Библиографическое описание:

Айсханова Е. С. Воспитание гражданственности, патриотизма и толерантности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 22-24.



Одним из важнейших аспектов разработки государственной молодежной политики является сфера семьи и семейных отношений. Но, несмотря на все усилия государства, за последние десятилетия ситуация меняется в худшую сторону. Ставится под сомнение сам социальный институт семьи, и это объявляется общецивилизационным трендом. «Признание обществом абсолютной приоритетности семейных ценностей становится все более сложным, потому что это идет вразрез с легко усваиваемыми представлениями об абсолютной ценности индивидуальной жизни, свободной от обязательств по отношению к другим. У идеи традиционных семейных ценностей есть много (и по мере ее продвижения будет еще больше) противников. По сути, самыми рьяными врагами традиционных семейных ценностей становятся миллионы молодых людей, развращенных курсами валеологии и полового воспитания, телевизионной “моралью” и шоу-бизнесом.

Таким же образом формируется группа вольных или невольных противников социальной стабильности, правового регулирования отношений между людьми и иных значимых для общественной безопасности элементов политического порядка. Открытая дискредитация общественных устоев и морали, жизненно важных для нормального функционирования общества, как якобы противостоящих свободе, на самом деле приводит к разрушению механизмов биологического, социального и духовного воспроизводства. Противостоять этому должна быть призвана как государственная молодежная политика, так и молодежная политика политических партий, общественных объединений и религиозных организаций, цели которых, в общем, совпадают с интересами всего общества.

Важнейшая цель государственной молодежной политики в Российской Федерации — содействие биосоциальному (здоровье, социализация), социокультурному (социализация, межкультурные и межконфессиональные коммуникации) и духовному (самореализация) развитию российской молодежи. Для этого государством принимается специальный комплекс мер, реализуемых посредством законов, через образовательные структуры разного уровня, а также путем проведения мероприятий и их финансового обеспечения. Важную роль здесь играет развитие инициатив, когда сами молодые люди ищут пути для самореализации, а роль государства — создание необходимых условий для этого.

Программы, направленные на содействие физическому развитию молодежи, предполагают внедрение установок на здоровый образ жизни, популяризацию занятий физкультурой и спортом, развитие различных форм туризма. Не менее существенным аспектом является содействие культурному и социальному развитию, что обычно предполагает вовлечение молодых людей в процесс постижения новых знаний и умений, знакомство с интересными людьми, доступ к разнообразной информации, воспитание вкуса, формирование ценностей. Крайне важно связать все эти направления деятельности, ибо физическое, социальное и культурное развитие молодого человека — взаимосвязанные процессы или, точнее, составляющие одного процесса — развития гармоничной личности. Основная трудность для тех, кто проводит государственную молодежную политику состоит в том, что отдельные мероприятия естественным образом выступают как локальные, тогда как связать их в единую систему удается не всегда.

Не менее важная цель государственной молодежной политики — не допустить дискриминации молодых людей по возрастному признаку, как на рынке труда, так и в сфере трудовой деятельности. Нередко молодые люди сталкиваются с нежеланием фирм и предприятий тратить силы и время на подготовку к трудовой деятельности выпускников средних, средних специальных и высших учебных заведений, предпочитая брать на работу людей, имеющих трудовой стаж по специальности. Это отчасти своеобразная реакция на недостатки системы образования, не достаточно готовящие молодых людей к практическому применению полученных знаний. Но, отчасти, это и эгоизм работодателей, нежелание готовить собственные кадры, неумение мыслить перспективно. И даже если молодым людям все же удается устроиться, начинают действовать социальные нормы и установки патриархального общества — они получают за тот же самый труд меньшую заработную плату, отрабатывают сверхурочно даже тогда, когда их квалификация выше, нежели у сотрудников старшего возраста. Во всех этих случаях должны быть предусмотрены правовые способы защиты молодых людей и заниматься этим должна власть.

Еще одна наиважнейшая задача управления молодежной политикой — развитие инновационного потенциала данной социальной группы. Именно инноваций не хватает сегодня современному российскому обществу, которое все более теряет то индустриальное качество, которое было достигнуто им в середине ХХ века. «Коммуникативные навыки, которые молодежь приобретает в процессе гражданской социализации, позволяют ей свободно общаться, убедительно излагать и отстаивать свою точку зрения, реализовывать жизненные планы с учетом интересов окружающих их социальных групп. Параллельно молодежь учится разбираться в проблемах политической и общественной жизни, отстаивать свои права и права других людей. Проявлять активность при решении проблем общественного характера.

Нынешняя российская власть хорошо осознает ответственность за положение дел в этой области. 1 мая 2013 года Правительством России было вынесено постановление об изменениях в положении Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Наряду с кадровыми и структурными изменениями, скорректированы задачи и приоритеты. Три направления, выделенные в этом постановлении таковы:

 гражданское, патриотическое воспитание молодежи, воспитание толерантности в молодежной среде, формирование правовых, культурных, и нравственных ценностей среди молодежи, а также распространение эффективных норм участия молодежи в общественной жизни;

 развитие международного молодежного сотрудничества, вовлечению молодежи в международные проекты в сфере инноваций, предпринимательства и добровольчества;

 информационное обеспечение реализуемых мер в сфере государственной молодежной политики.

Понимание важности гражданского и патриотического воспитания, а также воспитания толерантности — закономерный этап развития государственной молодежной политики. Вопреки сложившимся в девяностые годы убеждениям, согласно которым глобализация упраздняет всякий и всяческий патриотизм, пришло осознание ложности представлений о конце истории и прочих модных идеологемах, которыми пытались заменить традицию патриотического отношения к Родине и традиционной для России системы ценностей.

Сегодня нередко можно столкнуться с предубеждением, согласно которому толерантность привнесена нам из Европы и совершенно чужда культурным традициям России. Это в корне ошибочное мнение — когда в Европе бушевали религиозные войны, на территории нынешней Российской Федерации мирно проживали народы и этносы, различающиеся как культурно, так и религиозно. При этом они активно взаимодействовали, были нужны друг другу, ибо их различия служили основой межэтнического разделения труда. Вот почему слово, взятое из европейской политической практики, на самом деле как нельзя лучше подходит для обозначения реалий отечественной истории. Не всегда и не везде в российской истории ее народы жили мирно, как, впрочем, и на остальных территориях нашей планеты. Но скопленный опыт мирного сосуществования значительней и перспективней, нежели опыт конфликтов и противостояний. Однако, без соответствующей системы воспитания этот опыт не может быть актуализирован. Вот почему требование воспитания толерантности выступает как одно из краеугольных при разработке и реализации государственной молодежной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Между тем и сегодня воспитание гражданственности, патриотизма и толерантности наталкивается на серьезные трудности, причина которых в умонастроениях существенной части политического класса, творческой элиты, интеллектуалов. Носители либеральных взглядов зачастую видят в системе формирования духовных ценностей угрозу даже тем свободам, которые гарантированы конституцией. И создают тем самым благоприятную среду для формирования нигилистических взглядов, свободных от всех и всяческих ценностей.

Нигилизм стал настоящим бедствием современности. Появление новоявленных нигилистов застало врасплох всех. Нигилисты прошлого, начиная от Герострата и киников и заканчивая тургеневскими нигилистами, не были связаны с социальными изменениями в такой степени. Сегодня же нигилизм является составляющей социального процесса, ибо структуры и институты изменяются с такой скоростью, что учесть это невозможно, а реакция на это носит поистине разрушительный характер. «Нигилист, — писал А. Глюксман, — если надо, выступает под камуфляжем. Он представляет себя жертвой обстоятельств и винит посредственность захолустного существования. Или, если пожелает, выдает себя за «отпрыска», послушного ученика теоретиков, «отцов», эпигона, озабоченного буквальным применением доктрин, наполняющих салонные разговоры» [1, с.108].

Определение поликультурного, полиэтничного и поликонфессионального политического пространства как объекта реализации государственной молодежной политики ставит вопрос о том, какая именно политика окажется эффективной в среде подобного рода. Каковы семантические затраты при реализации любой системы кодов, направленных на детерминирующее воздействие на умы молодых людей, если эти умы принадлежат к разным этнокультурным матрицам, непохожим или даже альтернативным историческим повествованиям.

Исходя из вышесказанного, можно отметить необходимость проведения государственной молодежной политики в области гражданского, патриотического воспитания и воспитания толерантности на трех базовых уровнях:

 на уровне обыденного сознания;

 на уровне теоретического сознания;

 на уровне ценностного сознания.

Все три уровня должны быть взаимосвязаны и взаимосвязь эта должна быть выстроена в соответствии с механизмом межуровневого взаимодействия.

Литература:

  1. Глюксман А. Достоевский на Манхеттене. М.-Екатеринбург: У-Фактория, 2006. С. 108.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов