты.

Современный период общественного развития в нашей стране характеризуется быстрыми темпами информатизации, которые затронули все области народного хозяйства. В этой связи задача современной школы — подготовить учащихся к жизни в условиях информационного общества, используя все возможности, которые предоставляют информационные технологии. Стремительное совершенствование техники и технологий влечёт увеличение информационной составляющей в общественной и профессиональной деятельности каждого человека. Умение работать с информацией, исследовать математические модели, проводить математические расчёты с использованием математических пакетов прикладных программ, а также владение средствами информационно-коммуникационных технологий становятся важнейшими составляющими профессиональной компетентности выпускников педагогических вузов, цель которых — сформировать новую формацию учителей, способных эффективно подготовить подрастающее поколение к жизни в условиях глобальной информатизации. В наибольшей степени это, безусловно, касается бакалавров направления Педагогическое образование профиля «Математика и информатика».

Специфика новых концептуальных идей подготовки будущих бакалавров профиля «Математика и информатика» в условиях информатизации образования является поиск подходов к профессиональному и личностному развитию обучаемых и определение содержания, методов и форм обучения. Формирование системы фундаментальных математических знаний и умений, а также обеспечение возможности их применения на фоне постоянно развивающихся информационных средств, являются одним из условий подготовки высококвалифицированного выпускника. При этом огромную роль могут сыграть современные компьютерные программы, математические пакеты, выступающие в качестве инструмента реализации интегративных связей между математикой и информатикой.

В Чеченском государственном педагогическом университете уже несколько лет осуществляется подготовка бакалавров направления 44.03.05 «Педагогическое образование» с присвоением квалификации «академический бакалавр» профиля «Математика, информатика».

Основная миссия образовательной программы данного профиля состоит в концептуальном обосновании и моделировании условий подготовки высокопрофессиональных современных специалистов, способных эффективно, с использованием фундаментальных теоретических знаний и инновационных технологий:

 осуществлять профессионально-творческую деятельность в педагогической и культурно-просветительской сферах, аккумулирующей социально и личностно значимый опыт познания мира;

 выполнять организационно-управленческую и педагогическую работу в области образования и культурно-просветительской деятельности;

 сохранять и развивать, транслировать и популяризировать в контексте своей профессиональной деятельности лучшие традиции отечественного и зарубежного педагогического опыта [3].

С учётом того, что обучение осуществляется на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», основной целью освоения данной образовательной программы является формирование у обучающихся личностных качеств, а также общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Тем самым обобщённо можно представить цель подготовки бакалавров профиля «Математика, информатика», как формирование профессиональной компетентности выпускника. Как уже отмечалось, большую роль в формировании компетентности у бакалавров профиля «Математика, информатика» играют математические пакеты, так как именно они позволяют решать задачи прикладного характера в условиях информационной среды. В результате нами в качестве предмета исследования выбран процесс формирования компетентности у бакалавров профиля «Математика и информатика» с использованием математических пакетов.

В качестве рабочей версии нами было разработано следующее определение: Профессиональная компетентность бакалавров направления 44.03.05 «Педагогическое образование» профиля «Математика и информатика» — это интегральная характеристика, определяющая способность и готовность будущих бакалавров к решению задач, возникающих в сфере профессионально — педагогической деятельности, основанная на фундаментальных математических знаниях, практических умениях и навыках осуществлять преподавание дисциплин предметной области «Математика и информатика» с использованием математических пакетов прикладных программ.

Как отмечают авторы [1 и др.], работа с современными математическими пакетами прикладных программ и информационно-коммуникационными технологиями формирует у студентов умения постановки и решения задач с использованием компьютера, применения его в качестве инструмента познания, организации поисковой и исследовательской деятельности, раскрывает новый потенциал для учебного взаимодействия студентов и преподавателей, даёт возможность каждому обучающемуся в наибольшей мере реализовать свой интеллектуальный потенциал.

В учебный план профиля «Математика и информатика» входит достаточное количество дисциплин, вносящих свой вклад в формирование профессиональной компетентности выпускников на основе математических пакетов. Одной из таких дисциплин является «Теория вероятностей и математическая статистика», которая входит в базовую часть профессионального цикла ООП бакалавриата по данному направлению подготовки. Она изучается в 4 семестре и способствует формированию прикладных умений и навыков.

В процессе изучения дисциплины студенты производят выполнение численных расчётов при решении задач, при обработке статистических данных, их интерполяции и экстраполяции, аппроксимации полиномами с применением метода наименьших квадратов, а также активно осваивают метод статистических испытаний (метод Монте-Карло) и т. д. Компьютер в рамках данной дисциплины может быть использован для хранения, представления и обработки статистических данных; при построении графов, диаграмм, гистограмм, графиков функции распределения и функции плотности; при вычислении значений функции Лапласа и т. д. При этом, решение типовых задач связано с построением графиков, а для проведения исследований различных зависимостей используются графические возможности и средства пакетов Matlab, Mathcad, Maple, Statistica и др. В рамках изучаемой дисциплин предусмотрено проведение лабораторного практикума, основанного на применении компьютерных программ с использованием математического пакета Mathcad. Развитию навыков решения задач прикладной направленности способствует как применение табличного процессора с его вычислительными и графическими возможностями, так и использование возможностей рассматриваемых математических пакетов. Обучающиеся должны не только получать результат, так как в большинстве случаев процесс решения стандартных задач обеспечивается применением встроенных синтаксических средств пакета, но, что представляется наиболее важным, — провести анализ и интерпретацию результатов [2, 4].

Тем самым, эффективное формирование профессиональной компетентности у будущих бакалавров профиля «Математика и информатика» возможно при активном применении математических пакетов, таких как Mathcad, Maple, Mathematica, Matlab, Statistica и др. Применение этих пакетов способствует формированию прикладных умений, основанных на интеграции математики и информатики, которые позволят выпускникам решать различные задачи с помощью информационных технологий, моделировать статистические эксперименты и демонстрировать их на экране. Также использование математических пакетов позволит решать целый круг профессионально — педагогических задач в области информатизации образования и способствовать подготовке учащихся к функционированию в условиях информационной среды.

Литература:

  1. Васильева Л. Н. Использование пакета Matlab в курсе изучения дифференциальных уравнений // Педагогическая информатика. — 2011. — № 4. — с. 67–73.
  2. Гакаев Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География» [Текст] / Р. А. Гакаев // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 2. — с. 31–35.
  3. Образовательная программа направления 44.03.05 «Педагогическое образование» с присвоением квалификации «академический бакалавр» профиля «Математика, информатика» — Грозный, 2014 [Электронный ресурс]: http://www.chgpi.ru/images/obrazovanie/44.03.05_.pdf
  4. Самсонова С. А., Попов В. Н. Формирование информационной компетентности бакалавров прикладной математики и информатики в рамках дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): информатик, пакет, задача, профессиональная компетентность, решение задач, информационная среда, образовательная программа, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность выпускников, целый круг.

Ключевые слова

профессиональные компетенции, профиль «Математика и информатика», математические пакеты., математические пакеты

Похожие статьи

Особенности содержания методической системы формирования...

информатик, пакет, задача, решение задач, профессиональная компетентность, профессиональная компетентность выпускников, профессиональная деятельность, образовательная программа, информационная среда...

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов.

Профессиональная компетентность-это сложное образование...

Развитие профессиональной компетентности в системе... профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.

Система формирования профессиональной компетентности...

подход, профессиональная деятельность, образовательный процесс, профессиональная компетентность студентов, профессиональная компетентность, социальный опыт, рынок труда, модель формирования...

Структура основных компетенций выпускника современного ВУЗа.

профессиональная деятельность , компетенция , задача, обучение, принцип, подход, система, высшее профессиональное образование , учебный процесс, профессиональная компетентность выпускников.

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессиональная компетентность, компетентностный подход, оценочное средство, современные средства оценивания, фонд оценочных средств, таксономия, ситуационная задача.

Роль предметной олимпиады в формировании...

Профессиональная компетентность подразумевает наличие у выпускника практического опыта решения профессиональных задач, способность грамотно действовать на основе имеющихся знаний.

Профессионально-математическая компетентность студента...

Профессиональные компетентности такого выпускника представляют собой совокупность умений по использованию ИКТ в решении профессиональных задач, а так же умений по эксплуатации и сопровождению ИКТ.

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

компетенция, будущая профессиональная деятельность, общеобразовательный цикл, Модель компетенций, дисциплина, учебный процесс, индикатор поведения, модель выпускника

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач.

Похожие статьи

Особенности содержания методической системы формирования...

информатик, пакет, задача, решение задач, профессиональная компетентность, профессиональная компетентность выпускников, профессиональная деятельность, образовательная программа, информационная среда...

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов.

Профессиональная компетентность-это сложное образование...

Развитие профессиональной компетентности в системе... профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.

Система формирования профессиональной компетентности...

подход, профессиональная деятельность, образовательный процесс, профессиональная компетентность студентов, профессиональная компетентность, социальный опыт, рынок труда, модель формирования...

Структура основных компетенций выпускника современного ВУЗа.

профессиональная деятельность , компетенция , задача, обучение, принцип, подход, система, высшее профессиональное образование , учебный процесс, профессиональная компетентность выпускников.

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессиональная компетентность, компетентностный подход, оценочное средство, современные средства оценивания, фонд оценочных средств, таксономия, ситуационная задача.

Роль предметной олимпиады в формировании...

Профессиональная компетентность подразумевает наличие у выпускника практического опыта решения профессиональных задач, способность грамотно действовать на основе имеющихся знаний.

Профессионально-математическая компетентность студента...

Профессиональные компетентности такого выпускника представляют собой совокупность умений по использованию ИКТ в решении профессиональных задач, а так же умений по эксплуатации и сопровождению ИКТ.

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

компетенция, будущая профессиональная деятельность, общеобразовательный цикл, Модель компетенций, дисциплина, учебный процесс, индикатор поведения, модель выпускника

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач.

Задать вопрос