Библиографическое описание:

Рахматов А. А. Организация служебно-прикладных видов занятий со студентами вузов железнодорожного транспорта с целью формирования безопасного поведения личности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 81-83.



В настоящее время социально-экономическая ситуация, сложившаяся в обществе в результате мирового экономического кризиса, осложнила криминогенную обстановку и негативно сказалась на безопасности населения. Серьезность ситуации подтверждают статистические данные о количестве и составе преступлений, увеличении доли уголовных преступлений, опасном нарастании враждебности и жестокости, применении оружия. Особую тревогу вызывает обстановка на улицах, в транспорте и других общественных местах. В связи с этим занятия самообороной могут рассматриваться как система специальной подготовки к эффективным действиям по реализации естественного права человека на необходимую самозащиту.

Предметом изучения курса самообороны является теория и методика защиты от угрозы и непосредственного физического нападения на человека со стороны криминальных элементов. Курс по самообороне является одним из путей формирования безопасного поведения студентов нашего вуза.

Задачи курса:

1) вооружить студентов специальными знаниями в области самообороны;

2) сформировать двигательные умения и навыки, необходимые для противоборства в случае нападения, повысить уровень физических способностей студентов;

3) научить принимать рациональные решения в экстремальных ситуациях.

В результате изучения курса студент МГУПС должен:

1)знать:

 нормы из различных областей права, охраняющие его здоровье, честь, достоинство, имущественные и другие интересы;

 пределы правомерной защиты в условиях необходимой обороны и крайней необходимости;

 классификацию, систематику и терминологию спортивно-боевых единоборств;

 основы техники и тактики самообороны при физическом нападении в различных экстремальных ситуациях;

2) уметь:

 анализировать риски, предвидеть опасности и угрозы, избегать опасностей и конфликтных ситуаций криминального характера и в случае необходимости предотвращать их;

 применять разнообразные средства и методы самообороны при нападениях в различных ситуациях (на улице, в лифте, в общественном месте и т. д.);

 руководствоваться при выборе своих поступков в экстремальных ситуациях морально-этическими принципами;

 оказывать первую медицинскую помощь.

Предлагаемая нами программа самообороны для учащихся МГУПС является одним из способов решения этих задач.

Каждый студент и законопослушный гражданин должен знать основные конституционные права и обязанности, ключевые положения Уголовного кодекса Российской Федерации, затрагивающие проблему безопасности личности. О праве каждого человека на физическую самооборону говориться в главе 8 УК РФ от 13 июня 1996 г.

Используя тот или иной прием, надо помнить, что здоровье человека дороже всего, и поэтому прибегать к приемам, причиняющим сильную боль, следует лишь тогда, когда приходится иметь дело с опасным преступником и когда существует угроза вашей жизни. Обороняющийся должен соизмерять степень опасности и ответные действия и не допускать «превышения пределов необходимой обороны». Обороняющийся сам может превратиться в преступника, если совершит «умышленные действия, явно не соответствующие характеру и опасности посягательств».

Занятия самообороной предъявляют к организму занимающихся высокие требования. В процессе единоборства студенты применяют различные технико-тактические действия, осуществляемые с высокой скоростью, связанные с разнообразными перемещениями противника и использованием силовых усилий различной мощности.

В результате технической ошибки при падении на ковер возможны такие травмы, такие как ссадины, раны, ушибы, растяжения, разрывы связочно-суставного аппарата и мышц, вывихи суставов, переломы, сотрясение мозга и внутренних органов и т. п. К ошибкам при падении на ковер относятся: падение на выставленную или отведенную в направлении броска руку, падение сверху на прижатое к туловищу плечо, падение на голову или откидывание головы при падении на ковер, отсутствие сильного упреждающего удара руками (рукой) по поверхности падения.

Профилактика травматизма заключается в устранении факторов и причин, приводящих к травмам. Анализ травм у занимающихся самообороной на начальных этапах обучения показывает, что они чаще всего являются следствием недооценки упражнений по страховке партнера и самостраховки при падениях. В связи с этим обучение приемам страховки, самостраховки и помощь тренера при выполнении различных упражнений и технических действий приобретают важное значение.

Навыки самостраховки и страховки партнера играют огромную роль как при занятиях самообороной, так и для профилактики бытового травматизма и травматизма в реальных боевых ситуациях. Особенно важно освоение упражнений самостраховки на начальном этапе занятий самообороной, так как без прочного усвоения навыков падения нельзя приступать к изучению таких базовых разделов технических действий, как переводы, броски, сваливания, сбивания. Навыки падения без ушибов, переломов, сотрясений и других повреждений приобретаются посредством многократного выполнения упражнений, изучаемых в определенной последовательности и используемых в каждой тренировке (А. Г. Левицкий, В. Б. Шестаков, 2004).

Кроме описанных специально-подготовительных координационных упражнений, для профилактики травматизма на практических занятиях по самообороне преподаватель использует упражнения на борцовском мосту, парные акробатические упражнения, упражнения по страховке при бросках, тренажерные упражнения с манекенами и другими устройствами, имитационные и подводящие упражнения без партнера, подводящие упражнения с партнером для сложнокоординационных движений.

В заключение хочется сказать, что знать приемы самообороны и уметь использовать их в разнообразных жизненных ситуациях нужно каждому, но главное — научиться безопасному поведению в обществе, и тогда не будет необходимости их применять.

Литература:

  1. Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под общ. ред. Н. Н. Маликова. — 3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  2. Габриелян К. Г., Ермолаев Б. В. 500 тестов по дисциплине «Физическая культура». — М.: Физкультура и Спорт, 2006.
  3. Дубровский В. И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов/ В. И. Дубровский. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998г.
  4. Евсеев Ю. И. Физическая культура: Учеб. пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  5. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ: Метод. пособие. — М.: Высшая школа, 1982.
  6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — 2-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. –
  7. Климов Е. А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск: Принтер, 1993.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов