Автор: Умархаджиева Седа Руслановна

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

Библиографическое описание:

Умархаджиева С. Р. Включение будущих бакалавров социальной работы в научно-исследовательскую деятельность // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 104-105.



В современных условиях «высшая школа должна готовить специалиста обширного профиля с целенаправленным, самостоятельным углублением знаний через научно — исследовательскую деятельность» [1, c. 287].

В этой связи, все большую актуальность приобретает вопрос о готовности студентов социальной работы НИД (научно-исследовательская деятельность), как необходимое условие формирование профессиональной компетентности будущих бакалавров социальной работы.

Также новые требования к исследовательской подготовке студентов социальной работы закрепляет ФГОС ВПО бакалавр по направлению подготовки «Социальная работа». В данном стандарте НИД определяется как один из основных видов будущей профессиональной деятельности бакалавров социальной работы. Предъявляемые здесь требования к исследовательской подготовке, характеризуются через перечень исследовательских компетенций выпускника как ожидаемый результат образования

В соответствии с этим, на наш взгляд, перед вузом, осуществляющим подготовку бакалавров по направлению подготовки «Социальная работа», стоит задача: обеспечить комплекс требований ФГОС ВПО бакалавра по направлению подготовки «Социальная работа» по формированию у студентов готовности к НИД.

Поэтому задачей нашего исследования является определения уровня готовности студентов социальной работы к научно-исследовательской деятельности.

Исходя из анализа научной литературы, под НИД (научно-исследовательская деятельность) мы будем рассматривать деятельность, связанная с процессом закрепления, углубления и расширения, теоретических и практических ЗУН студентов; развития интереса к научному поиску, выражающийся в осмыслении и разрешении различного рода проблем практического и познавательного характера.

Как известно, для эффективности и результативности любого вида деятельности необходимо, чтобы человека сформировалась готовность к этой деятельности, в данном случае готовности к НИД. Ряд известных мыслителей, как С. Г. Вершловский, Г. В. Валеев, В. А. Сластенин, отмечают в своих работах, что готовность к НИД обуславливается не только рядом надлежащих умений и способностей, но и интеллектуальной активностью, то есть субъективной активностью, которая заключается в умении поставить цель, правильно организовать процесс решения выдвинутой задачи и, конечно же, от грамотности управления этим процессом в соответствии с установленной задачей. Таким образом, бакалавр выступает как субъект в формировании готовности к НИД, а степень его готовности зависит от определенного уровня активности объекта воздействия.

Именно высокий уровень готовности к НИД является одной из главных предпосылок успешности будущих бакалавров социальной работы в профессиональной деятельности. Так, для определения уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности нами было проведено исследование на базе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» с сентября 2015г по декабрь 2015года, в котором приняли участие студенты юридического факультета специальности «социальная работа», в составе 165 человек.

Для эффективности исследования была использована анкета «Определение уровня готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности». Результаты проведенного анкетирования показали, что 80 % студентов испытывают затруднения в процессе организации НИД; 74 % убеждены, что в вузе не создано достаточно условий, необходимых для стимулирования мотивации студентов к занятию НИД; так, 64,3 % студентов имеют низкий уровень готовности к НИД; 15,1 % — средний и всего 7,4 % — высокий уровень.

Видимо, следует согласиться с тем, что мотивация влияет на успешность развития НИД (научно-исследовательской деятельности) студентов. Многие авторы понятие «мотивация» рассматривают как совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые направляют сотрудника к активным действиям, что обуславливает достижение поставленных личных целей и соответственно целей организации. В основе любого поведения индивидов лежат потребности, которые при встречи с объектом переходят в мотивы. То есть мотивация это движущая сила, побуждающая человека к действиям. Мотивацию мы можем рассматривать как процесс, изображая ее в виде последовательных этапов: появление потребности, поиск путей, чтобы обеспечивать потребность, постановка целей, исполнение действий, приобретение награды, отсутствие потребности. В связи с этим, необходимо с помощью мотивации убедить студента о важности быть готовым к научно-исследовательской деятельности. Что это даст ему преимущество на рынке труда, делая его конкурентоспособным. Ведь социальный работник в своей профессиональной деятельности должен учитывать многообразные потребности своих клиентов. Проблему с низким уровнем готовности студентов социальной работы к научно-исследовательской деятельности, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» решает посредством организации научного кружка на кафедре теории и истории социальной работы «Соционом», научное руководство которым осуществляет Абдулаева Э. С., кандидат философских наук, доцент кафедры. Основная тематика работа «Теория и практика социальной защиты населения». Общее количество студентов, занятых в кружке» составляет больше 20 человек из разных курсов, в том числе и студенты первых курсов, что является немаловажным фактом. Следовательно, для формирования исследовательских компетенций у студентов как результата высокого уровня готовности к НИД необходимо: привлекать студентов к научной работе еще на ранних этапах обучения, что позволит поднять уровень «студенческой науки». Несомненно, здесь важную роль играет профессиональная деятельность научного руководителя, который должен содействовать привлечению студентов к НИД. Мы считаем, что это возможно путем проведения следующих мероприятий: создавать научно студенческие общества (НСТ), вовлекая больше студентов в данные общества; привлекать в участие во временных созидательных коллективах для разработки научных тем; написание курсовых, рефератных работ; участие первокурсников в деловых играх, олимпиадах, научных семинарах, научных конференциях ППС, не просто как слушатели, а представляя результаты собственных исследований, что будет способствовать погружению в НИД с первых дней обучения.

Таким образом, результат исследования позволил сделать вывод о важности комплексного формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, «что данную проблему можно решить в стенах высшей школы: совершенствуя методы, средства, формы обучения и создавая дополнительные педагогические условия» [2, c. 41]стимулирования мотивацию студентов к занятиям научно-исследовательской деятельностью.

Литература:

  1. Умархаджиева С. Р., К вопросу о самообразовательной деятельности студентов вуза //НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ: сборник статей Международной научно-практической конференции (13 декабря 2015 г., г. Уфа). В 2 ч. Ч.1 — Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. — С.287.
  2. Ярычев Н. У., Алгаев А. Н. Теоретико-методологические принципы развитие коммуникативной мобильности будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Тенденции развития науки и образования. Сборник научных трудов, по материалам VII международной научно-практической конференции 15 ноября 2015 г. Самара / Отв. ред. д-р пед. наук, проф. Н. У. Ярычев. -Самара: Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2015. — С.41.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов