Библиографическое описание:

Данилов О. Е. Решение проблемы отсутствия мотивации к обучению у учащихся при дистанционном обучении // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 35-38.



В статье рассматривается проблема онлайн-обучения, связанная с отсутствием мотивации у обучающихся. Приводятся некоторые правила, которых должен придерживаться педагог, осуществляющий дистанционное обучение. Отмечается, что говорить о решении этой проблемы пока преждевременно.

Ключевые слова: дистанционное обучение, инновационное образование, массовые открытые онлайн-курсы, онлайн-образование, Google, Massive Open Online Courses, MOOC, YouTube.

В 2013 году компания Google сделала очередной шаг в плане развития рынка электронного обучения. Она выступила в партнерстве с проектом edX (аналогом Coursera), спонсируемым Harvard University и Massachusetts Institute of Technology. Google обещает помочь edX в создании программного обеспечения (ПО) для платформы Open edX. В основу этого ПО будет положена собственная разработка компании Google — Course Builder, которая позволит любому желающему создавать свои собственные MOOC (Massive Open Online Courses — Массовые Открытые Онлайн-Курсы). Новую разработку сами создатели позиционируют как «YouTube для MOOC». В последнее время интерес к такому онлайн-образованию растет, несмотря на то, что до сих пор до конца непонятно, как оно должно быть устроено. Вообще отсутствует идеология, которая должна определять, будет ли это онлайн-образование бесплатным, и как создание MOOC повлияет на национальные системы образования. Тем не менее, MOOC быстро получили славу технологического прорыва, который, как считают их создатели, выведет образовательные практики на новый уровень развития [1].

Конечно же, идея о том, что большое количество людей можно обучать дистанционно, выглядит привлекательно. Например, в США сторонники онлайн-образования пропагандируют новые технологии с целью снизить цены на образование в американских учебных заведениях. Частные инвесторы и университеты вкладывают деньги в рынок MOOC, хотя еще неясно, как уже было сказано ранее, являются ли массовые онлайн-курсы эффективным способом трансляции знаний. Американские университеты, колледжи и школы активно экспериментируют с новыми технологиями, а компании-провайдеры ищут способы заработать на этих технологиях. Потенциал MOOC, наверное, действительно велик, но нельзя не сказать о том, что, прежде чем массовые курсы смогут стать по-настоящему эффективным и востребованным инструментом для получения образования, пройдет немало времени. Пока неясно, как именно система образования будет меняться вслед за новыми технологиями. Сегодня большая часть университетов рассматривает новые технологии как способ удешевить процесс обучения, а не как перспективу структурных изменений в системе образования.

Исследования обучения с использованием MOOC показывают, что онлайн-образование, хотя и является одним из самых доступных для потребителя видов образовательного продукта, дается далеко не всем. К такому обучению привлекаются десятки тысяч человек, но бывают случаи, когда до 90 процентов обучающихся бросают занятия. Причиной являются относительная сложность многих курсов и слабая подготовка большинства обучающихся. Дело в том, что для получения образование с помощью MOOC необходима очень высокая мотивация, тогда как при традиционном обучении учащегося двигают к получению знаний иногда совсем другие стимулы. При этом многие, зарегистрировавшиеся в качестве слушателей MOOC, признавались, что сделали это лишь потому, что регистрация была бесплатной. Как показала практика, шансы закончить курс выше у тех обучающихся, которые платят за обучение. Сейчас же большинство MOOC являются бесплатными, и поэтому, если учащийся решил бросить обучение, он застрахован от материальных потерь.

Преподаватели, работающие с MOOC, заметили, что внимание учащихся при онлайн-обучении удерживать сложно (обучение происходит в основном вечером, и обучающиеся способны смотреть видеолекции не больше 6–9 минут). Многие из слушателей, записавшихся на такой курс, в конечном итоге чувствуют себя не вовлеченными в процесс обучения и теряют интерес к предмету. Все это заставляет преподавателей пересматривать свои методики, сокращать лекции и разнообразить их опросами, тестами и практическими заданиями. В итоге процесс обучения начинает напоминать интерактивную игру. Пока неясно, к чему в конце концов приведет подобное обучение. Кроме того, на самом деле оказалось, что MOOC не настолько инновационны, насколько это было заявлено. Фактически большая часть занятий сводится к тому, что преподаватели по-прежнему читают лекции большому количеству студентов при отсутствии достаточной обратной связи. Через некоторое время те, кто учится онлайн, понимают, что наличие только таких занятий на является достаточным для полноценного обучения. Они начинают осознавать, что даже самые совершенные интернет-курсы не являются полными, а на возникающие вопросы надо либо самостоятельно искать ответы в Интернете, либо обращаться за помощью к другим обучающимся. Существующие интерактивные методики онлайн-обучения пока находятся в зачаточном состоянии. Взаимодействие обучающегося с преподавателем и другими обучающимися в случае онлайн-обучения часто подменяется надеждой на то, что обучающиеся сами найдут эффективный способ поддержать друг друга в процессе обучения.

Приведем для сравнения основные подходы к организации образовательной деятельности в традиционной и инновационной системе образования, описание которых можно встретить в современных литературных источниках [2, с. 69]. Для традиционной системы характерны:

 цель образования как подготовка к жизни и труду;

 знания как продукт прошлого;

 процесс обучения как передача известных образцов знаний, умений и навыков;

 обучающийся как объект педагогического воздействия;

 в большинстве случаев репродуктивный характер деятельности обучающегося.

Инновационное образование предполагает следующее значение тех же структурных элементов:

 цель образования как обеспечение условий самоопределения и самореализации;

 знания как продукт для будущего;

 процесс обучения как создание обучающимся образа мира в самом себе путем собственной активной деятельности;

 обучающийся как субъект познавательной деятельности;

 в большинстве случаев активная деятельность обучающегося.

В целом можно согласиться с такими установками. Тем не менее отметим, что они существенно идеализированы, то есть указанные выше системы образования на самом деле представляют собой модели, в которых отражены лишь доминирующие признаки. Например, нельзя сказать, что существовавшая до настоящего времени система образования полностью отвергала творческую деятельность обучающихся или возможность заниматься самообразованием. Кроме того, часто мы стремимся к возведению в абсолют значений тех или иных терминов, например, обозначающих участников педагогического процесса. Ясно, что имели в виду авторы концепции современного образования, заменяя слово «обучаемый» на слово «обучающийся», однако стоит заметить, что вряд ли можно говорить о полном отсутствии какого-либо воздействия педагога на «обучающегося». На наш взгляд, в современном образовательном процессе возможны ситуации, когда педагог имеет дело именно с «обучаемым», причем не обязательно при этом имеется в виду «насильственная» передача знаний, «неактуальных» с точки зрения обучающегося. В определенных видах деятельности для обучающихся наиболее важны навыки и образцы поведения, приобретенные в результате многократных повторений. Следовательно, этому их должен учить педагог, который на время должен превратить их из «субъекта» в «объект» познавательной деятельности. Кроме того, в слова «обучаемый» и «обучающийся» в концепции вложен довольно узкий с точки зрения русского языка смысл.

Наш собственный опыт использования технологий дистанционного обучения позволяет сформулировать несколько несистематизированных правил, которых, на наш взгляд, должен придерживаться педагог, осуществляющий дистанционное обучение:

  1. В курс дистанционного обучения должна входить информация, которая «выдается» обучающимся: конспекты, видеоматериалы, буклеты и т. п.
  2. Нужно стараться сделать так, чтобы курс был доступен пользователям среднестатистического компьютера.
  3. Преподаватель должен всегда спокойно реагировать на неожиданные ситуации, возникающие в процессе общения со слушателями своего курса.
  4. Информация должна быть предназначена для слушателя, а не наоборот. Создание информационного потока — это своеобразная драматургия информатики, можно сказать, даже искусство.
  5. Преподаватель должен чаще использовать визуальные образы, они запоминаются надолго, а иногда — на всю жизнь.
  6. Качественное оформление и грамотное использование информационных технологий способствуют концентрации внимания и пониманию слушателей.
  7. Личное отношение обучающего к учебной информации также является важным фактором убеждения при обучении.
  8. События, происходящие при обучении, привлекают слушателей. Слушатели считают, что изменяющаяся ситуация обозначает, что есть смысл сохранять к ней интерес.
  9. Иногда излишняя детализация затрудняет понимание. Поэтому можно ограничиться схематичным представлением информации.

Принципы, которыми должен руководствоваться обучающийся в своем образовании, в том числе дистанционном [3, с. 80–81]:

 стремление делать что-то для своего развития;

 освоение предмета вширь и вглубь;

 четкое разделение предстоящей работы на части и выполнение плана работы;

 проверка уровня своей подготовки;

 получение знаний о видах знаний, их происхождении и функциях, о сути и природе научного познания;

 использование рациональных способов учения;

 восприятие учебы как игры.

В последнем пункте под игрой, в первую очередь, понимается имитация какой-либо деятельности, не обязательно предполагающая элементы развлекательности.

Решение проблемы мотивации при дистанционном обучении является, на наш взгляд, определяющим фактором, влияющим на эффективность процесса обучения. Оно требует принципиально нового подхода, так как традиционные методики здесь неприменимы в силу существенного отличия этого обучения от традиционного. Это решение должно быть комплексным, учитывающим педагогические, психологические и информационные аспекты такого обучения.

Литература:

  1. Ключкин А. Не можешь? Заставим / А. Ключкин // LENTA.RU. Наука и техника. 14 ноября 2013 года. — URL: http://lenta.ru/articles/2013/11/05/mooc/?utm_medium= twitter&utm_source=twitterfeed.
  2. Лебедева М. Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / М. Б. Лебедева, С. В. Агапонов, М. А. Горюнова и др.; Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с.
  3. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Сериков; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов