Библиографическое описание:

Глущенко Е. В., Кузнецова А. Н. Формирование познавательной активности студентов технических специальностей в высших учебных заведениях // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 55-58.



 

Радикальные перемены, происходящие в социальной, экономической, политической и культурной жизни современного казахстанского общества, привели к существенным изменениям и в области образования. К их числу относится переход на кредитную систему обучения, которая рассматривается как одно из главных условий создания гибкой мобильной системы образования, отвечающей новым требованиям и мировым стандартам.

В современной педагогике кредитная система обучения определена, как образовательная система, повышающая уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации и выборности образовательной траектории в рамках строгой регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов. Эти ее особенности требуют от студентов таких качеств, как самостоятельность, готовность к самообразовательной деятельности, познавательная активность. В связи с этим проблема формирования и развития познавательной активности студентов в условиях кредитной системы обучения приобретает особую актуальность.

Анализ литературы по проблеме формирования и развития познавательной активности, собственный опыт работы в высшей школе позволили выявить противоречие между необходимостью развития познавательной активности студентов при кредитной системе обучения и недостаточной разработанностью соответствующего научно-методического обеспечения данного процесса в высшей школе.

Структуру познавательной активности составляют иерархические уровни-подсистемы (блоки), отражающие сущность активности как самодвижения: уровень потенциальной активности, регуляторный уровень, динамический уровень, уровень результативной активности и рефлексивно-оценочный уровень.

Потенциальным источником познавательной активности является мотивационно-потребностный блок, «запускающий» активные действия, характеризующий первый иерархический уровень в системе познавательной активности. Эмоционально-волевые образования обеспечивают так называемую «регуляторную» активность, или уровень эмоционально-волевой регуляции. Динамический блок познавательной активности складывается из синтеза инструментальной основы (внутренней части) и поведенческой составляющей (внешней части) организации активности. Результативный блок познавательной активности предполагает достижение субъектом некоего результата, что характеризуется общей продуктивностью реализуемых активно-познавательных действий. В центре следующего блока находится рефлексия субъекта активности: переживание результатов деятельности, степень удовлетворенности, самооценка затруднений и т. д. В модели познавательной активности, предложенной Т. А. Гусевой, особое место отводится рефлексии, поскольку именно она с помощью осмысления полученных результатов позволяет выйти на новый уровень активности. Количественными и качественными параметрами «рефлексивной» активности являются глубина рефлексии и самооценка. Этот компонент характеризует овладение субъектом собственной когнитивной активностью — «уровень метаактивности, которая, являясь завершающим звеном в структуре познавательной активности, создает условия для новой активности, следующей за предыдущей» [1, с.21]. Таким образом, разработанная Т. А. Гусевой структура вписывается в общие положения системного подхода, соответствует основным принципам системности, а также отвечает психологической структуре деятельности, представленной во взаимодействии компонентов: мотива, цели, условия (задачи), действий и операций, в том числе действий контроля и оценки.

Познавательная активность — это динамическое личностное качество, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания.

Уровень развития познавательной активности определяется по критериям ее структурных компонентов:

1)                низкий уровень (репродуктивно-подражательный) — основным субъектом деятельности является преподаватель, который полностью управляет учебно-познавательным процессом, позиция студента пассивная, характеризуется индифферентным отношением к преподавателю;

2)                уровень ниже среднего (ситуативно-эмоциональный) — студент сознательно включается в управление своей деятельностью в эмоционально-привлекательных ситуациях. Ситуации сконструированы педагогом. Уровень управления со стороны студента ограничен рамками данной эмоционально-привлекательной ситуации и заключается в управлении действиями по эталону;

3)                средний уровень (поисково-исполнительский) — студент управляет своим познанием в рамках отношения к учению как обязательному труду и является равноправным субъектом познавательной деятельности;

4)                 высокий уровень (творческий) — характеризуется позицией студента как основного субъекта учения, его сознательностью и самостоятельностью в управлении учебно-познавательной деятельностью.

Педагогические условия формирования и развития познавательной активности студентов — это комплекс мер в образовательном процессе вуза, которые должны обеспечить студентам достижение необходимого уровня познавательной активности при кредитной системе обучения.

Исходя из социального заказа высшей школе, выявлены следующие педагогические условия:

1)                качественное информационное обеспечение образовательного процесса;

2)                включение преподавателей и студентов в диалогическое общение в аудиторной и внеаудиторной деятельности;

3)                ориентация студентов на самообразовательную деятельность.

Основой современной системы образования является высококачественная информационно-педагогическая среда. Она позволяет коренным образом модернизировать технологическую базу, перейти к новым информационным технологиям в обучении, соответствующим системе открытого образования [2, с.9]. Поэтому первым условием эффективного развития познавательной активности студентов является качественное информационное обеспечение образовательного процесса.

Качественное информационное обеспечение учебного процесса ведет к изменению позиции преподавателя и студента. И преподаватели, и студенты становятся активными участниками образовательного процесса, их отношения приобретают субъект — субъектный характер, основываются на доверии, взаимном уважении, равноправии и реализуются в форме диалога. Эта яркая особенность обусловила выбор второго условия развития познавательной активности студентов: включение преподавателей и студентов в диалогическое общение в аудиторной и внеаудиторной деятельности.

Учебная деятельность требует от студентов умений постоянно обогащать свои знания, отыскивать и воспринимать новую информацию, продуктивно использовать различные источники сведений, то есть обеспечивает развитие познавательной активности студентов. Это обусловило необходимость третьего условия развития познавательной активности студентов — ориентация студентов на самообразовательную деятельность.

Реализация первого условия — качественное информационное обеспечение образовательного процесса — достигается за счет предоставления студентам информационного пакета, в который входят: индивидуальный учебный план студента; силлабусы по обязательным и элективным дисциплинам; методические указания по СРС и СРСП; тестовые задания на все виды контроля; материалы для практики.

С целью развития познавательной активности студентов, овладения научными знаниями, умениями, навыками можно использовать «Мультимедийную обучающую систему дисциплины», под которой понимается «совокупность взаимосвязанных компьютерных учебных программ (информационной, тренировочной, моделирующей, справочно-энциклопедической, контролирующей), обеспечивающих полную структуру учебно-познавательной деятельности: цель, мотив, собственно деятельность, результат — при условии интерактивной обратной связи, выполненных на основе технологий Мультимедиа» [3, с.17].

Мультимедийная обучающая система дисциплины состоит из трех типов мультимедийных обучающих подсистем:

1)                для организации лекционных занятий, в которой превалирует информационный компонент;

2)                для организации практических занятий (упражнений), в которой превалирует тренировочный компонент;

3)                для организации лабораторных занятий, в которой превалирует моделирующий компонент.

Работа с мультимедийной обучающей системой невозможна без использования активных методов и форм обучения. Прежде всего, это касается проведения лекционных занятий. Именно на лекционных занятиях наблюдается самая низкая познавательная активность студентов. Поэтому для развития познавательной активности студентов на лекционных занятиях необходимо использовать информационные технологии, в частности, технологию мультимедиа.

Опыт показывает, что проведение информационных и проблемных лекций, лекций-визуализаций, лекций с запланированными ошибками, лекций пресс-конференций, лекций вдвоем потенциально обеспечивает, по сравнению с лекциями, проводимыми по традиционной технологии, более высокий уровень реализации таких традиционных дидактических требований, как научность, наглядность, доступность, прочность, сознательность и активность обучающихся, единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Чтобы данные лекции максимально способствовали развитию познавательной активности студентов, обеспечивали высокий уровень качества обучения, при их разработке учитывались требования, сформулированные Н. Г. Семеновой [3, с.23]:

                   требование синкретичности предъявления учебной информации, под которым понимается комбинированное предъявление учебной информации, включающее в себя дидактически обоснованное соотношение ее различных форм: текст, звук, графика, видео, анимация;

                   требование обеспечения полной структуры учебно-познавательной деятельности (цель, мотив, собственно деятельность, конечный результат). Выполнение этого требования на лекции обеспечивает обратную связь, а соответственно, замкнутый вид управления учебно-познавательной деятельностью и ее активизацию;

                   требование эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности, которое реализуется в лекции-визуализации посредством следующих приемов: цветового воздействия, композиционного моделирования, анимации, аудиосопровождения, пространственной визуализации графической информации — с целью активизации таких ведущих познавательных эмоций, как удивление, любопытство, любознательность, уверенность, увлеченность;

                   эргономические требования, обеспечивающие организацию нормальной визуальной среды на лекции-визуализации. К эргономическим требованиям отнесены: требования к шрифтам, символам, формулам, к созданию цветовой гармонии, к организации информации внутри одного окна, к работе с несколькими окнами, к организации аудиоинформации, к анимационным изображениям.

Для реализации практических и лабораторных занятий необходимо использовать различные компьютерные модели, которые выбираются адекватно содержательной специфике процесса обучения дисциплинам. В основном используются графические, геометрические, имитационные компьютерные модели.

Под графической моделью понимается условный образ абстрактных понятий, которые невозможно представить обычными средствами предметной наглядности, выполненный с помощью графических редакторов в виде диаграмм, графиков, характеристик, таблиц и т. д.

Геометрическая модель — это визуализированное подобие реального устройства, выполненное инструментальными средствами ПК (средствами машинной графики) и отображающее конструктивную форму, основные структурные элементы устройства (системы) и существующие между ними связи.

Очень сложным для усвоения студентов является изучение процессов, протекающих в реальных устройствах систем автоматизации, поэтому его целесообразно проводить с помощью имитационной модели. Как известно, имитационная модель представляет собой отдельную программу или комплекс программ, позволяющий с помощью последовательности вычислений и графического отображения их результатов воспроизводить (имитировать) процессы функционирования объекта при условии воздействия на него различных, в том числе случайных, факторов.

Учебная информация по техническим дисциплинам структурируется преимущественно в виде задач и проблемных ситуаций. Студентам предлагаются задачи четырех типов:

1)                репродуктивные задачи, которые решаются по заданной в словесной форме программе выполнения всех элементарных шагов с указанием условий их применения;

2)                алгоритмические задачи, которые решаются по алгоритму, заданному в виде формулы, когда для решения необходимо трансформировать этот алгоритм в развернутую программу;

3)                трансформированные задачи, при решении которых студенты применяют известные формулы в новых ситуациях, когда эвристические шаги играют ведущую роль;

4)                творческо-поисковые задачи, при решении которых студенты учатся анализировать ситуацию, самостоятельно формулировать задачу и находить способ решения.

Таким образом, на занятиях у студентов формируются знания и умения, позволяющие им занять активную позицию в образовательном процессе, накапливать опыт диалогического общения и интерактивного обучения.

Активизации учебной деятельности студентов, формированию у них познавательной и профессиональной мотивации способствует также использование на практических и лабораторных занятиях программных комплексов VisSim, МВТУ, математического процессора MathCAD, программной системы схематического моделирования Electronics Workbench предназначенных для специалистов в области автоматизации.

Системность контроля знаний достигается за счет сочетания различных видов работы, однако особая роль принадлежит тестированию, в том числе и компьютерному. Тесты, используемые для текущего и рубежного контроля, определяются как система заданий возрастающей трудности и специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и измерить уровень знаний.

В конце изучения каждого раздела целесообразно проводить также заключительную проверочную работа, поскольку невозможно проверить весь тезаурус дисциплины только при помощи тестовых заданий и понятийного диктанта. По техническим дисциплинам предполагаются две формы заключительных проверочных работ: контрольная работа и коллоквиум. В контрольной работе содержатся задачи различной степени сложности. Проведение коллоквиумов не только стимулирует учебную активность студентов, но и придает их работе рассредоточенный характер, а процесс овладения изучаемым материалом идет по линии его более глубокого осмысления и усвоения. Коллоквиумы приучают студентов соблюдать закономерности учебно-познавательной деятельности, побуждают их к совершенствованию учебных умений и навыков.

Организованная таким образом работа обеспечивает оптимальные условия для развития познавательной активности студентов. Полученный эмоциональный настрой помогает студентам активно включаться в учебный процесс. О повышении активности студентов на занятиях можно судить по количеству выполняемых видов работ на одном занятии, по вопросам, задаваемым студентами во время занятий, по отношению студентов к процессу выполнения заданий, характеру общения между собой в ходе учебной деятельности.

Таким образом, реализация второго условия (включение преподавателей и студентов в диалогическое общение в аудиторной и внеаудиторной деятельности) и третьего условия (ориентация студентов на самообразовательную деятельность) осуществляется за счет использования активных методов и форм обучения.

 

Литература:

 

  1.              Гусева Т. А. Стили познавательной активности личности студентов: Автореф. дис. д-ра психол. наук.- Новосибирск, 2009. — 47 с.
  2.              Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 256 с.
  3.              Семенова Н. Г. Теоретические основы создания и применения мультимедийных обучающих систем по электротехническим дисциплинам. — Оренбург: ИПФ «Вестник», 2007. — 317 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов