Автор: Умархаджиева Седа Руслановна

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

Библиографическое описание:

Умархаджиева С. Р. Социальные технологии по профилактике и коррекции девиантного поведения // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 105-107.



В данной статье автором предпринята попытка раскрыть основные вопросы касающихся причин отклоняющего (девиантного) поведения. В работе анализируется социальные технологии по профилактике и коррекции форм девиантного поведения связанные непосредственно с технологиями социального контроля.

Ключевые слова: девиантное поведение, технологии, профилактика, коррекция, социальный контроль.

Социальные работники в своей профессиональной деятельности имеют дело с различными категориями людей, также с теми, чье поведение не совпадает с общепринятыми социальными нормами. Как известно, в любом обществе существуют люди, которые отказываются следовать нормам или правилам поведения в обществе. Любое поведение мы рассматриваем с позиции соблюдения им норм, не соблюдение общепринятых норм рассматривается как отклонение от общих правил поведения. В связи с чем, их действия и есть отклоняющееся или девиантное поведение.

В специальной литературе дается следующее определение понятию девиантное (от позднелат. deviatio — отклонение) поведение — это поступок или деятельность человека, которое не соответствует официально введенным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) [3,с. 7].

Так, «период конца XX и начала XXI века, — пишет Н. У. Ярычев, — был насыщен различными политическими, культурными, социальными и экономическими потрясениями, породившими большое количество проблем в различных сферах общественной жизнедеятельности» [5, с. 209].

Проблема девиантного (отклоняющегося) поведения не теряет своей актуальности и в настоящее время.

В своих исследованиях мыслитель В. Н. Кудрявцев, объясняет феномен девиантного поведения «тройным несовпадением»: требований нормы, требований жизни, и интересов личности. И что это несовпадение вызывается противоречивостью развития общества, где главным противоречием выступает стабильность и мобильность общества. Как необходимое условие социальной стабильности общество ориентирует человека на конформное поведение, одновременно для достижения прогресса объективно требуя от него инициативности, то есть выхода за рамки общепринятых стандартов. В связи с этим, социализация личности всегда содержит в себе как конформное и неконформное поведение [2, с.9].

Я. И. Гилинскй считает, что социальное неравенство есть главная причина, способствующая появлению всех форм социальных отклонений. Так как неравенство зарождает противоречие между мерно растущими потребностями и неравномерными возможностями, то есть отсутствием возможности их удовлетворения [1,с.12].

«Нельзя забывать, что девиации и их различные проявления отнесены в социальной работе к наиболее уязвимым объектам помощи, так как они обладают специфическим характером, требуют особого отношения к себе» [4, с.237]. В данном случае, объектом помощи являются подростки из неблагополучных семей, также лица, ведущие аморальный образ жизни которые попали под негативное воздействие окружающих. Так, экспертами социальной работы в отношении такой категории лиц применяются различные социальные технологии направленные профилактику и коррекцию девиантности связанные естественно с технологиями социального контроля. Для работы по предупреждению и смягчению проявления любых форм девиантного поведения, известно, что важную роль выполняют социальные институты социума (как государство, партии, общественные движения и организации, образование, культура, суд, семья) выполняющие функции социального контроля. Которые прямым образом оказывают влияние на поведение и быт людей, а в частности на формирование молодого поколения. Но при этом, каждый социальный институт по-разному влияет на сознание и поведение общества в целом. Здесь особая роль принадлежит институту первичной социализации — это семье, далее следует государство — как орган высшей власти в обществе, следовательно, и его организациям, общественному мнению, что выражает принятые нормы, морали в обществе. Также в последнее время наблюдается рост числа социальных служб в центре и на местах. Они выполняют следующую работу по предотвращению форм девиантного поведения различных групп населения, в том числе и детей: осуществляют профилактическую работу на местах, а именно с лицами и группами девиантного поведения, в частности с детьми, на улицах, в семьях, в образовательных учреждениях и т. д., важным моментом является адресность проводящей работы; проводят активную работу по сокращению числа лиц с девиантным поведением, путем оздоровления обстановки в семье, в коллективе, на улице; ведется работа, направленная на предотвращение социальных болезней средствами социальной политики государства, предусматривающие гарантии в соблюдении таких прав людей, как право на жилище (как известно, многие остаются без квартиры при ее обмене или приватизации), воспитания, образования и т. д.; проводят контроль за детьми, подростками, которые часто пропускают занятия в школах, с целью недопущения незаконного исключения детей, из общеобразовательных учреждений; также проводится дополнительная оплата труда специалистов, которые осуществляют работу с лицами и группами девиантного поведения; осуществляют работу по организации социального творчества как альтернативы антиобщественным проявлениям;организуют в целом здоровый досуг населения, в частности детей и молодежи, также и по месту жительства [3,с.25–26].Профилактика (превенция) и санкции, выступают основными и более эффективными методами социального контроля. Под превенцией различных форм девиантного поведения рассматривается воздействие на причины девиантности как обществом и институтами социального контроля, так и отдельными гражданами. Далее, социальные санкции — это есть система вознаграждений, поощрений за соблюдение норм, то есть за конформизм, и наказаний за отклонение от этих норм, то есть за девиантность. Так, нормы и санкции объединены в единое целое. В том случае, если у отдельной нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она превращается в декларацию или призыв, она фактически перестает регулировать поведение и отношения людей. Также в специальной литературе, отмечается, что существует четыре типа санкций: как позитивные, так и негативные, формальные и неформальные, применяющиеся в соответствующих сочетаниях. К существенным механизмам социального контроля является внутренний контроль, направленный на усвоение ценностей и норм, который реализовывается через социализацию, и внешний контроль — это разные виды формальных и неформальных санкций, которые осуществляется посредством группового давления или принуждения посредством государственных органов. Так, часто поощрение применяется как один из основных методов социального контроля в процессе социализации индивидов, при формировании конформного, законопослушного поведения. В то время как девиантность поведения стала фактом, приоритет отдается наказанию.

Таким образом, результат исследования технологии профилактики и коррекции девиантного поведения позволяет нам делать следующий вывод. Сегодня общество нуждается в новой концепции и практике социального контроля. Необходимо перенести акцент с наказания на превенцию, предотвращение, профилактику девиантного поведения. Так как превенция предполагает воздействие непосредственно на причины девиантного поведения, обстоятельства и факторы, ему способствующие, приводящие к сокращению или изменению структуры девиаций. Также она предполагает совершенствование правовых норм и механизмов их реализации, тем самым совершенствуя деятельность административно-правовых органов, осуществляющую борьбу с социальными отклонениями. Дело в том, что имеющиеся социальные отклонения служат индикатором состояния общества, они показывают несовершенство или недостатки общества. Кроме этого, они являются одним из способом удовлетворения потребностей отдельных людей или социальных групп, хотя эти способы часто искажены или даже сами потребности. Следовательно, полностью искоренить девиантность, невозможно, но поставить ее в социально приемлемые рамки является крайней необходимостью.

Литература:

  1. Гилинский Я., Афанасьев В. С. Социология девиантного поведения: Учебное пособие. — СПб, 1993.12с.
  2. Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.9с.
  3. Павленок П. Д., Руднева М. Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие / Отв. ред. П. Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 2007. C.25–26.
  4. Умархаджиева С. Р. Педагогическое сопровождение подростков, склонных к девиантному поведению.// Вестник Чеченского государственного университета. 2015. № 4.237с.
  5. Ярычев Н. У. Опыт реализации государственной социальной политики в Чеченской Республике: к вопросу о проблемах становления и дальнейшего развития // Вестник Академии наук Чеченской Республики. № 1. 2008.209с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов