Библиографическое описание:

Рахматов А. А. Организация служебно-прикладных видов занятий со студентами вузов железнодорожного транспорта с целью формирования безопасного поведения личности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 81-83.



В настоящее время социально-экономическая ситуация, сложившаяся в обществе в результате мирового экономического кризиса, осложнила криминогенную обстановку и негативно сказалась на безопасности населения. Серьезность ситуации подтверждают статистические данные о количестве и составе преступлений, увеличении доли уголовных преступлений, опасном нарастании враждебности и жестокости, применении оружия. Особую тревогу вызывает обстановка на улицах, в транспорте и других общественных местах. В связи с этим занятия самообороной могут рассматриваться как система специальной подготовки к эффективным действиям по реализации естественного права человека на необходимую самозащиту.

Предметом изучения курса самообороны является теория и методика защиты от угрозы и непосредственного физического нападения на человека со стороны криминальных элементов. Курс по самообороне является одним из путей формирования безопасного поведения студентов нашего вуза.

Задачи курса:

1) вооружить студентов специальными знаниями в области самообороны;

2) сформировать двигательные умения и навыки, необходимые для противоборства в случае нападения, повысить уровень физических способностей студентов;

3) научить принимать рациональные решения в экстремальных ситуациях.

В результате изучения курса студент МГУПС должен:

1)знать:

 нормы из различных областей права, охраняющие его здоровье, честь, достоинство, имущественные и другие интересы;

 пределы правомерной защиты в условиях необходимой обороны и крайней необходимости;

 классификацию, систематику и терминологию спортивно-боевых единоборств;

 основы техники и тактики самообороны при физическом нападении в различных экстремальных ситуациях;

2) уметь:

 анализировать риски, предвидеть опасности и угрозы, избегать опасностей и конфликтных ситуаций криминального характера и в случае необходимости предотвращать их;

 применять разнообразные средства и методы самообороны при нападениях в различных ситуациях (на улице, в лифте, в общественном месте и т. д.);

 руководствоваться при выборе своих поступков в экстремальных ситуациях морально-этическими принципами;

 оказывать первую медицинскую помощь.

Предлагаемая нами программа самообороны для учащихся МГУПС является одним из способов решения этих задач.

Каждый студент и законопослушный гражданин должен знать основные конституционные права и обязанности, ключевые положения Уголовного кодекса Российской Федерации, затрагивающие проблему безопасности личности. О праве каждого человека на физическую самооборону говориться в главе 8 УК РФ от 13 июня 1996 г.

Используя тот или иной прием, надо помнить, что здоровье человека дороже всего, и поэтому прибегать к приемам, причиняющим сильную боль, следует лишь тогда, когда приходится иметь дело с опасным преступником и когда существует угроза вашей жизни. Обороняющийся должен соизмерять степень опасности и ответные действия и не допускать «превышения пределов необходимой обороны». Обороняющийся сам может превратиться в преступника, если совершит «умышленные действия, явно не соответствующие характеру и опасности посягательств».

Занятия самообороной предъявляют к организму занимающихся высокие требования. В процессе единоборства студенты применяют различные технико-тактические действия, осуществляемые с высокой скоростью, связанные с разнообразными перемещениями противника и использованием силовых усилий различной мощности.

В результате технической ошибки при падении на ковер возможны такие травмы, такие как ссадины, раны, ушибы, растяжения, разрывы связочно-суставного аппарата и мышц, вывихи суставов, переломы, сотрясение мозга и внутренних органов и т. п. К ошибкам при падении на ковер относятся: падение на выставленную или отведенную в направлении броска руку, падение сверху на прижатое к туловищу плечо, падение на голову или откидывание головы при падении на ковер, отсутствие сильного упреждающего удара руками (рукой) по поверхности падения.

Профилактика травматизма заключается в устранении факторов и причин, приводящих к травмам. Анализ травм у занимающихся самообороной на начальных этапах обучения показывает, что они чаще всего являются следствием недооценки упражнений по страховке партнера и самостраховки при падениях. В связи с этим обучение приемам страховки, самостраховки и помощь тренера при выполнении различных упражнений и технических действий приобретают важное значение.

Навыки самостраховки и страховки партнера играют огромную роль как при занятиях самообороной, так и для профилактики бытового травматизма и травматизма в реальных боевых ситуациях. Особенно важно освоение упражнений самостраховки на начальном этапе занятий самообороной, так как без прочного усвоения навыков падения нельзя приступать к изучению таких базовых разделов технических действий, как переводы, броски, сваливания, сбивания. Навыки падения без ушибов, переломов, сотрясений и других повреждений приобретаются посредством многократного выполнения упражнений, изучаемых в определенной последовательности и используемых в каждой тренировке (А. Г. Левицкий, В. Б. Шестаков, 2004).

Кроме описанных специально-подготовительных координационных упражнений, для профилактики травматизма на практических занятиях по самообороне преподаватель использует упражнения на борцовском мосту, парные акробатические упражнения, упражнения по страховке при бросках, тренажерные упражнения с манекенами и другими устройствами, имитационные и подводящие упражнения без партнера, подводящие упражнения с партнером для сложнокоординационных движений.

В заключение хочется сказать, что знать приемы самообороны и уметь использовать их в разнообразных жизненных ситуациях нужно каждому, но главное — научиться безопасному поведению в обществе, и тогда не будет необходимости их применять.

Литература:

  1. Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под общ. ред. Н. Н. Маликова. — 3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  2. Габриелян К. Г., Ермолаев Б. В. 500 тестов по дисциплине «Физическая культура». — М.: Физкультура и Спорт, 2006.
  3. Дубровский В. И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов/ В. И. Дубровский. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998г.
  4. Евсеев Ю. И. Физическая культура: Учеб. пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  5. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ: Метод. пособие. — М.: Высшая школа, 1982.
  6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — 2-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. –
  7. Климов Е. А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск: Принтер, 1993.
Основные термины: формирования безопасного поведения, экстремальных ситуациях, Похожая статья, подводящие упражнения, безопасного поведения личности, безопасного поведения студентов, этапе занятий самообороной, экстремальных ситуациях морально-этическими, различных экстремальных ситуациях, навыков безопасного поведения, Физическая культура, безопасного типа поведения, изучения курса, занятиях самообороной, занятия самообороной, освоение упражнений самостраховки, Занятия самообороной, безопасного поведения ребенка, парные акробатические упражнения, изучения курса самообороны

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов