Библиографическое описание:

Ярычев Н. У. Поликультурная образовательная среда как элемент формирования толерантности студента // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 30-33.



Понятия «образовательное пространство» и «образовательная среда» часто синонимично используются в научной литературе. Термин «единое образовательное пространство России» стал активно употребляться в связи с модернизацией российского образования и участием страны в реализации программ Болонского процесса. При этом понятие «пространство» интерпретируется как «существующее в социуме «место», где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем».

Образовательное пространство характеризуется как объективная реальность, меняющаяся в глобальных процессах исторического развития культуры и может быть представлено как взаимодействие трёх элементов: горизонта районирования, метатекста и места человека.

Место человека делает образовательное пространство принципиально открытым, подвижным, пластичным. Если образовательная система даёт ученику научное знание, определённый набор значений, то образовательное пространство превращает значения в личностные смыслы, создаёт условия для непрерывного самостроительства личности [1, с.128].

Другими словами, пространство представляет собой набор определённым образом связанных между собой условий самой различной природы, которые могут оказывать влияние на субъекта — человека. Однако его включённость в пространство необязательна, поскольку пространство может существовать и независимо от него. По мнению Н. В. Гафуровой, понятие «пространство» стало категорией независимой для образования, поскольку любое образование (формальное, неформальное, инклюзивное и информальное) в современном мире можно получать независимо от места нахождения субъектов образовательного процесса, «местом встречи» которых являются и реальность, и виртуальность, сочетание виртуального и реального общение в виртуальном и реальном пространстве, которое оказывает определённое влияние на индивида [2,с.39].

Понятие «образовательная среда» трактуется в научном сообществе в соотношении к его родовому понятию «среда»: окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. В этом смысле к среде можно отнести непосредственное окружение индивида, которое чаще всего оказывает наиболее сильное влияние на становление и развитие человека.

Понятие «образовательная среда» воспринимается таким образом как комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и становление личности, предполагая обязательное присутствие обучающегося в образовательной среде, и следовательно, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом.

Образование как подсистема глобальной системы общественного развития разделяет судьбу общества, проецирует на себя его проблемы и призвано оказывать опережающее влияние на их разрешение. Образование обладает свойством динамичности и изменяется в соответствии с внешними и внутренними условиями, которые предъявляют определённые требования к образованию и образовательной среде.

Внешние факторы, влияющие на изменения в образовательной среде конкретного индивида, определяются в контексте проблемы формирования толерантности процессами миграции населения и глобализационными процессами. В рамках этих процессов человек не связывается с конкретным географическим положением, местом своего проживания, а рассматривается как человек планеты. Это приводит к тому, что монокультурная среда, характерная для традиционного образования, перешла в новое качество, характеризующееся наличием субъектов образовательной среды, носителей двух и более культур. Такую среду обосновано называют поликультурной. Другими словами, внешние условия привели к изменению внутренних условий.

Отмеченные внешние факторы, оказывающие влияние на образование — глобализационные и миграционные процессы, не являются единственно определяющими изменения в образовательной среде. Образование не может игнорировать процессы информатизации всех сторон жизнедеятельности общества, повсеместное использование ИКТ технологий, которые сформировали нового субъекта образовательного процесса, называемого представителем цифрового поколения.

Сказанное выше позволяет отнести поликультурную среду к инновационной по сравнению с традиционной, монокультурной образовательной средой. Обоснуем справедливость этого предположения. Во-первых, инновация, как система, состоит из инновационно нового, переводимого в качество содержания и нацелена на изменение качественного состояния инновируемой социальной системы, включённой в определённую сферу жизнедеятельности общества и регулирующей определённую деятельность человека. В контексте инновации каждый из её отдельно взятых компонентов теряет свою самостоятельность и обретает иной смысл. В нашем случае качественное состояние инновируемой образовательной среды определяется её многообразием. Действительно, образовательная среда вуза является поликультурной, базовой характеристикой которой является культурное многообразие субъектов образовательной среды. Во-вторых, инновация — это процесс, полный жизненный цикл которого включает: возникновение (зарождение) — освоение (внедрение) — распространение (диффузия). В-третьих, поликультурная образовательная среда как инновация характеризуется наличием системных качеств, порождаемых диалогово-деятельностным пространством и способствующих внедрению в образование актуально-значимых практик, ориентированных на формирование толерантности, позитивно влияющих на развитие образования и субъекта в нем. В-четвёртых, инновационность поликультурной образовательной среды обладает качественной определённостью, обозначаемой как инновационная организация деятельности на рефлексивно-диалоговой основе и способная изменить состояние традиционной образовательной среды за счёт приобретения возможности оформления инновационности в качестве собственного системного признака поликультурной образовательной среды. Характерной чертой в этом случае выступает способность поликультурной образовательной среды воспроизводить себя в новом качестве, то есть реализовать потенциал саморазвития.

Подводя итог сказанному выше, отметим, что поликультурная образовательная среда как инновация в образовании определяется:

 нацеленностью на качественное изменение состояния традиционной монокультурной образовательной среды в виде появления новых условий развития личности;

 проявлением интегральных системных качеств, рождаемых деятельностно-коммуникационным пространством;

 качественная определённость изменённого состояния системы становится её системным изменением.

Анализ психолого-педагогических исследований, относящихся к проблеме инновации в образовании, выявил технологический и личностный подходы, различающиеся направленностью нововведений.

Современный вуз является сегодня одним из важных социальных институтов, в которых происходит становление толерантной культуры субъекта учебно-воспитательного процесса в том числе и в организации поликультурной образовательной среды. Человек является не только объектом различных воздействий, но и субъектом который, изменяя внешнюю среду, изменяет и свою собственную личность, сознательно регулирующую свое поведение. Сущность поликультурной среды вуза определяется инновационным источником информации, носителями которой являются представители разных культур, функциональное пространство поликультурной образовательной среды представляет собой духовно насыщенную атмосферу деловых и межличностных контактов, позволяющих удовлетворить образовательные, социокультурные и адаптивные потребности обучающихся.

Из этого следует заключение о инновации как системном, целенаправленном изменении, возникающем в результате особых условий организации деятельности, которые по-другому организовывают и отношение к деятельности. Поликультурная образовательная среда, будучи инновационной создаёт своеобразное поле взаимного обмена деятельностями, то есть взаимодействия: продуктивное разрешение конфликтных ситуаций, нахождение «точек соприкосновения» по различным проблемам, позитивное восприятие других мнений отличных от твоего.

Поликультурная образовательная среда как совокупность условий реализации образовательного процесса является необходимым, объективно существующим условием в контексте формирования толерантности субъектов образовательного процесса. Результативность этого процесса повышается, если актуализируется её потенциал для формирования ответственной толерантной личности, способной успешно организовать свою деятельность в проблемных ситуациях, обладающей профессиональной и лингвосоциокультурной компетентностью, нравственным сознанием, творческой, способной конструктивно адаптироваться в многообразном и многокультурном окружающем мире. Инновационность не исчерпывается системой факторов или условий, непосредственно связанных с процессом обучения. Она накладывается и сосуществует с общей средой жизнедеятельности вуза, к которой относят традиции, морально-эмоциональный климат, атмосферу доброжелательности и взаимной ответственности, общие дела, формирующие имидж университета и причастность к нему, корпоративная образовательная политика самого вуза. В этих условиях осуществляется и внеучебная деятельность студентов (участие в работе культурно-творческих центров, творческих коллективов, клубов по интересам), которая часто служит необходимым условием личностного и профессионального развития обучающихся в вузе молодых людей.

Литература:

  1. Атттин Г. К. Культура толерантности: опыт дипломатии для решения современных управленческих проблем. — М.: Московский государственный институт международных отношений, 2004. — 304с.
  2. Гафурова Н. В. Информатизация образования как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 3. — С. 33–36.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов